Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Комментарий к статье 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья устанавливает особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас в основном под этой категорией детей принято понимать детей-инвалидов, однако это ошибочное мнение, т.к. ограниченные возможности здоровья разнообразны и не обязательно влекут за собой наступление инвалидности. Для того чтобы ребенок получил инвалидность, недостаточно только наличия заболеваний или определенных дефектов развития, приобретенных дефектов, необходимо, чтобы эти ограничения здоровья влекли за собой ограничение жизнедеятельности и, следовательно, нуждаемость в мерах социальной поддержки. Все названные условия и являются критериями признания лица инвалидом: так, согласно п. 5 Правил признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95) условиями признания гражданина инвалидом являются:

— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

— ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

— необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

При этом требуется совокупность всех вышеперечисленных условий (см. п. 6 Правил).

Таким образом, не каждый ребенок, имеющий нарушение здоровья со стойким (т.е. длительным и не поддающимся коррекции стандартными методами лечения) расстройством функций организма, является инвалидом. Однако это вовсе не означает, что он не нуждается в особом подходе при обучении и особой заботе со стороны государства. Согласно ч. 2 ст. 43 Конституции РФ в России гарантируется общедоступность образования, а значит, государство должно создавать условия для получения образования различными категориями обучающихся, в т.ч. лицами с нарушениями здоровья, независимо от факта наличия или отсутствия инвалидности.

В ч. 1 комментируемой статьи закрепляется одна из гарантий по обеспечению доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а именно содержится требование об адаптации образовательных программ под нужды и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с п. 9 ст. 2 под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательная программа определяет согласно ч. 1 ст. 12 содержание образования и должна обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Достижение этой цели невозможно без учета индивидуальных особенностей обучающихся.

Адаптированная образовательная программа — это образовательная программа, скорректированная с учетом особенностей здоровья обучающихся, направленная на компенсацию ограниченных возможностей здоровья, в целях максимально полного развития потенциала обучающегося. При этом программа может учитывать как общие особенности обучающихся с той или иной патологией (например, слабовидящие дети), так и индивидуальные.

Для детей-инвалидов образовательная программа должна строиться на основе требований, указанных в индивидуальной программе реабилитации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Образовательные организации обязаны выполнять требования по формам, условиям обучения, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

  1. Адаптированными образовательными программами считаются программы, содержание которых изменено с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Для целей комментируемой статьи ведется адаптация программ с учетом особенностей здоровья ребенка, вернее, ограничений здоровья. Такие программы не обязательно должны отличаться по содержанию учебного материала от обычных образовательных программ, изменения могут касаться технологии, методов, способов обучения. Например, могут использоваться иные учебные пособия, специальные приспособления, в т.ч. специальное программное обеспечение и т.п. Для слабовидящих и слепых детей это могут быть учебные пособия, напечатанные по Брайлю, а при обучении таких детей будет привлекаться тифлопедагог и использоваться тифлотехника (например, для чтения «говорящих» книг).

Образовательные организации, в которых обучаются дети с ограниченными условиями, должны создавать для них специальные условия. Это может быть как соблюдение требований по освещенности классных комнат и иных помещений, специально подобранная мебель, оборудование, так и организация дополнительного присмотра и ухода, специализированного питания и т.п. Более подробно раскрывает понятие «специальные условия» законодатель в ч. 3 комментируемой статьи.

Надо учитывать: конкретные требования по условиям обучения и необходимой техники указываются в индивидуальной программе реабилитации для детей-инвалидов или в медицинских заключениях для иных детей с ограниченными возможностями здоровья (но без установления инвалидности). Родителям при прохождении медико-социальной экспертизы или медицинской комиссии необходимо попросить медиков специально расписать, какие специальные условия необходимо создать ребенку при обучении.

Образовательная организация в зависимости от категории детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностей адаптированной программы может организовывать обучение как в специальных классах, в т.ч. классах коррекции, так и совместно с иными детьми, не имеющими ограничений здоровья. Могут также создаваться специализированные школы, детские сады, в т.ч. школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ч. 5 комментируемой статьи устанавливаются случаи, когда создание отдельных образовательных организаций является необходимым. Обязанность возлагается на органы государственной власти субъектов РФ. Законодатель перечисляет категории детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых необходимо создание отдельных образовательных организаций. Стоит отметить, что выбор образовательной организации и формы обучения осуществляют родители или иные законные представители ребенка.

  1. В настоящий момент порядок организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по общеобразовательным программам определен в разделе III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015).

Порядок уточняет требования комментируемой статьи. Так, согласно п. 22 Порядка дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в классе (группе), численность которого(-ой) не превышает 15 человек. Для сравнения: максимальная численность классов для детей без ограничений возможностей здоровья — 25 человек.

В п. 23 Порядка уточняются требования по созданию специальных условий обучения по категориям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху необходимо:

— дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));

— обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

— обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода).

Для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, необходимо:

— обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м);

— наличие специальных кресел и других приспособлений.

Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются:

— необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;

— условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Порядок устанавливает особенности организации обучения детей с различными, в т.ч. умственными, расстройствами, в частности предусматривает разделение детей на две группы: с легкими нарушениями и тяжелыми нарушениями.

