МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ: КАК ПОЛУЧИТЬ И РАСПОРЯДИТЬСЯ

Глава 1. КТО МОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ НА МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ?

Сертификат на «приданое» для младенца

В конце XX — начале XXI в. в нашей стране дал знать о себе ряд негативных явлений: изменился социальный состав общества, резко сократились рождаемость и средняя продолжительность жизни населения, ослабла такая важная ячейка общества, как семья.

Современный уровень рождаемости и анализ ее динамики находятся под пристальным вниманием Правительства РФ и региональных властей. Анализ рождаемости позволяет определять ее возрастную модель, выявлять возможные резервы изменения рождаемости, разрабатывать региональные программы демографического развития. В Методических рекомендациях по разработке региональных программ демографического развития, утвержденных Минтрудом России, среди основных причин низкой рождаемости названы:

— ослабление потребности в детях, распространение семей, не желающих, даже при благоприятных условиях, иметь двоих, тем более троих детей;

— восприятие условий жизни как неблагоприятных для рождения детей, которое связано как с объективными жизненными трудностями, так и с повышенным уровнем притязаний, низкой ценностью нескольких детей по сравнению с другими жизненными целями.

Кроме этих двух основных причин, обращается внимание на откладывание рождения детей, особенно первых. По мнению разработчиков Методических рекомендаций, это связано прежде всего с откладыванием вступления в брак, его регистрации.

К числу основных факторов, определяющих уровень рождаемости, отнесена потребность в детях, которая, в свою очередь, зависит от ценностных ориентаций и социальных норм. Низкая рождаемость, откладывание вступления в брак и рождения детей, изменение отношения к регистрации брака, нестабильность супружеских союзов являются проявлениями негативных перемен, происходящих в институте семьи. Ценность стабильного зарегистрированного брака с несколькими детьми снижается.

Возможность реализации потребности в детях определяют условия жизни. Поэтому политика, направленная на повышение рождаемости, должна быть ориентирована как на создание семьям условий для реализации имеющейся потребности в детях, так и на усиление самой этой потребности.

В этих условиях руководство страны определило в качестве одной из приоритетных задач необходимость формирования системы мер социальной защиты и поддержки семьи, материнства и детства, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности.

В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 N 1270-р, приоритетными мерами в стимулировании рождаемости и укреплении семьи были определены:

— формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

— повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

— создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

Идею материального стимулирования повышения рождаемости озвучил Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 г. В нем было отмечено, что государство обязано помочь женщине, которая родила второго ребенка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию.

В основу поддержки материнства, детства и семьи была заложена концепция совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышения размеров пособий и обеспечения их адресности.

В целях реализации положений Послания Президента РФ был разработан Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

С его принятием в нашем обиходе появилось понятие «материнский (семейный) капитал».

Названный Закон регулирует отношения, связанные с приобретением и порядком реализации права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. В нем предусмотрено, что государственная поддержка — это возможность улучшить жилищные условия, получить образование, а также повысить уровень пенсионного обеспечения за счет средств материнского (семейного) капитала. Законом определены категории граждан, которые могут рассчитывать на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Сертификат — это именной документ, подтверждающий право на получение государственной поддержки. Материнский (семейный) капитал — это бюджетные средства, которые передаются из федерального бюджета в бюджет ПФР, а через его структуры направляются на поддержку семей с детьми.

Законодатель установил базовый размер материнского капитала, определил порядок пересмотра его суммы и правила распоряжения этими средствами.

