Подменный товар

Приобретенный товар вышел из строя, а на период его гарантийного ремонта или поиска замены продавец предоставляет покупателю аналогичную вещь во временную эксплуатацию. Утопия? Не совсем.

В статье мы расскажем, как продавцу вести учет товаров, предоставляемых покупателям во временное пользование взамен товаров, вышедших из строя. Методических материалов по этим вопросам практически нет, попытаемся найти ответы самостоятельно.

Права покупателя и обязанности продавца

При обнаружении недостатков товара в течение гарантийного срока покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца (п. 1 ст. 475, п. 3 ст. 477 ГК РФ):

— соразмерного уменьшения покупной цены;

— безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

— возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Под безвозмездным устранением недостатков мы понимаем гарантийный ремонт.

В случае обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков покупатель вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (п. 2 ст. 475 ГК РФ).

Других способов защиты прав покупателя при таких обстоятельствах Гражданский кодекс не предусматривает. Вместе с тем понятно, что пострадавший покупатель теряет время, а также утрачивает возможность использовать приобретенную им вещь, что влечет за собой дополнительные расходы или упущенную выгоду. Спектр проблем и ощущений знаком каждому, кто оказывался в подобной ситуации.

Подменный товар — требование Закона

Гражданский процессуальный кодекс (ст. 99) предусматривает взыскание компенсации за потерю времени, но, к сожалению, при других обстоятельствах. А теперь взглянем на неудачную покупку с другой стороны. Гражданское законодательство признает, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Следовательно, приобретение некачественного товара является составляющей хозяйственного риска покупателя, осуществляющего коммерческую деятельность (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Однако среди покупателей — некоммерческие организации, а также физические лица, приобретающие товары для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Риски последних при покупке уменьшает Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Справочно. Потребитель — это гражданин, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Закон РФ «О защите прав потребителей»).

Обратимся к п. 1 ст. 21 Закона N 2300-1. Если для замены товара требуется более семи дней, то по требованию потребителя продавец в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. А на период гарантийного ремонта товаров длительного пользования продавец по требованию покупателя обязан в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами. И тоже доставить его за свой счет. Об этом сказано в п. 2 ст. 20 Закона N 2300-1. Правда, Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 установлен Перечень товаров, на которые эти нормы не распространяются. Например, в нем значатся автомобили и мебель. А вот потребовать во временную эксплуатацию холодильник или ноутбук потребитель сможет.

Кроме того, Закон N 2300-1 (п. 1 ст. 18) предусматривает право потребителя требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Разумеется, подобные споры требуют оперативной и квалифицированной экспертизы товара, к качеству которого потребитель предъявил претензии. Но эти вопросы предметом данной статьи не являются. Наш главный вывод состоит в том, что уважающий себя продавец всегда должен иметь в наличии подменные товары. Такие объекты учитываются в составе основных средств в целях как бухгалтерского, так и налогового учета (Письмо Минфина России от 24.04.2007 N 07-05-06/105).

Подменный товар — условие договора купли-продажи

Способы защиты прав потребителей представляют интерес для совершающих покупки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они могут согласовать подобные условия для продавцов в договорах поставки (ст. 506 ГК РФ). Напомним: условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Иногда продавцы включают такие условия в договор по собственной инициативе — в целях повышения своего делового имиджа на рынке. Кстати, это характерно для автосалонов, продающих автомобили представительского класса. Причем если это дилеры, то такое условие их деятельности может быть оговорено предприятиями — изготовителями автомобилей.

Итак, для продавца предоставление подменного товара — либо требование Закона N 2300-1, либо условие договора купли-продажи. В любом случае это обязательство, связанное с осуществлением его предпринимательской деятельности, от исполнения которого он не может уклониться.

Выгода покупателя

В любом случае покупатель получает подменный товар в пользование безвозмездно, без встречного представления, то есть без дополнительной оплаты продавцу. О безвозмездности говорится в Законе N 2300-1. Однако в данной ситуации речь идет не о самостоятельной сделке, а об отдельно взятом условии возмездного договора (неважно, установлено ли такое условие законом или соглашением сторон).

