Глава 3. РАЗМЕР МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА

  • 1. Базовая величина

Материнский (семейный) капитал — это не наличные деньги. Право на средства дополнительной государственной поддержки подтверждается государственным сертификатом, выпускаемым в валюте РФ.

Когда стартовала программа дополнительных мер государственной поддержки семьи, базовый размер материнского капитала на федеральном уровне составлял 250 тыс. руб. (ч. 1 ст. 6 Закона N 256-ФЗ).

 

  • 2. Инфляция и индексация средств государственной поддержки семей с детьми

 

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона N 256-ФЗ размер материнского капитала ежегодно пересматривается. В первоначальной редакции этой нормы было установлено, что сумма государственных средств индексируется на коэффициент роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. В 2014 году размер материнского капитала установлен в сумме 429 408,5 руб. Как видим, за семь лет сумма средств государственной поддержки семей с детьми увеличилась почти на 72% по сравнению с базовой величиной.

В последние годы федеральный бюджет планируется исходя из трехлетнего периода. Поэтому Законом N 241-ФЗ законодатель уточнил формулировку ч. 2 ст. 6 Закона N 256-ФЗ, дополнив его словами «и на плановый период».

Плановый показатель уровня инфляции (не более 5%) (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.) установлен ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Зная это, можно подсчитать примерную сумму материнского капитала для 2015 года. Она составит 450 878,9 руб. (429 408,5 x 1,05). Правда, это при условии, что, принимая закон о федеральном бюджете на следующий год, Правительство РФ не скорректирует основные характеристики, к которым относится и прогнозируемый уровень инфляции.

Стоимость материнского (семейного) капитала в прошлом в результате его пересмотра с учетом уровня инфляции представлена в таблице N 1.

 

Таблица N 1

Суммы материнского капитала по годам с учетом индексации

 

Год Прогнозируемый уровень инфляции, % Размер материнского капитала, руб. Основание
2007 250 000 Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ч. 1 ст. 6)
2008 10,5 276 250 Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ (ч. 1 ст. 11)
2009 13,0 312 162 Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 11)
2010 8,0 343 378,8 Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 10)
2011 6,5 365 698,4 Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 10)
2012 6,0 387 640,3 Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ (ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 10)
2013 5,5 408 960,5 Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ (ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 10)
2014 5,0 429 408,5 Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ (ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 9)

 

Если семья (мать или отец (усыновитель)) использует часть средств, сумма капитала уменьшится. О размере оставшейся части капитала ПФР должен сообщать (не позднее 1 сентября текущего года) его владельцу. В этот же срок работники ПФР информируют о размере капитала с учетом инфляции.

Обратите внимание: изменение размера капитала в результате его пересмотра с учетом темпов инфляции не влечет за собой замену сертификата (п. 12 Правил подачи заявления и выдачи сертификата).

Такой порядок позволяет как государству своевременно спланировать расходы на реализацию программ государственной поддержки семей с детьми в федеральном бюджете, так и получателям этих средств наиболее рационально их использовать.

Конечно же, ежегодный пересмотр размера материнского (семейного) капитала с учетом темпов роста инфляции является справедливым.

Вместе с тем многие родители считают, что при выделении средств государственной поддержки неплохо было бы учитывать еще и уровень жизни в регионах, где они проживают.

Такого же мнения придерживаются и отдельные представители депутатского корпуса Государственной Думы. Выступая на стороне родителей, они пытаются проводить параллель с нормами трудового законодательства. В ТК РФ, например, предусмотрено установление специальных коэффициентов к заработной плате в зависимости от района, в котором работает россиянин. Такая необходимость обусловлена неодинаковыми природно-климатическими условиями, требующими компенсации дополнительных расходов, связанных с проживанием и выполнением работ в таких местностях. Районные коэффициенты применяются, например, на территории Европейского Севера, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Сторонники районирования предложили закрепить в Законе N 256-ФЗ положение о том, что размер материнского (семейного) капитала повышается на величину районного коэффициента к заработной плате, установленного в районе, в котором совершается выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (законопроект N 292856-6 «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Такую законотворческую инициативу посчитало недостаточно обоснованной Правительство РФ. В заключении на законопроект оно отметило, что материнский (семейный) капитал не является пособием или иным видом социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях. В связи с этим отсутствует взаимосвязь между районным коэффициентом, устанавливаемым к заработной плате, и материнским (семейным) капиталом, являющимся дополнительной мерой социальной поддержки семей, имеющих детей. Как улучшение жилищных условий, так и получение образования в разных регионах требуют различных затрат. Но жилье приобретается (обучение ребенка осуществляется) не обязательно в районе, в котором выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Если предложенная депутатами поправка будет внесена в закон, это, по мнению Минтруда России, поставит в неравное положение семьи, имеющие двоих и более детей и проживающие в разных субъектах РФ.