Указатель сокращений

Нормативные правовые акты

БК РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации
ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
ЖК РФ Жилищный кодекс Российской Федерации
НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации
СК РФ Семейный кодекс Российской Федерации
ТК РФ Трудовой кодекс Российской Федерации
УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации
Закон N 173-ФЗ Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Закон N 256-ФЗ Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Закон N 241-ФЗ Федеральный закон от 28.07.2010 N 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала»
Закон N 273-ФЗ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Закон N 128-ФЗ Федеральный закон от 07.06.2013 N 128-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Закон N 424-ФЗ Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»
Правила направления средств на улучшение жилищных условий Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862
Правила подачи заявления о распоряжении материнским капиталом Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2008 N 779н
Правила подачи заявления и выдачи сертификата Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата), утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 18.10.2011 N 1180н

Органы и организации

АИЖК Агентство по ипотечному жилищному кредитованию
Банк России Центральный банк Российской Федерации
Госкомархитектуры Государственный комитет по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР
МВД России Министерство внутренних дел Российской Федерации
Минздрав России Министерство здравоохранения Российской Федерации
Минздравсоцразвития России Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Минобрнауки России Министерство образования и науки Российской Федерации
Минрегион России Министерство регионального развития Российской Федерации
Минтруд России Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Минфин России Министерство финансов Российской Федерации
Минэкономразвития России Министерство экономического развития Российской Федерации
МЧС России Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ПФР Пенсионный фонд Российской Федерации
Рособразование Федеральное агентство по образованию
Рособрнадзор Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Росстандарт Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
УФНС России по г. Москве Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве
ФАС Федеральный арбитражный суд
ФМС России Федеральная миграционная служба
ФНС России Федеральная налоговая служба
ФСБ России Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Прочие

ЖК жилищный кооператив
ЖНК жилищный накопительный кооператив
ЖСК жилищно-строительный кооператив
НДФЛ налог на доходы физических лиц

 

Глава 1. КТО МОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ НА МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ?

Правом на материнский капитал обладают только граждане РФ. Оно возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), также имеющего гражданство РФ (ч. 1 ст. 3 Закона N 256-ФЗ).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

— оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

— один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

— один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

— оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Право на государственную поддержку возникает у следующих групп россиян.

Это прежде всего женщины, родившие (усыновившие):

— второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;

— третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Не стоит переживать о том, что к моменту рождения второго (последующих) ребенка (детей) предыдущие дети уже стали взрослыми. «Приданое» от государства на второго (третьего) ребенка все равно положено. По разъяснениям специалистов ПФР, возраст первых детей на момент рождения второго (последующих) ребенка (детей) значения не имеет. Да, действительно, старший ребенок, которому исполнилось 18 лет, становится совершеннолетним. С этого момента в соответствии с п. 1 ст. 21 ГК РФ он становится дееспособным. Другими словами, он вправе своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданским законодательством допускается даже государственная регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей физических лиц, достигших 14-летнего возраста (ст. 26 ГК РФ).

По семейному законодательству ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54 СК РФ). Но по отношению к своим родителям совершеннолетний гражданин всегда считается ребенком. Поэтому использование права на материнский капитал от наличия старших повзрослевших детей не зависит.

Другая группа — это мужчины. Недаром же капитал назвали не только материнским, но и семейным. Поэтому на него могут рассчитывать и представители сильного пола. Рожать они не могут, но они могут быть отцами или усыновителями. Поэтому у мужчин, которые являются единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, возникает такое же, как и у матери, право на государственную поддержку. Они могут рассчитывать на нее в том случае, если ранее они таким правом не воспользовались, а решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Обратите внимание: право на получение материнского капитала не возникает при оформлении опекунства.

Право на дополнительные меры государственной поддержки у мужчины не возникает и в том случае, если он является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения которого уже была учтена при возникновении права на материнский капитал, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном СК РФ, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей (ч. 3 ст. 3 Закона N 256-ФЗ).

Предпринимались попытки оспорить конституционность положения ст. 3 Закона N 256-ФЗ, устанавливающего, что при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 (как мужчин, так и женщин), не учитываются усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. Оспариваемое законоположение стало предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

Территориальное отделение ПФР отказало женщине в выдаче сертификата на материнский капитал в отношении усыновленного ребенка, относящегося в категории детей, упомянутых в ч. 2 ст. 3 Закона N 256-ФЗ. Суд общей юрисдикции поддержал решение органа ПФР. Женщина посчитала, что оспариваемое законоположение, примененное судом общей юрисдикции при рассмотрении дела, нарушает ее права, гарантированные ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 38 и ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, и обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ. Однако суд в принятии жалобы к рассмотрению отказал. Свой отказ суд обосновал следующими аргументами.

