Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности

Глава 11. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Комментарий к статье 77 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья регламентирует порядок выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности. Выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказание содействия в получении такими лицами образования является одним из направлений государственной политики в сфере образования, которая направлена на развитие и поддержание талантов, формирование высокоразвитого общества, способного принять участие в развитии культурной, спортивной, технологический и научной деятельности государства.

В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. Данные мероприятия проводятся федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями. Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие во всероссийской олимпиаде школьников, в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, не допускается.

  1. Всероссийская олимпиада школьников и олимпиады школьников проводятся в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний.

Приказом Минобрнауки РФ от 2 декабря 2009 г. N 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников» утверждено Положение, определяющее порядок организации и проведения всероссийской олимпиады школьников, ее организационное, методическое и финансовое обеспечение, порядок участия в олимпиаде и определения победителей и призеров.

Основными целями и задачами всероссийской олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд РФ для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Во всероссийской олимпиаде принимают участие на добровольной основе обучающиеся государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе образовательных организаций РФ, расположенных за пределами территории РФ.

Олимпиада проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Организаторами этапов всероссийской олимпиады являются:

— школьный этап — образовательные организации;

— муниципальный этап — органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования;

— региональный этап — органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования;

— заключительный этап — Минобрнауки РФ.

Этапы всероссийской олимпиады проводятся по специальным олимпиадным заданиям, составленным на основе примерных основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования. Проверку выполненных олимпиадных заданий школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов осуществляют жюри.

Перечень общеобразовательных предметов, по которым проводится всероссийская олимпиада, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 23 апреля 2008 г. N 134 «Об утверждении перечня общеобразовательных предметов, по которым проводится всероссийская олимпиада школьников». Он включает следующие предметы: русский язык, литературу, иностранный язык (английский, немецкий, французский), математику, информатику и ИКТ, историю, обществознание, географию, биологию, физику, химию, экономику, право, основы безопасности жизнедеятельности, технологию, искусство (мировая художественная культура), физическую культуру, астрономию, экологию.

По результатам олимпиады выдаются дипломы победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников по образцам, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 19 мая 2008 г. N 151 «Об утверждении образцов дипломов победителей и призеров этапов всероссийской олимпиады школьников».

Порядок проведения олимпиад школьников регламентирован Приказом Минобрнауки РФ от 22 октября 2007 г. N 285 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников». Порядок проведения олимпиад школьников определяет правила организации и проведения олимпиад школьников, входящих в перечень олимпиад школьников, их организационно-методическое обеспечение, правила участия в олимпиадах и определения победителей и призеров, права победителей и призеров олимпиад, а также правила формирования перечня олимпиад школьников.

Основными целями олимпиад являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи.

Олимпиады могут проводиться в этих целях одним или несколькими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, государственными (муниципальными) образовательными учреждениями высшего профессионального образования, негосударственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, государственными (муниципальными) научными учреждениями с возможным участием одного или нескольких государственных (муниципальных) или негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, образовательных учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений, общественных организаций и государственно-общественных объединений, средств массовой информации, иных юридических лиц. Организаторы олимпиад разрабатывают положения о соответствующих олимпиадах, которые утверждаются в порядке, определяемом организаторами олимпиад.

Олимпиады проводятся по общеобразовательным предметам или комплексам предметов по олимпиадным заданиям ежегодно с 1 сентября по 31 марта и включают не менее двух обязательных этапов:

— отборочный этап, который проводится в очной или заочной форме в период с 1 сентября по 31 января;

— заключительный этап, который проводится в очной форме в период с 1 февраля по 31 марта.

Победители и призеры этапов олимпиады определяются на основании результатов участников соответствующих этапов олимпиады. Победители и призеры олимпиады определяются по результатам заключительного этапа олимпиады. Победителями олимпиады считаются участники олимпиады, награжденные дипломами 1 степени. Призерами олимпиады считаются участники олимпиады, награжденные дипломами 2 и 3 степени. Победители и призеры олимпиад в зависимости от уровня олимпиады могут включаться в состав сборных команд РФ для участия в международных олимпиадах школьников.

Перечень олимпиад школьников и уровни олимпиад школьников, включенных в перечень олимпиад школьников, ежегодно утверждается приказом Минобрнауки РФ.

Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. N 372 «Об утверждении критериев отнесения олимпиад к соответствующим уровням олимпиад школьников» утверждены соответствующие критерии:

1 уровень — ежегодное участие в олимпиаде не менее 2500 обучающихся образовательных учреждений РФ, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, из 15 и более субъектов РФ на протяжении двух и более лет;

2 уровень — ежегодное участие в олимпиаде не менее 1000 обучающихся образовательных учреждений РФ, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, из 7 и более субъектов РФ на протяжении двух и более лет;

3 уровень — ежегодное участие в олимпиаде не менее 300 обучающихся образовательных учреждений РФ, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, из 3 и более субъектов РФ на протяжении двух и более лет.

Образцы дипломов победителей и призеров указанных олимпиад утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 30 апреля 2010 г. N 457 «Об утверждении образцов дипломов победителей и призеров Олимпиады школьников».

В целях обеспечения соблюдения порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, а также порядка проведения олимпиад школьников гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении государственной итоговой аттестации, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют:

1) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования на территориях субъектов РФ;

2) учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, загранучреждения Министерства иностранных дел РФ, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования за пределами территории РФ.

Им предоставляется право присутствовать при проведении указанных олимпиад и направлять информацию о нарушениях, выявленных при их проведении, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

  1. Для лиц, проявивших выдающиеся способности, могут предусматриваться специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования указанных лиц. Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, порядок предоставления таких денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом, определяются в порядке, установленном Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица и физические лица, их объединения вправе устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц.

Так, например, в областном Законе Ленинградской области от 24 февраля 2014 г. N 6-оз «Об образовании в Ленинградской области» во многом воспроизводится норма комментируемого Закона, закрепляющая, что для лиц, проявивших выдающиеся способности, Правительством Ленинградской области предусматриваются специальные виды денежных поощрений и иные меры стимулирования за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ленинградской области. Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, порядок предоставления им денежных поощрений и иных мер стимулирования за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ленинградской области определяются Правительством Ленинградской области. Схожие нормы содержат многие региональные законы об образовании.

В качестве примера документов, непосредственно закрепляющих порядок предоставления денежного поощрения для лиц, проявивших выдающиеся способности, можно привести Постановление Правительства Кировской области от 28 марта 2013 г. N 202/173 «О денежном поощрении для лиц, проявивших выдающиеся способности», Постановление Правительства Республики Алтай от 31 декабря 2013 г. N 398 «Об учреждении денежных поощрений обучающимся образовательных организаций в Республике Алтай, проявившим выдающиеся способности и установлении порядка их предоставления», решение Оренбургского городского Совета от 11 июня 2013 г. N 630 «Об учреждении муниципальной именной стипендии» (вместе с Положением о муниципальной именной стипендии для обучающихся муниципальных образовательных организаций города Оренбурга, проявивших выдающиеся способности).

Так, в Кировской области право на предоставление премий имеют граждане Российской Федерации, являющиеся обучающимися государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций Кировской области, реализующих основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, — победители и призеры регионального этапа всероссийской олимпиады школьников и победители третьего (областного) этапа областных олимпиад школьников по биологии, математике, физике, химии и экологии.

Премии Правительства Кировской области победителям и призерам регионального этапа всероссийской олимпиады школьников и областных предметных олимпиад учреждены в следующих размерах:

1) сорок девять премий в номинации «Победитель регионального этапа всероссийской олимпиады школьников» в размере 7900 рублей каждая;

2) сто шестьдесят шесть премий в номинации «Призер регионального этапа всероссийской олимпиады школьников» в размере 6900 рублей каждая;

3) восемь премий в номинации «Победитель третьего (областного) этапа областных олимпиад школьников по биологии, математике, физике, химии и экологии, награжденный дипломом I степени» в размере 6150 рублей каждая;

4) тридцать три премии в номинации «Победитель третьего (областного) этапа областных олимпиад школьников по биологии, математике, физике, химии и экологии, награжденный дипломом II или III степени» в размере 5100 рублей каждая.

  1. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, могут образовываться:

1) в образовательных организациях — специализированные структурные подразделения;

2) образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (нетиповые образовательные организации). Реализуемые ими образовательные программы обеспечивают развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях <28>.

———————————

<28> Особенности правового статуса отдельных категорий обучающихся // Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/8-05 (дата обращения: 28.02.2014).

 

Порядок комплектования указанных структурных подразделений и организаций обучающимися устанавливается их учредителями с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам для граждан, проявивших выдающиеся способности, а также граждан, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, имеющими указанные специализированные структурные подразделения, и нетиповыми образовательными организациями, должен устанавливаться Минобрнауки РФ. На сегодняшний день такой документ пока не принят.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code