Схожие аргументы на законопроект высказал и Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Но соратники-депутаты в целом поддержали концепцию законопроекта. При этом они отметили, что предложенная мера отвечает основным направлениям государственной политики развития Дальнего Востока, главным из которых является поддержка населения, проживающего в настоящее время на территории Дальневосточного федерального округа, а также привлечение молодых и квалифицированных кадров для работы на предприятиях и организациях этого округа.

Будет ли принята поправка в закон — покажет время. Пока что предложено данный законопроект отклонить.

В целом же у регионов есть другие рычаги влияния на улучшение демографической ситуации с помощью мер дополнительной поддержки семей с детьми.

 

  • 3. Региональные добавки

 

Региональные и муниципальные власти вправе устанавливать дополнительные меры поддержки семей с детьми (ч. 2 ст. 1 Закона N 256-ФЗ). Добавки осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.

Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012 говорил о необходимости развития дополнительных мер по улучшению демографической ситуации в каждом отдельном регионе.

Сегодня во многих регионах приняты соответствующие законы (http://www.materinskiy-semeyniy-kapital.ru/regionalnyj_materinskij_kapital_i_socialnaja_podderzhka_mnogodetnyh_semej/).

В большинстве регионов право на материнский капитал имеют женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей, и только в трех областях — Смоленской, Московской и Ульяновской — право на получение материнского капитала есть у женщин, родивших (усыновивших) второго или последующих детей.

Смоленская область — это первый регион, который в России ввел такую меру социальной поддержки семей с детьми.

Областной закон от 28.02.2008 N 15-з дополнил федеральное «приданое» на малыша собственной долей, установив ее в размере 100 тыс. руб. Эта сумма также ежегодно индексируется на уровень инфляции, устанавливаемый федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в порядке, определяемом нормативным правовым актом Администрации Смоленской области. В 2013 году областная доля в материнском капитале составляла уже 148 040 руб.

Право на дополнительные меры региональной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих российских граждан, проживающих на территории Смоленской области не менее одного года:

— женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2008 г. (в том числе в случае смерти первого и (или) второго ребенка, при условии, что была произведена государственная регистрация его (их) рождения), если ранее им не был выдан сертификат на областной материнский (семейный) капитал;

— женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2008 г. (в том числе в случае смерти первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей, при условии, что была произведена государственная регистрация его (их) рождения), если ранее им не был выдан сертификат;

— мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об установлении усыновления ребенка вступило в законную силу, начиная с 1 января 2008 г. (в том числе в случае смерти первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей, при условии, что была произведена государственная регистрация его (их) рождения), если ранее им не был выдан сертификат.

Использовать областную долю фамильного капитала можно по истечении трех лет с момента рождения ребенка на улучшение жилищных условий и на образование детей.

В феврале 2013 г. областной Думой были приняты поправки в закон. В новой редакции закона предусматривается возможность гражданам, родившим или усыновившим двух или более детей одновременно, пятого ребенка или последующих детей, использовать средства областного капитала по истечении одного года со дня рождения (усыновления) этих детей.

За период с 2008 года областным департаментом по социальному развитию выдано 18 603 сертификата на областной материнский капитал, поступило 3060 заявлений граждан, имеющих сертификаты. Наиболее активно смоляне направляют средства на улучшение жилищных условий — 3023 заявления. За счет средств областного капитала 2850 семей, в том числе 319 многодетных, смогли улучшить жилищные условия. По вопросу распоряжения средствами областного капитала на получение ребенком образования поступило 37 заявлений (http://www.admin-smolensk.ru/news/news_6873.html).

На 2014 год плановые расходы на предоставление областного материнского капитала установлены на уровне 219,5 млн. руб. (http://www.finsmol.ru/open).