Связывая право граждан на дополнительные меры государственной поддержки не только с рождением, но и с усыновлением детей, Закон N 256-ФЗ исключает из числа усыновленных детей, с учетом которых такие меры могут быть предоставлены, тех детей, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных граждан.

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель исходил из того, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Речь идет о лицах в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и иными экстраординарными обстоятельствами. Такое определение понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Что касается пасынков (падчериц), то они воспитываются в семье и потому не нуждаются в семейном устройстве. Их усыновление не изменяет их статуса в качестве детей, имеющих родительское попечение (пусть и от единственного родителя) (Определения Конституционного Суда РФ от 17.11.2011 N 1539-О-О и от 25.01.2012 N 6-О-О).

Суд пришел к выводу, что оспариваемое законоположение с учетом целевой направленности Закона N 256-ФЗ, каковой является стимулирование рождения в семье второго ребенка, а также устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может рассматриваться как нарушающее права заявительницы.

Решение же вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением (усыновлением) детей, является прерогативой законодателя.

Подобных полномочий у Конституционного Суда РФ нет (ст. 125 Конституции РФ).

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22.11.2012 N 2166-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Матвеевой Евгении Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Но вернемся к правам мужчин на материнский (семейный) капитал.

У отца (усыновителя) право на капитал возникнет в случае:

— смерти женщины-матери (либо объявления ее умершей);

— лишения матери родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на меры государственной поддержки;

— совершения матерью в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;

— отмены усыновления ребенка матерью.

Если аналогичные события затем произойдут и в жизни отца (усыновителя), то право на материнский (семейный) капитал перейдет непосредственно к ребенку (ч. 4 ст. 3 Закона N 256-ФЗ). Если детей несколько, то капитал разделят в равных долях. Законом переход права на капитал для детей ограничен возрастными рамками. По общему правилу такое право возникает у несовершеннолетних детей. Однако если ребенок учится в образовательной организации (любого типа, кроме организации дополнительного образования) по очной форме обучения, то право на капитал может перейти к нему и после совершеннолетия до окончания обучения. Но только до того момента, когда ему исполнится 23 года.

В случае смерти ребенка мать (отец, усыновитель) теряет право на государственную поддержку, возникшее у ребенка (ч. 6 ст. 3 Закона N 256-ФЗ).

Как видим, поначалу право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей или усыновившей детей, и только в случае прекращения права у нее (смерть, лишение родительских прав) это право возникает у других лиц.

Обратите внимание: при рождении двойни, тройни и т.д. материнский капитал положен только одному ребенку.

Повторимся, действие Закона применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.

Женщины, родившие второго или последующих детей до 1 января 2007 г., предпринимали попытки оспорить конституционность положений п. 2 ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 13 Закона N 256-ФЗ, предусматривающих право на дополнительные меры государственной поддержки лишь тех женщин, которые родили (усыновили) второго или последующих детей начиная с 1 января 2007 г.

В частности, в 2007 году в Конституционный Суд РФ обращалась гражданка РФ. В своей жалобе она указывала, что ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно неоправданно и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 38 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Суд не нашел оснований для рассмотрения жалобы. Он отметил, что конкретные меры социальной поддержки семьи и детей устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ). Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. И только законодатель вправе придать закону обратную силу. Однако в Законе N 256-ФЗ законодатель такой воли не проявил.

