Статья 89. Управление системой образования

Глава 12. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Комментарий к статье 89 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Система образования представляет собой совокупность следующих элементов, характеризующихся целостностью и непрерывностью взаимодействия:


1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Управление системой образования должно строиться таким образом, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между элементами системы и довести до них единые цели в области образования. Согласно Национальной доктрине образования в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751, система образования призвана обеспечить:

— историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

— воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

— формирование культуры мира и межличностных отношений;

— разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

— формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

— организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

— непрерывность образования в течение всей жизни человека и др.

Комментируемой статьей предусмотрены следующие принципы управления системой образования:

— законность — данный принцип призывает соблюдать конституционные нормы, федеральное и региональное законодательство в сфере образования, иные нормативные акты федерального, регионального, местного и локального уровня, регламентирующие образовательные отношения;

— демократия — соблюдение прав и свобод участников образовательных отношений гарантирует не только обеспечение соблюдения защиты основ конституционного строя, но и эффективность управления системой образования;

— автономия образовательных организаций — самостоятельность образовательных организаций в решении вопросов реализации образовательных программ, применения воспитательных методов в процессе обучения и в принятии иных решений в рамках широкого круга полномочий, предоставленных им комментируемым Законом, позволяет системе образования быть более динамичной, иметь индивидуальный подход в образовательном процессе, оперативно реагировать на нестандартные ситуации и принимать решения;

— информационная открытость системы образования и учета общественного мнения — данный принцип обеспечивает открытость образовательных отношений и деятельности органов управления системой образования;

— государственно-общественный характер управления — данный принцип предусматривает тесное взаимодействие общества и государства в реализации права граждан на образование. Государство законодательно закрепляет основные направления государственной политики, выступает гарантом реализации прав граждан на образование. Общество со своей стороны задает направление государственной политики на основе своих потребностей и возможностей, создает общественный контроль за системой образования.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Комментируемым Законом разграничены полномочия между указанными органами власти. Тем не менее управление системой образования они могут осуществлять только сообща, поскольку преследуют общие цели и строят единую систему образования на территории РФ;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования. Национальной доктриной образования в РФ, одобренной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751, определены цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Национальная доктрина образования в РФ (далее — доктрина) — основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

— создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

— укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

— кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

— утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Доктрина отражает интересы граждан многонационального Российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни. Она признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

В доктрине отражаются новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров — государства, общества, семей, работодателей — в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения. Она определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования. Закреплено, что принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается;

3) принятие и реализацию государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования. Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы. Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ.

Задачами Программы являются:

— модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

— приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

— развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Программа реализуется в 2011 — 2015 годах в 2 этапа:

а) на первом этапе (2011 — 2013 годы) уже должны были быть сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений, подлежащие реализации субъектами РФ, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества. Цель этого этапа — создание устойчивых моделей для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий;

б) на втором этапе (2014 — 2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере образования на всей территории РФ. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период;

4) проведение мониторинга в системе образования. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности. Образовательная деятельность регламентирована комментируемым Законом и иными нормативными актами в сфере образования, в частности принимаемыми Минобрнауки РФ. Она направлена на установление правил осуществления образовательной деятельности и включает в себя лицензирование образовательной деятельности, государственную аккредитацию и государственный контроль (см. комментарий к ст. 90);

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию. Приказом Минобрнауки РФ от 2 мая 2012 г. N 370 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования» предусмотрен порядок государственного контроля качества образования;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Управление в сфере образования строится на федеральном, региональном и местном уровнях. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, — Минобрнауки РФ;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, — Рособрнадзор.

Деятельность Минобрнауки РФ регламентирована Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ». Положение устанавливает, что Минобрнауки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

— функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере образования, в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций;

— функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, в частности, в сфере образования, воспитания.

Минобрнауки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Рособрнадзора.

Минобрнауки РФ осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» регламентирована деятельность Рособрнадзора. Согласно Положению, утвержденному указанным Постановлением, Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки находится в ведении Минобрнауки РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ей организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;

3) федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

Федеральные государственные органы, органы исполнительной власти субъектов РФ и иные субъекты системы образования осуществляют деятельность в сфере управления системой образования под координацией Минобрнауки РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code