Хотя нужно отметить, что общемировая неблагоприятная ситуация в экономической сфере не обошла стороной и этот регион. При обсуждении проекта бюджета на ближайшие три года затрагивался и вопрос о выплатах регионального материнского капитала. Расходы бюджета в этой части, составляющие ежегодно около 300 млн. руб., не сокращаются. Но были высказаны опасения, что в случае предъявления областному бюджету всех выданных с 2008 года сертификатов области придется единовременно изыскать 2,5 млрд. руб. Это может обрушить региональный бюджет. Поэтому было высказано предложение обсудить возможность приостановки выдачи региональных материнских сертификатов на фоне сохраняющегося федерального материнского капитала, размер которого в 2014 году составляет свыше 429 тыс. руб. Это вынужденная мера, как считают в областном правительстве, позволит найти ресурсы на обеспечение тех региональных сертификатов, которые уже были выданы с 2008 года (http://www.admin-smolensk.ru/news/news_8205.html).

В зависимости от региона размер и правила получения дополнительного материнского капитала сильно отличаются.

Так, например, в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.07.2011 N 73-ЗАО региональный материнский капитал введен с 1 января 2012 г. Действие Закона в этом регионе распространяется на правоотношения, возникшие в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2016 г. Размер материнского капитала здесь составляет 350 тыс. руб. Лица, получившие свидетельство, могут использовать средства материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям:

— на улучшение жилищных условий;

— на получение медицинской помощи членами семьи (родителями и (или) детьми) в учреждениях здравоохранения или других организациях, оказывающих медицинскую помощь, расположенных на территории Российской Федерации и за ее пределами.

В Томской области региональный материнский капитал распространяется на семьи, в которых рожден (усыновлен) третий или четвертый ребенок. Причем на эту социальную поддержку регионального бюджета могут рассчитывать лишь семьи, среднедушевой доход которых на момент обращения не превышает две величины прожиточного минимума на душу населения по месту проживания семьи на территории Томской области.

Причем реализовать право на получение регионального материнского капитала семья может лишь в том случае, если до обращения за ним она прожила в области не менее полутора лет (ст. 10.3 Закона Томской области от 16.12.2004 N 253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей»).

Многие региональные законы в качестве условия выдачи сертификата предусматривают проживание его получателя на территории региона не менее года. Порой выполнение этого условия порождает судебные споры.

В связи с рождением третьего ребенка гражданка РФ приобрела право на получение сертификата на областной (материнский) капитал в соответствии с Законом Иркутской области от 03.11.2011 N 101-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области». Согласно ст. 3 этого Закона дополнительная мера социальной поддержки предоставляется женщине, проживающей на территории Иркутской области, при рождении третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2012 г. при соблюдении следующих условий:

— наличие у женщины гражданства РФ и постоянное ее проживание на территории Иркутской области не менее одного года к моменту рождения третьего ребенка или последующих детей;

— наличие у ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение дополнительной меры социальной поддержки, гражданства РФ.

Женщина обратилась в районное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче сертификата на региональный материнский (семейный) капитал. Однако получила отказ, который был мотивирован отсутствием у нее документов, подтверждающих постоянное проживание на территории Иркутской области не менее одного года к моменту рождения третьего ребенка. При этом районное управление исходило из отсутствия у подавшей иск женщины регистрации по месту жительства в нужный период.

Судом было установлено, что, по данным регистрационного учета, женщина имела в области регистрацию по месту жительства, которая прерывалась. Третий ребенок как раз и родился во время отсутствия регистрации.

Но судом было выявлено, что дети школьного возраста из этой семьи непрерывно обучались в средней общеобразовательной школе этого же района. Сам период отсутствия регистрации был непродолжительным, что, по мнению суда, с очевидностью указывало на невозможность выезда женщины на постоянное место жительства за пределы Иркутской области.

Суд указал в своем определении, что у районного управления была возможность выяснить у женщины место ее жительства в период между снятием и последующей постановкой на регистрационный учет. Никаких препятствий для получения подтверждающих документов у районного органа исполнительной власти не было. Однако чиновники этого не сделали и были обвинены судом в формальном подходе к рассмотрению заявления женщины на получение сертификата, условия получения которого соответствовали установленному на территории Иркутской области порядку.

В результате апелляционный суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы районного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и оставил без изменения решение районного суда первой инстанции. Районный суд признал нарушенными права женщины на получение мер дополнительной государственной поддержки, обязал чиновников устранить допущенные нарушения, а еще и взыскать в пользу женщины судебные расходы.