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 N 534-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Галаховой Оксаны Борисовны на нарушение ее конституционных прав положениями Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В конце 2006 года многие родители, у которых дети по сроку должны были родиться 31 декабря, мечтали о том, чтобы роды произошли днем позже, уже в 2007 году. Это понятно: такая дата рождения ребенка давала право на материнский (семейный) капитал. Многим обидно не хватало до материнского капитала буквально нескольких часов, а то и даже минут.

Но есть и другой пример, который свидетельствует о том, что за свои права нужно бороться до конца, несмотря ни на какие трудности.

Случай произошел в Московской области. Беременной женщине врачами был определен физиологический срок родов второго малыша в период с 25 по 30 января 2007 г. Но на 33-й неделе беременности по жизненным показаниям для матери потребовалось экстренное оперативное вмешательство врачей, что было подтверждено выпиской из ее истории болезни. В декабре 2006 г. произошли оперативные преждевременные роды путем кесарева сечения. В результате малыш родился раньше срока с тяжелой степенью недоношенности, которая повлекла за собой серьезные отклонения в его здоровье (ребенок позже был признан инвалидом).

После родов женщина обратилась в территориальное управление ПФР по г. Москве и Московской области с заявлением о выдаче сертификата на материнский капитал. Но, как и следовало ожидать, ей было отказано в выдаче этой бумаги. Не согласившись с таким решением, женщина обратилась в суд.

Судебная тяжба была долгой. Суды разных инстанций не могли решить однозначно, на чьей стороне правда. Суд первой инстанции поддержал женщину. Удовлетворяя ее исковое заявление, суд пришел к выводу, что у женщины возникло право на получение государственного сертификата на материнский капитал, поскольку рождение второго ребенка ранее 1 января 2007 г. произошло в результате оперативного вмешательства, по независящим от истца обстоятельствам.

Суд кассационной инстанции, напротив, встал на сторону территориального управления ПФР, аргументируя свою позицию тем, что по Закону N 256-ФЗ основным критерием для признания права на получение материнского капитала является дата рождения ребенка — после 1 января 2007 г.

Точку в споре поставила Судебная коллегия Верховного Суда РФ. Судьи не согласились с выводами суда кассационной инстанции, указав, что при рассмотрении дела судом были допущены существенные нарушения норм материального права, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав женщины.

Судом кассационной инстанции не были учтены положения Закона N 256-ФЗ, согласно которым его целью является: создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь; улучшение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.

Суд также указал, что преждевременное (в связи с экстренными медицинскими показаниями) рождение ребенка в декабре 2006 г. по причинам, не зависящим от истца, не может быть принято в качестве предусмотренного действующим законодательством основания для лишения женщины права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В итоге решение кассационной инстанции Судебной коллегией Верховного Суда РФ было отменено. А вот решение суда первой инстанции, признавшего право женщины на получение сертификата на материнский капитал, было оставлено в силе.

См.: Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2011 N 4-В11-15.

Оформить права на материнский (семейный) капитал можно в любое время, но не раньше чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Из этого правила есть исключение. У лиц, имеющих право на материнский капитал, может возникнуть необходимость использовать средства (часть средств) материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты. В этом случае заявление на распоряжение материнским капиталом можно подать в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Эта норма была введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 288-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и действует с 1 января 2009 г. (правила досрочного использования средств государственной поддержки будут рассмотрены чуть позже в гл. 4).

Надо отметить, что за семь лет действия Закона N 256-ФЗ в стенах Государственной Думы неоднократно рассматривались законопроекты, направленные на внесение в этот Закон изменений, расширяющих перечень условий, при которых семья может воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала.

