Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

Комментарий к статье 97 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Образовательная деятельность, управление системой образования строятся на принципе открытости и доступности информации о системе образования. Обязанность обеспечивать указанный принцип лежит на органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Под информацией о системе образования подразумеваются данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.
  2. Мониторинг системы образования — систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, установлены Постановлением Правительством РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

Мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.

Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации.

Организация мониторинга осуществляется Минобрнауки РФ, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, иными федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования. При этом мониторинг образовательных организаций, подведомственных Правительству РФ, осуществляет Минобрнауки РФ, федеральных государственных организаций — федеральный государственный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих организаций. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки при проведении мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ информации в части контроля качества образования и выявления нарушения требований законодательства об образовании.

Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определяются Минобрнауки РФ в соответствии с перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662.

Мониторинг осуществляется на основе данных федерального статистического наблюдения, обследований, в том числе социологических обследований, деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет, информации, опубликованной в средствах массовой информации, а также информации, поступившей в органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления от организаций и граждан.

Мониторинг проводится органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления не реже 1 раза в год в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга, устанавливаемыми указанными органами. Результаты проведенного анализа состояния и перспектив развития системы образования ежегодно публикуются на официальных сайтах органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сети Интернет в виде итоговых отчетов по форме, установленной Минобрнауки РФ, не реже 1 раза в год. Итоговые отчеты о результатах мониторинга федеральных государственных организаций размещению в сети Интернет не подлежат.

В целях обеспечения информационной открытости отчет о результатах мониторинга размещается на официальном сайте Минобрнауки РФ в сети Интернет не позднее 1 месяца со дня его представления в Правительство РФ.

В перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662, входят:

1) сведения о развитии дошкольного образования;

2) сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;

3) сведения о развитии среднего профессионального образования;

4) сведения о развитии высшего образования;

5) сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых;

6) сведения о развитии дополнительного профессионального образования;

7) сведения о развитии профессионального обучения;

8) сведения об интеграции образования и науки, а также образования и сферы труда;

9) сведения об интеграции российского образования с мировым образовательным пространством;

10) сведения о развитии системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования;

11) сведения о создании условий социализации и самореализации молодежи (в том числе лиц, обучающихся по уровням и видам образования).

К примеру, сведения о развитии дошкольного образования включают в себя следующую информацию:

— уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование;

— содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;

— кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;

— материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;

— условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

— состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;

— изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

— финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;

— создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code