Автор полагает, что вычленять и классифицировать отдельно взятую операцию из сделки купли-продажи неправомерно. Уместно провести сравнение: договор поставки может содержать условие о доставке, но такая доставка не считается самостоятельной деятельностью по перевозке (ст. ст. 458, 510 ГК РФ; п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157).

Тарификация каждого отдельного действия в рамках единого договора не производится. Причем продавец имеет возможность заблаговременно предусмотреть подобные издержки (на обслуживание некачественных товаров) через резерв предстоящих расходов (пример 3 Приложения 2 к ПБУ 8/2010).

Теперь встанем на позиции покупателя. В целях налогообложения, для исчисления налога на прибыль или НДФЛ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ). В бухгалтерском учете доходами тоже признается увеличение экономических выгод организации (п. 2 ПБУ 9/99). А что мы видим в реальности? Получив во временное пользование товар, покупатель не поимел никакой экономической выгоды. Ему всего лишь были компенсированы убытки и неудобства, и то частично. В итоге, по мнению автора, налогооблагаемого дохода у покупателей — заметьте, по основанию выявления ими недостатков в приобретенном товаре! — нет и не может быть.

Следовательно, юридические лица, бесплатно эксплуатирующие подменный товар, не признают в налоговом учете внереализационные доходы (п. 8 ст. 250 НК РФ), а в бухгалтерском учете — прочие доходы (п. 7 ПБУ 9/99). А у физических лиц не возникает объекта обложения НДФЛ (пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Еще раз подчеркнем: покупателю не оказывается отдельно взятая бесплатная услуга по пользованию вещью. Поэтому ни о какой выгоде у него не может быть и речи. С равным успехом можно признавать экономическую выгоду от гарантийного ремонта. К счастью, до этого никто не додумался.

Налоговые последствия для продавца

Классифицировать передачу подменного товара покупателю как договор безвозмездного пользования (ссуды) неправомерно (п. 1 ст. 689 ГК РФ). Ведь передача вещи во временное пользование в рамках договора ссуды ничем не обусловлена, то есть заведомо не предполагает первоначальных условий для такой передачи. А в нашей ситуации принципиальное условие имеется — чтобы получить право на пользование подменным товаром, сначала купите некачественный товар!

Гражданско-правовое регулирование отношений по передаче подменного товара может осуществляться по аналогии (ст. 6 ГК РФ). А вот в налоговом законодательстве аналогии не практикуют. Налоговый кодекс — это документ прямого действия, а все его неясности толкуются в пользу налогоплательщиков (п. п. 6, 7 ст. 3 НК РФ).

На заметку. Покупатель, которому передан подменный товар, приобретает имущественные права на его использование, а вот безвозмездно ли?

На основании вышеизложенного передача подменного товара не может быть расценена как оказание услуг на безвозмездной основе. Поэтому в связи с этой операцией объекта налогообложения по НДС не возникает (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Манипулирование характеристикой «безвозмездно» из Закона N 2300-1 неправомерно.

Точно так же не действует и правило п. 16 ст. 270 Налогового кодекса, в соответствии с которым не учитываются по налогу на прибыль расходы в виде стоимости безвозмездно переданных имущественных прав и расходы, связанные с такой передачей.

Официальной позиции нет

По теме статьи автору не удалось обнаружить ни разъяснений контролирующих органов, ни арбитражных прецедентов по налоговым спорам. Хотя судебные тяжбы между продавцами и покупателями не редкость. Так что вопросы учетной политики «отданы на откуп» профессиональному суждению бухгалтеров.

Однако тот факт, что Минфин России в вышеназванном Письме классифицировал подменные автомобили в качестве основных средств, уже о многом говорит. Ведь основные средства — это объекты, предназначенные для использования либо фактически используемые в целях получения дохода (пп. «а» п. 4 ПБУ 6/01 во взаимосвязи с п. 5 ПБУ 10/99, п. 1 ст. 257 НК РФ). Очевидно, продавцы не приобретают подменные товары в целях их безвозмездного, «некоммерческого» предоставления. Это способ исполнения обязанности продавца, связанной с реализацией товаров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code