Например, в законопроекте N 82972-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предлагалось установить норму, предусматривающую однократное предоставление материнского (семейного) капитала в сумме 100 тыс. руб. семьям, в которых родился (был усыновлен) первый ребенок, начиная с 1 января 2013 г. Необходимость введения такой нормы разработчики законопроекта поясняли тем, что в России становятся привычным явлением семьи, в которых растет всего один ребенок. Уменьшается количество детей в сельских семьях, отличавшихся прежде многодетностью. Все чаще супруги откладывают рождение первого ребенка на более поздний срок. Происходит постепенное перемещение возраста максимальной интенсивности деторождения из возрастной группы 20 — 24 года в возрастную группу 25 — 29 лет. Средний возраст матери при рождении первенца в России в 2005 году составлял 24 года, в Белоруссии, Латвии и Эстонии — 25 лет, в Чехии и Хорватии — 26 лет, в Австрии и Португалии — 27 лет, а в Великобритании, Германии, Испании, Италии, Франции, Швейцарии и Швеции он превысил 28 лет.

Наше молодое поколение также весьма интенсивно стало приобщаться к опыту откладывания рождения первого ребенка на более поздний срок. Специалисты считают это проблемой. По их мнению, оптимальный возраст для рождения первенца — это 20 — 25 лет. Ведь у женщины, в отличие от мужчины, на репродуктивную функцию отпускается строго определенный срок.

Приоритетным у молодежи становится карьерный рост, а рождение детей перемещается на второй план. Когда же пара решает зачать ребенка, она нередко сталкивается со специфическими проблемами, связанными с зачатием, а также рождением ребенка с генетическими заболеваниями.

В действующем законодательстве значительное внимание уделено семьям, имеющим двух и более детей. А вот меры по действенному стимулированию рождаемости первенцев отсутствуют. Поскольку все большее количество семей решаются на рождение первого ребенка после 30 лет, они все чаще (в силу своего возраста) отказываются от рождения второго и последующих детей. Тем самым тормозится рост количества многодетных семей.

Разработчики законопроекта подчеркивали, что сейчас дети рождаются у относительно многочисленного поколения 1980-х гг. Но в репродуктивный возраст входит малочисленное поколение 1990-х. У представителей этого поколения репродуктивные установки значительно ниже, что может привести к сокращению количества семей, имеющих двух и более детей.

Однако количество детей в семье определяется не только репродуктивными установками, но и внешними обстоятельствами, которые, по оценке людей, могут благоприятствовать или не благоприятствовать реализации этих установок. В пояснительной записке к законопроекту приводились данные социологического опроса. Он показал, что у половины граждан существует осознанное желание иметь двух детей, однако из-за финансовых обстоятельств многие респонденты ограничиваются поздним рождением одного ребенка.

Чтобы решить эту проблему, в Государственную Думу был внесен законопроект, целью которого его разработчики ставили предотвращение негативных последствий существующих демографических тенденций, стимулирование семей в возрасте до 30 лет на рождение (усыновление) первенцев.

Однако такая законодательная инициатива не нашла поддержки ни у коллег депутатов, ни у исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Не поддержало этот законопроект и Правительство РФ.

В заключениях и отзывах на законопроект отмечалось, что материнский капитал — это мера государственной поддержки, являющаяся долгосрочным вложением в семью, ее развитие. Это одно из основных отличий данного института от иных мер социальной поддержки семей с детьми, выплат, пособий, компенсаций и прочих, имеющих более ограниченный по времени срочный характер.

Средства материнского (семейного) капитала не способны в полном объеме обеспечить безбедное будущее детям страны. Невзирая на это, даже сегодня в случае грамотного распоряжения полученной суммой государственная помощь позволит дать старт детям во взрослую жизнь: улучшит условия проживания семей, позволит приобрести образование необходимого уровня либо поддержать мать в преклонном возрасте.

Внесенное же разработчиками законопроекта предложение фактически направлено на стимулирование рождения первого ребенка. Оно изменяет идеологическое назначение института материнского (семейного) капитала, способствует размыванию его статуса и дальнейшей подмене им комплекса мер социальной поддержки семей, имеющих одного ребенка.

