Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Комментарий к статье 93 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Государственный контроль (надзор) в сфере образования — составная часть управления системой образования, осуществляемая уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, направленная на контроль качества образования и надзор в сфере образования.

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

Осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования производится в соответствии с Положением о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164, применяемым в части, не противоречащей комментируемому Закону, согласно письму Рособрнадзора от 14 октября 2011 г. N 05-3788 «О государственном контроле (надзоре) в сфере образования».

Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования и государственный контроль качества образования осуществляют:

1) Рособрнадзор;

2) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия РФ в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования осуществляется в отношении:

— органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования;

— органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

— образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах;

— научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

— иных осуществляющих образовательную деятельность организаций.

Государственный контроль качества образования осуществляется уполномоченными органами в отношении организаций.

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение органами управления и организациями законодательства РФ в области образования. Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства РФ в области образования.

При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям. Предметом внеплановых проверок также является выполнение организациями предписаний уполномоченных органов о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов или федеральными государственными требованиями.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

  1. Основаниями для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, являются:

1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;

2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования.

Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного органа путем изучения документов и сведений, имеющихся в уполномоченном органе и (или) представленных проверяемыми органами управления, организациями и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах органов управления в сети Интернет, и информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых органов управления и организаций. При осуществлении полномочия по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ в области образования в части обеспечения и проведения ЕГЭ проверки проводятся федеральным органом по контролю и надзору также в местах расположения пунктов проведения ЕГЭ и региональных центров обработки информации.

В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:

а) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования органами управления и организациями:

— анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность органа управления (организации), по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);

— анализ наличия и достоверности информации, размещенной органом управления (организацией) на официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства РФ (при проведении документарных и выездных проверок);

— анализ соблюдения законодательства РФ в области образования при осуществлении образовательного процесса (при проведении выездных проверок) — только в отношении организаций;

б) при осуществлении государственного контроля качества образования:

— анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении документарных и выездных проверок);

— анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок);

— экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);

— анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок).

К проведению мероприятий по контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ, на основании распорядительного акта уполномоченного органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю принимается уполномоченным органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности по контролю и надзору в сфере образования. Эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения органа управления или организации, в отношении которых проводится мероприятие по контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятий по контролю.

Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по контролю имеют право:

— посещать орган управления и организацию в порядке, установленном законодательством РФ, при предъявлении копии распорядительного акта уполномоченного органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

— проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;

— проводить оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы;

— проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями), работниками органа управления или организации по вопросам, подлежащим проверке.

Следует обратить внимание на то, что беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками могут проводиться только в присутствии их родителей (законных представителей).

Результаты проверки оформляются актом проверки, к которому прилагаются экспертные заключения. На их основании составляется отчет о проведении проверки, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.

  1. В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев. В случае неисполнения указанного предписания орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ, и запрещает прием в данную организацию.

В случае вынесения судом решения о привлечении организации, должностных лиц органа или организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания орган по контролю и надзору в сфере образования вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения, а также приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично на срок исполнения выданного повторно предписания.

Если повторное предписание выдано в отношении образовательной организации, действует следующий порядок: приостановленное действие лицензии организации, осуществляющей образовательную деятельность, возобновляется со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания. Если в установленный срок нарушение требований законодательства об образовании не устранено, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

Если повторное предписание выдано в отношении органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, и они не устранили нарушение требований законодательства об образовании, орган по контролю и надзору в сфере образования направляет в вышестоящий орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя такого органа, осуществляющего управление в сфере образования, допустившего нарушение.

В случае выявления нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ орган по контролю и надзору в сфере образования выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, предписание об устранении выявленного нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта. Срок его исполнения не может превышать шесть месяцев. В случае неисполнения указанного предписания возбуждается дело об административном правонарушении и запрещается прием в данную организацию. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного предписания выдается повторное предписание об устранении выявленного нарушения, а на срок его исполнения приостанавливается действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки. Действие государственной аккредитации возобновляется и временный запрет на прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, снимается по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания. Если же нарушения требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ не были устранены, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает такую организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

По решению руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа информация о нарушении законодательства РФ в области образования и материалы проверки направляются в правоохранительные органы РФ, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Счетную палату РФ и иные органы государственной власти РФ.

Сроки и последовательность административных процедур и административных действий уполномоченных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования и государственного контроля качества образования, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке (см. Административный регламент исполнения Рособрнадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 2 мая 2012 г. N 370).

Федеральный орган по контролю и надзору организует формирование и ведение федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования. Органы, осуществляющие переданные полномочия, представляют сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в федеральный орган по контролю и надзору путем их внесения в федеральную государственную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования. Порядок формирования и ведения федеральной государственной информационной системы учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования устанавливается федеральным органом по контролю и надзору.

  1. Требования к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2013 г. N 627.

Должностные лица, которые уполномочены на проведение проверки, эксперты, в том числе эксперты экспертных организаций, привлекаемые к проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, должны быть в установленном порядке допущены к сведениям, составляющим государственную тайну. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63 утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.

Привлечение уполномоченными органами государственного контроля (надзора) экспертов и (или) экспертных организаций к проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, осуществляется по представлению одного из указанных федеральных органов исполнительной власти и в порядке, определяемом Минобрнауки РФ.

Результаты проверки деятельности образовательной организации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются отдельным актом с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ в области защиты государственной тайны. Экспертные заключения по результатам проверки деятельности образовательной организации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, хранятся в образовательной организации с соблюдением требований нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны (см. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»).

Размещение и хранение указанной информации, а также ознакомление с ней осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ в области защиты государственной тайны.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code