Статья 94. Педагогическая экспертиза

Комментарий к статье 94 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Институт педагогической экспертизы не был закреплен в предыдущем Законе об образовании и является правовым новшеством, внесенным комментируемым Законом. Педагогическая экспертиза в рамках применения комментируемой статьи представляет собой анализ разрабатываемой или действующей нормативно-правовой базы в области образования.

Основная цель педагогической экспертизы — выявление и предотвращение установления законодателем положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися.

Под негативным воздействием на качество обучения понимается:

— введение не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания;

— установление педагогически необоснованных требований, влияющих на объем и содержание образования, а также на планируемые результаты при организации и осуществлении образовательной деятельности.

  1. Объектами педагогической экспертизы согласно комментируемой статье являются проекты нормативных правовых актов и нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обучения и воспитания.

Правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. N 120, конкретизируют данное положение, относя к ним:

— проекты федеральных законов, проекты указов Президента РФ и проекты постановлений Правительства РФ, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, — до проведения их правовой экспертизы Министерством юстиции РФ;

— проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти — до их государственной регистрации Министерством юстиции РФ;

— нормативные правовые акты, изданные федеральными органами исполнительной власти, — при мониторинге их применения.

  1. Субъектами педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, являются:

уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. На данный орган возложена обязанность по организации проведения педагогической экспертизы. Таким органом является Минобрнауки РФ;

физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию (педагогические эксперты). К проведению педагогической экспертизы такие лица привлекаются на общественных началах. С учетом цели проведения педагогической экспертизы лица, привлекаемые к проведению экспертизы, должны обладать достаточным уровнем знаний и практики в области педагогики, психологии, образования, медицины и других смежных наук — в зависимости от института нормативного регулирования. К имеющим необходимую квалификацию относятся физические лица, имеющие высшее образование и стаж педагогической или научно-педагогической работы не менее 5 лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников, отвечающих требованиям, предъявляемым к физическим лицам, привлекаемым к проведению педагогической экспертизы.

  1. В заключении, составленном по результатам педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта, указываются сведения о проекте, федеральном органе исполнительной власти, разработавшем его, о наличии либо об отсутствии положений, которые могут привести к негативному воздействию на качество обучения, о наличии либо об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, обоснование сделанных выводов, а также предложения по устранению положений, которые могут привести к негативному воздействию на качество обучения (при наличии таких положений).

Заключение, составленное по результатам проведения педагогической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в тридцатидневный срок со дня получения этого заключения. Результаты рассмотрения этого заключения размещаются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет с обоснованием причин, по которым не приняты указанные в заключениях предложения (при наличии таковых). Комментируемой статьей не указано, какой характер носит заключение по результатам педагогической экспертизы — обязательный или рекомендательный. Также не регламентирован порядок рассмотрения данного заключения.

  1. Порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством РФ. В соответствии с данным указанием комментируемой статьи Правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. N 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания».

Так, согласно данным Правилам проект нормативного правового акта, поступивший на педагогическую экспертизу (проект нормативного правового акта, разработанный Минобрнауки РФ), и пояснительная записка к нему размещаются Минобрнауки РФ на своем официальном сайте в сети Интернет в течение 1 рабочего дня, следующего за днем поступления проекта нормативного правового акта на педагогическую экспертизу (днем окончания разработки проекта нормативного правового акта). Срок проведения педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта составляет 15 дней со дня размещения проекта нормативного правового акта на сайте Минобрнауки РФ.

Педагогическая экспертиза нормативных правовых актов организуется по результатам мониторинга Минобрнауки РФ применения этих актов. Порядок проведения экспертизы в целом совпадает с проведением экспертизы проекта нормативно-правового акта.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code