См.: Апелляционное определение Иркутского областного суда от 27.11.2013 N 33-9669/13.

А вот в другом случае суд поддержал позицию представителей территориального отделения ПФР.

Жительница одного из районов Республики Марий Эл обратилась в отдел социальной защиты с заявлением о предоставлении единовременной выплаты регионального материнского капитала. Согласно ст. 11.1 Закона Республики Марий Эл от 02.12.2004 N 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» одному из родителей (усыновителей) по их выбору при рождении (усыновлении) четвертого или последующего ребенка (детей) предоставляется единовременная выплата материнского капитала. Выплата производится при соблюдении на дату обращения за ней определенных условий, среди которых предусмотрена регистрация заявителя и членов его семьи по месту жительства на территории Республики Марий Эл в течение последних трех лет. Единовременная выплата материнского капитала предоставляется в размере 50 тыс. руб. Порядок предоставления и индексации единовременной выплаты материнского капитала устанавливается Правительством Республики Марий Эл.

Порядок предоставления и индексации единовременной выплаты материнского капитала, утвержденный Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26.12.2012 N 14, также предусматривает обязательные условия предоставления единовременной выплаты материнского капитала (п. 2). В частности, одним из условий является наличие регистрации заявителя и членов его семьи по месту жительства на территории Республики Марий Эл в течение последних трех лет.

Рассмотрев заявление женщины, отдел социальной защиты вынес решение отказать ей в предоставлении единовременной выплаты материнского капитала. Отказ был мотивирован отсутствием регистрации члена семьи заявителя (супруга) по месту жительства на территории Республики Марий Эл в течение установленного законом срока (последних трех лет). Дело в том, что муж работал вахтовым методом и имел по месту проживания своей семьи лишь регистрацию по месту пребывания.

Женщина сочла отказ в предоставлении ей единовременной выплаты материнского капитала неправомерным, а формальное отношение к регистрации по месту жительства и месту пребывания ее супруга расценила как ограничение прав их семьи на получение единовременной выплаты материнского капитала. Этими причинами она обосновала подачу своего заявления в суд и просила его отменить решение отдела социальной защиты.

Судом первой инстанции заявительнице было отказано в удовлетворении ее искового заявления.

Апелляционная инстанция, исследовав материалы дела, не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Судьи исходили из того, что регистрация гражданина по месту пребывания не может приравниваться к регистрации по месту жительства. Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определены понятия как места жительства, так и места пребывания, а также разграничены порядок и основания регистрации по месту жительства и регистрации по месту пребывания.

Что касается доводов, приведенных в апелляционной жалобе заявительницы, то суд усмотрел в них иное толкование указанных норм закона и свою оценку установленных судом обстоятельств, что не является основанием для отмены решения суда.

В результате жалоба женщины не была удовлетворена, а решение отдела социальной защиты об отказе в единовременной выплате регионального материнского капитала оставлено в силе.

См.: Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 03.12.2013 N 33-2006/2013.

Возвращаясь к особенностям выплаты регионального материнского капитала, выделим еще и Ульяновскую область. Здесь из средств областного бюджета финансируется выдача и обеспечение сертификата на именной капитал «Семья». В соответствии с Законом Ульяновской области от 05.02.2008 N 24-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» право на именной капитал «Семья» возникает у следующих граждан, проживающих на территории Ульяновской области:

— у женщин, не достигших 35 лет и родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, если они ранее не воспользовались правом на дополнительные меры социальной поддержки, начиная с 1 июля 2008 г.;

— у мужчин, не достигших 35 лет, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры социальной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 июля 2008 г.

С 1 июля 2011 г. именной капитал «Семья» установлен в следующих размерах:

— на второго ребенка — 50 тыс. руб.;

— на третьего ребенка — 100 тыс. руб.;

— на четвертого ребенка — 150 тыс. руб.;

— на пятого ребенка — 200 тыс. руб.;

— на шестого ребенка — 250 тыс. руб.;

— на седьмого ребенка и каждого последующего ребенка — 700 тыс. руб.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами именного капитала «Семья» в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий и получение образования ребенком (детьми).

Сравнительный анализ по субъектам РФ дополнительной меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде материнского (семейного) капитала (иной дополнительной выплаты) представлен в пояснительной записке к проекту Федерального закона N 227485-6 «О внесении изменений в статьи 217 и 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Глава 1    Глава 2     Глава 3    Глава 4    Глава 5    Глава 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code