Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Комментарий к статье 75 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Глава 10 комментируемого Закона посвящена регулированию вопросов, связанных с дополнительным образованием.


Определение понятия «дополнительное образование» дано в ст. 2 комментируемого Закона. В соответствии с положениями указанной статьи дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. В соответствии со ст. 10 комментируемого Закона дополнительное образование представляет собой отдельный вид образования наряду с общим образованием, профессиональным образованием и профессиональным обучением и направлено на обеспечение возможности реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В последнее время в России проблемам образования в целом и дополнительному образованию в частности уделяется большое внимание. Так, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 года 792-р, приведены следующие результаты проведенных исследований: Россия — одна из немногих стран, где обеспечивается бюджетное финансирование организаций дополнительного образования детей в сфере образования, культуры, спорта. Услугами дополнительного образования на момент проведения исследований пользовались 49,1% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения. В качестве ожидаемых результатов предполагается, что не менее 75% детей 5 — 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 комментируемого Закона дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых (ст. 75 комментируемого Закона) и дополнительное профессиональное образование (ст. 76 комментируемого Закона).

2. Часть 1 ст. 75 определяет следующие цели, на достижение которых должно быть направлено дополнительное образование как детей, так и взрослых:

— формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;

— удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

— укрепление здоровья;

— организация свободного времени.

В отношении дополнительного образования детей выделяются дополнительные цели. Помимо общих перечисленных выше целей, дополнительное образование детей должно быть направлено в том числе на:

— обеспечение их адаптации к жизни в обществе;

— профессиональную ориентацию;

— выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Организация предоставления дополнительного образования детей осуществляется следующими субъектами:

— в государственных образовательных организациях субъектов РФ относится к ведению субъектов Российской Федерации (п. 8 ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона);

— в муниципальных образовательных организациях относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 2 ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона).

Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам реализуется на основании соответствующего Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008.

3. Часть 2 комментируемой статьи дублирует положения ч. 4 ст. 12 комментируемого Закона и выделяет следующие виды дополнительных общеобразовательных программ:

— общеразвивающие — при этом дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых;

— предпрофессиональные программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. На сегодняшний день в отношении данного направления принято и действует достаточно большое количество актов, регламентирующих порядок реализации программ в сфере искусств, физической культуры и спорта (подробнее см. комментарий к ч. 4 комментируемой статьи).

В отношении вопросов реализации дополнительных общеобразовательных программ отдельное место занимают программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе. Основные положения, регламентирующие порядок реализации таких программ, устанавливаются Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Так, ст. 19 указанного Закона установлены следующие особенности осуществления обучения по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе:

— обучение по дополнительным общеразвивающим программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, осуществляется:

в общеобразовательных организациях;

в профессиональных образовательных организациях;

— обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе, осуществляется также в военных оркестрах.

Перечень категорий обучающихся устанавливается ст. 33 комментируемого Закона. Кроме этого, следует обратить внимание, что в отношении обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, уставами таких образовательных организаций могут быть установлены специальные названия категорий обучающихся (ч. 2 ст. 33 комментируемого Закона).

4. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи для лиц, осваивающих программы по дополнительным общеобразовательным программам, не устанавливается требований к уровню образования. Исключение составляют отдельные программы, обучение по которым обладает определенной спецификой.

При этом следует обратить внимание, что в отношении основных общеобразовательных программ законодатель устанавливает определенные требования к уровню образования. Так, ч. 5 ст. 66 комментируемого Закона содержит положения о том, что обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

5. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает требования относительно содержания дополнительных общеобразовательных программ.

Так, в отношении дополнительных общеразвивающих программ установлено только требование о необходимости закрепления в такой программе содержания, а также сроков обучения. Такие программы разрабатываются и утверждаются самостоятельно организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В отношении же дополнительных предпрофессиональных программ установлено, что содержание таких программ разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Как установлено ч. 3 комментируемой статьи, дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

В соответствии с ч. 4 ст. 83 комментируемого Закона общий перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

Указанный перечень утвержден Приказом Минкультуры РФ от 16 июля 2013 г. N 998 и включает следующие дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств:

1) музыкальное искусство:

— фортепиано;

— струнные инструменты;

— духовые и ударные инструменты;

— народные инструменты;

— инструменты эстрадного оркестра;

— хоровое пение;

— музыкальный фольклор;

2) изобразительное искусство:

— живопись;

— декоративно-прикладное творчество;

— дизайн;

3) хореографическое искусство:

— хореографическое творчество;

— искусство балета;

4) театральное искусство:

— искусство театра;

5) цирковое искусство:

— искусство цирка;

6) архитектурное искусство:

— архитектура.

В рамках реализации таких программ принято достаточно большое количество нормативных актов, устанавливающих федеральные государственные требования, среди которых можно назвать, например:

— Приказ Минкультуры России от 14 августа 2013 г. N 1144 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства «Архитектура» и сроку обучения по этой программе»;

— Приказ Минкультуры России от 12 марта 2012 г. N 158 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе»;

— Приказ Минкультуры России от 12 марта 2012 г. N 156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе».

В отношении предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта также принято достаточное количество документов, устанавливающих федеральные требования к таким образовательным программам. Порядок их разработки регламентируется Приказом Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. N 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».

Кроме требований к содержанию и срокам реализации дополнительных предпрофессиональных программ, приняты также нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения итоговых аттестаций по результатам их освоения.

Примером такого акта является Приказ Минкультуры РФ от 9 февраля 2012 г. N 86 «Об утверждении Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств», основными положениями которого являются следующие:

— итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации (п. 3 Положения);

— итоговая аттестация проводится в формах выпускных экзаменов (п. 5 Положения);

— количество выпускных экзаменов и их виды по конкретной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств устанавливаются федеральными государственными требованиями (п. 6 Положения).

При этом могут быть предусмотрены следующие виды выпускных экзаменов: концерт (академический концерт), исполнение программы, просмотр, выставка, показ, постановка, письменный и (или) устный ответ.

Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, выдается заверенное печатью соответствующей образовательной организации свидетельство об освоении указанных программ (п. 36 Положения). Форма такого свидетельства утверждена Приказом Минкультуры России от 10 июля 2013 г. N 975 «Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств».

6. Часть 5 комментируемой статьи представляет собой отсылочную норму, в соответствии с которой некоторые особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с ч. ч. 3 — 7 ст. 83 и ч. ч. 4 — 5 ст. 84 комментируемого Закона (подробнее см. комментарий к указанным статьям).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code