В целях повышения эффективности демографической политики государству следует усиливать поддержку семей, в которых рождается двое и особенно трое детей. А изменение концепции Закона N 256-ФЗ (что предлагали разработчики законопроекта) не может способствовать этой задаче, смещая существующий акцент стимулирования рождения двух и более детей на снижение мотивировки к их рождению. В перспективе принятие законопроекта могло бы в короткие сроки нивелировать успехи государственной демографической политики, которых удалось добиться за последние годы, в том числе за счет введения материнского (семейного) капитала, связанного с рождением второго (или последующего) ребенка.

Попутно было отмечено, что принятие законопроекта потребовало бы дополнительных расходов федерального бюджета. А норм, которые бы определяли источник и порядок покрытия таких расходов, в законопроекте не было.

Нужно отметить, что государство проводит четкую линию на поддержку именно многодетных семей. В частности, дополнительно к материнскому капиталу Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» субъектам РФ было рекомендовано установить нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте РФ прожиточного минимума для детей. Такая выплата назначается в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка (или последующих детей) до достижения им возраста трех лет.

В субъектах РФ, где прожиточный минимум невелик, такие выплаты составляют примерно 6 тыс. руб. в месяц. В регионах с высокой стоимостью жизни сумма выплаты доходит до 11 тыс. руб. В среднем по России величина прожиточного минимума на детей в третьем квартале 2013 г. составляла 7105 руб. (Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1173 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2013 г.»).

На софинансирование этой выплаты с 1 января 2013 г. предоставляются субсидии из федерального бюджета. Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.10.2012 N 1112, в утверждаемый ежегодно перечень включаются субъекты РФ, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по России, а также регионы с естественной и миграционной убылью населения. В 2013 году в список были включены 50 субъектов РФ, а распоряжением Правительства РФ от 01.11.2013 N 2034-р на 2014 год в этот Перечень включен 51 субъект РФ, в том числе 50 регионов, которым предоставлялась субсидия в 2013 году, а также Карачаево-Черкесская Республика.

Объем субсидии конкретному региону определяется исходя из среднемесячной прогнозной численности детей в субъекте РФ, в связи с рождением которых предусмотрены ежемесячные выплаты, размера выплаты, соответствующего величине прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для детей, и с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности региона.

В Федеральном законе от 02.12.2013 N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в рамках подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» Государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» на 2014 год предусмотрены субсидии в сумме 17,1 млрд. руб.

Если говорить о других законопроектах, то одним из них предлагалось ввести норму, позволяющую воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала досрочно не только на уплату основного долга и процентов, но и на приобретение жилья в рамках целевых программ, направленных на улучшение жилищных условий (законопроект N 295337-6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

В законопроекте отмечалось, что многие семьи, имеющие сертификат на материнский (семейный) капитал, являются участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» или аналогичных целевых программ, принятых в субъектах РФ или муниципальных образованиях.

В рамках указанных целевых программ семьи, как правило, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, могут претендовать на получение социальной выплаты на приобретение жилья, при этом сертификат на материнский (семейный) капитал является документом, подтверждающим наличие у семьи иных денежных средств, позволяющих оплатить расчетную (среднюю) стоимость жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Но бывает так, что в получающей социальную выплату семье есть ребенок, возраст которого не превышает трех лет. Семья не планирует использовать ипотечный кредит (заем). В этом случае до достижения ребенком возраста трех лет такая семья не может воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала. А при использовании заемных средств семья вынуждена нести дополнительные расходы на уплату процентов, услуг оценщиков стоимости недвижимости, на страхование жизни и здоровья заемщиков и др. А норма, позволяющая досрочное использование средств материнского (семейного) капитала, позволила бы если не избежать этих трат, то хотя бы сократить их.

Однако и этот законопроект был возвращен разработчику. А причина отказа банальна — несоблюдение норм ч. 3 ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственной Думы от 22.01.1998 N 2134-II ГД, которые требуют наличия заключения Правительства РФ по законопроекту. О таком заключении разработчики не позаботились.

Глава 1    Глава 2     Глава 3    Глава 4    Глава 5    Глава 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code