Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

Комментарий к статье 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. В соответствии с ч. 6 ст. 10 комментируемого Закона дополнительное профессиональное образование наряду с дополнительным образованием детей и взрослых представляет собой самостоятельный подвид дополнительного образования. Ввиду того что дополнительное образование включается в общую систему образования, можно сделать вывод о том, что дополнительное профессиональное образование играет важную роль в обеспечении возможности реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
  2. По данным, приведенным в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р, доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60 — 70%. В Российской Федерации доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4%.

В целях улучшения ситуации последнее время вопросам реализации дополнительного профессионального образования уделяется много внимания.

Так, на сегодняшний день в ТК РФ существует отдельный раздел, посвященный регулированию вопросов подготовки и дополнительного профессионального образования работников (раздел IX). В данном разделе перечислены права и обязанности работодателя (ст. 196), а также права работников (ст. 197) по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников.

  1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает цели, на достижение которых направлено дополнительное профессиональное образование. Так, целями дополнительного профессионального образования являются:

— удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей;

— профессиональное развитие человека;

— обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

  1. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов РФ относится к ведению субъектов РФ.
  2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ, а именно:

программ повышения квалификации.

В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Уровни квалификации утверждены Приказом Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». В соответствии с данным Приказом начиная с 5 уровня квалификации для достижения соответствующего уровня квалификации требуется прохождение дополнительных профессиональных программ;

программ профессиональной переподготовки.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Пунктом 11 ст. 13 комментируемого Закона установлено, что по соответствующим образовательным программам различных уровней и (или) направленности или по соответствующему виду образования органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, должен утверждаться порядок организации и осуществления образовательной деятельности. Во исполнение положений указанного пункта Министерством образования и науки РФ утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. N 499).

  1. Согласно ч. 3 ст. 76 комментируемого Закона к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

При реализации положений комментируемого Закона на практике возникают вопросы. Так, возможен вопрос о том, могут ли быть допущены согласно положениям комментируемой части к освоению дополнительных профессиональных программ лица, успешно закончившие до вступления в силу комментируемого Закона учреждения начального профессионального образования и получившие соответствующие дипломы о начальном профессиональном образовании. Предполагается, что такие лица могут быть допущены к освоению дополнительных профессиональных программ, так как согласно положениям ч. 1 ст. 108 комментируемого Закона начальное профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

  1. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи по общему правилу организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывают (определяют содержание) и утверждают дополнительные профессиональные программы.

Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ содержатся в п. 9 ст. 2, ч. ч. 9 — 10 ст. 76, а также в п. п. 6 — 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. N 499.

В частности, содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать:

— профессиональные стандарты;

— квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных комментируемым Законом, а также полностью или частично в форме стажировки. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

  1. Положения комментируемого Закона, в отличие от Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», не устанавливают по отношению к дополнительным профессиональными программам федеральных государственных требований, а также типовых и примерных программ.

Министерство образования и науки РФ в письме от 9 октября 2013 г. N 06-735 пояснило, что типовые и примерные программы разрабатываются только для следующего вида программ:

— типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок.

Указанные программы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 7 ст. 76 комментируемого Закона).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» на Министерство транспорта РФ возложены соответствующие полномочия по утверждению типовых дополнительных профессиональных программ в области международных автомобильных перевозок;

— примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Указанные программы разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (ч. 3 ст. 81 комментируемого Закона);

— примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования.

Указанные программы разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, — Минздравом РФ (ч. 3 ст. 82 комментируемого Закона);

— типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой.

Указанные программы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, — Министерством транспорта РФ (ч. 3 ст. 85 комментируемого Закона).

При этом Минобрнауки РФ в указанном письме разъясняет, что разработка и утверждение макетов данных программ являются обязательными в силу положений комментируемого Закона.

Помимо макетов указанных программ, Минобрнауки РФ в целях методической поддержки реализации комментируемого Закона будут разработаны макеты программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которые будут носить рекомендательный характер.

Следует обратить внимание на то, что некоторые акты, содержащие определенные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, на сегодняшний день утратили силу. Так, в соответствии с п. п. 6 и 35 Перечня утративших силу некоторых нормативных правовых актов Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации (приложение к Приказу Минобрнауки РФ от 18 сентября 2013 г. N 1074) утратили силу следующие документы, которые применялись в последнее время:

— Приказ Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. N 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ»;

— Приказ Минобрнауки РФ от 15 января 2013 г. N 10 «О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников».

  1. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. В рамках реализации указанных положений Минобрнауки РФ издан Приказ от 5 декабря 2013 г. N 1310 «Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности».
  2. Обучение по дополнительным профессиональным программам может проходить единовременно и непрерывно, а может осуществляться поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
  3. Форма итоговой аттестации по результатам освоения дополнительных профессиональных образовательных программ в соответствии с ч. 14 комментируемой статьи определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Следует обратить внимание на то, что положения комментируемой статьи оперируют понятием «обучающийся», тогда как положения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. N 499, в том числе используют понятие «слушатель».

В соответствии с п. 15 ст. 2 обучающийся — это физическое лицо, осваивающее образовательную программу. В соответствии со ст. 33 комментируемого Закона выделены отдельные категории обучающихся, в том числе слушатели, к которым в соответствии с положениями этой статьи относятся лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения. Таким образом, в данном случае противоречия между данными понятиями не существует, так как категория «слушатель» является составной частью более широкого понятия «обучающийся». Такой же вывод подтверждается письмом Минобрнауки РФ от 9 октября 2013 г. N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании».

  1. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Положения указанной части разъяснены письмом Минобрнауки РФ от 2 сентября 2013 г. N АК-1879/06 «О документах о квалификации».

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code