Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств

Комментарий к статье 83 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Образовательные программы в области искусств направлены как на подготовку квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств, так и на художественное образование и эстетическое воспитание граждан. Образовательные программы в области искусства строятся на достижении следующих целей:


— выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте;

— профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах;

— последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, что позволяет совершенствовать достижения в той или иной области искусства, основой для самостоятельного развития и проявления личных талантов при этом является высокий уровень знаний и мастерства, перенятый от предыдущих поколений.

2. В области искусств реализуются следующие образовательные программы:

1) дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования.

Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств установлен Приказом Минкультуры России от 16 июля 2013 г. N 998 «Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств».

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные, в Порядке, установленном Приказом Минкультуры России от 14 августа 2013 г. N 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств».

Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой установлены Приказом Минкультуры России от 9 февраля 2012 г. N 86 «Об утверждении Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств». Данное Положение определяет порядок и формы проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, в том числе порядок формирования и функции экзаменационных и апелляционных комиссий, порядок подачи и рассмотрения апелляций, порядок повторного прохождения итоговой аттестации, и распространяется на образовательные учреждения, реализующие дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности;

2) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (далее — интегрированные образовательные программы в области искусств). Интегрированные образовательные программы в области искусств направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств. Они реализуются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в очной форме обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающими получение основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей.

На обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, в период получения ими среднего общего образования и среднего профессионального образования — права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.

В образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы начального общего образования реализуются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предусматривающим требования в части обеспечения условий для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, могут создаваться интернаты для проживания обучающихся.

Прием на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств проводится на основании результатов отбора лиц, обладающих необходимыми для освоения соответствующих образовательных программ выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими данными. Порядок отбора лиц для приема на обучение установлен Приказом Минкультуры России от 26 апреля 2012 г. N 400 «Об утверждении Порядка отбора граждан для приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования в целях обучения по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств на базе начального общего образования». Данный Порядок регламентирует правила отбора граждан для приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования в целях обучения по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств на базе начального общего образования.

До проведения отбора граждан образовательное учреждение вправе проводить предварительные прослушивания, предварительные просмотры, консультации в порядке, установленном образовательным учреждением самостоятельно. Отбор граждан проводится в формах исполнения программы, просмотров, показов, письменных или устных ответов.

Образовательная организация самостоятельно устанавливает (с учетом примерной основной интегрированной образовательной программы среднего профессионального образования в области искусств):

— формы отбора граждан по конкретной образовательной программе и количество этапов проведения отбора граждан в рамках одной формы отбора граждан;

— требования, предъявляемые к уровню творческих способностей и физическим качествам поступающих (по каждой из форм отбора граждан и каждому этапу в рамках одной формы отбора граждан);

— систему оценок, применяемую при проведении отбора граждан в данной образовательной организации.

Обучающиеся, освоившие интегрированные образовательные программы в области искусств, проходят государственную аттестацию в зависимости от уровня образовательной программы. Порядок проведения итоговой аттестации регламентирован ст. 59 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 59). Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

В случае принятия решения об отчислении обучающегося по интегрированной образовательной программе в области искусств в период получения им основного общего образования по инициативе образовательной организации, в которой он осваивает данную образовательную программу, указанная организация обязана обеспечить перевод этого обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования;

3) образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена). Среднее профессиональное образование как отдельная ступень образования направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по направлениям деятельности в области искусства в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, могут быть проведены вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с комментируемым Законом;

4) образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры). Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям деятельности в области культуры в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Особое внимание здесь следует обратить на программы ассистентуры-стажировки, которые направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусств, в очной форме обучения. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств. Получение высшего образования по программам ассистентуры-стажировки включает в себя подготовку квалификационной работы по соответствующей творческо-исполнительской специальности.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки, установлен Приказом Минкультуры РФ от 13 декабря 2011 г. N 1133 «Об утверждении Положения о получении послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки». Так, для поступающих предусмотрено три вступительных испытания: профильное, по философии и иностранному языку. Профильное испытание проводится в 2 этапа: исполнение (представление) творческой программы (проекта) и собеседование (коллоквиум). Срок обучения в ассистентуре-стажировке не может превышать 2 лет. Обучение возможно только в очной форме. По окончании обучения ассистентами-стажерами представляется выпускная работа в форме открытого публичного выступления, показа или просмотра и защиты реферата.

3. Реализация образовательных программ в области искусства сопровождается учебной практикой и производственной практикой. Практика может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено соответствующей образовательной программой. Практические занятия направлены на овладение обучающимися необходимыми навыками.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code