Регулируются вопросы формирования штата образовательной организации. Так, согласно п. 32 Порядка при организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:

— учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

— учителя-логопеда на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

— педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

— тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 — 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных основных образовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.

Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях (см. комментарий к ч. ч. 1011 ст. 66 комментируемого Закона).

  1. На полном государственном обеспечении находятся дети, проживающие в школах-интернатах. В случае назначения им социальной пенсии по инвалидности пенсия за ними сохраняется и накапливается на специальных счетах, открытых на каждого ребенка. Дети, которые обучаются в иных образовательных организациях с дневным пребыванием, должны быть обеспечены только питанием.
  2. Требования об адаптации образовательных программ и создании специальных условий обучения распространяются и на образовательные организации, реализующие обучение по образовательным программам профессионального обучения. В настоящее время Минобрнауки РФ разработаны нормативные правовые акты, регулирующие порядок реализации образовательных программ всех уровней образования (см. комментарий к ч. 11 ст. 13). Например, принят и вступил в силу Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. N 464), раздел III которого посвящен организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 40 Порядка обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается, например, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

— адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

— размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

— присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

— обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

— обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных образовательных организациях. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.

С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

Специальные условия, которые должны быть созданы образовательными организациями профессионального образования, аналогичны условиям, указанным в ч. 3 комментируемой статьи.

На органы государственной власти субъектов РФ возложена обязанность отслеживать получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья независимо от категории ограничения возможностей здоровья.

Законодатель выделяет при этом особо лиц с различными формами умственной отсталости. В случае если такие лица не получили основное общее или среднее общее образование, органы государственной власти субъектов РФ обязаны обеспечить им возможность получения профессионального образования.

  1. Устанавливается обязанность независимо от уровня получаемого образования обеспечивать лиц с ограниченными возможностями здоровья специальными учебными пособиями и учебниками, иной учебной литературой бесплатно. Указанные учебные пособия и учебники предоставляются как в электронном, «говорящем» виде, так и в обычной печатной форме.

Бесплатно также предоставляются услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Порядок предоставления таких услуг, как и обеспечения бесплатными учебниками и учебными пособиями, как правило, определяется нормативным правовым актом субъекта РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти в зависимости от уровня бюджета, из которого осуществляется финансирование расходов на оказание услуги.

Например, в Хабаровском крае Постановлением правительства Хабаровского края от 31 августа 2005 г. N 105-пр утвержден Порядок обеспечения детей-инвалидов, обучающихся в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях, специальными учебными пособиями и учебной литературой и пользования услугами сурдопереводчиков.

Согласно п. п. 2.1 — 2.2 выдача детям-инвалидам (незрячим) специальных учебных пособий и учебной литературы осуществляется образовательным учреждением, в котором они обучаются, сроком на один год в конце предыдущего или в начале текущего учебного года на основании заявления родителей (законных представителей) ребенка с предоставлением подтверждающей инвалидность справкой, выданной органами медико-социальной экспертизы. По окончании учебного года специальные учебные пособия и учебная литература возвращаются в библиотеку образовательного учреждения.

Детям-инвалидам (неслышащим), обучающимся в специальных (коррекционных) классах (группах), сурдоперевод во время образовательного процесса осуществляют учителя, владеющие жестовой речью и входящие в штат учреждений. Детям-инвалидам (неслышащим), обучающимся в краевых государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, предоставляется возможность пользования услугами сурдопереводчиков во время образовательного процесса. Дети-инвалиды (неслышащие) самостоятельны в поиске и выборе сурдопереводчика. При этом между переводчиком и ребенком-инвалидом должен быть заключен договор.

Компенсация расходов на услуги сурдопереводчиков осуществляется образовательным учреждением в пределах утвержденного учебного плана по получаемой профессии, специальности, исходя из 11 разряда утвержденной Единой тарифной сетки. Компенсация расходов на оплату услуг сурдопереводчика по договору осуществляется на основании документов, подтверждающих фактические расходы.

Финансирование расходов муниципальных общеобразовательных учреждений на оплату труда учителей, владеющих жестовой речью и входящих в штат учреждений, осуществляется за счет средств субвенций из краевого бюджета, направляемых в местные бюджеты.

В Тамбовской области также действует аналогичный нормативный правовой акт. Постановлением администрации Тамбовской области от 20 сентября 2013 г. N 1050 утвержден Порядок обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, специальными учебниками, учебными пособиями, иной учебной литературой.

Согласно п. 4 Порядка ответственность за обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учебной литературой несут руководители образовательных организаций, в которых такие дети обучаются. Выдача учебников, пособий, иной учебной литературы осуществляется в образовательных организациях, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, сроком на один год.

Основанием для получения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья учебной литературы является заключение, выданное центральной или муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией, подтверждающее, что ребенку рекомендовано обучение по специальной (коррекционной) программе.

Порядок регламентирует вопросы по срокам использования литературы и порядок обеспечения литературой образовательных организаций.

7. Устанавливается обязанность государства создавать условия для подготовки кадров, способных реализовать положения комментируемой статьи. Речь идет о педагогах, обладающих специальной профессиональной и психологической подготовкой для реализации адаптированных образовательных программ, в т.ч. тифлопедагогов, сурдопереводчиков и т.п.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code