Статья 74. Квалификационный экзамен

Комментарий к статье 74 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья посвящена последней стадии осуществления профессионального обучения и регламентирует вопросы, связанные с итоговой аттестацией, проводимой по окончании профессионального обучения.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 комментируемого Закона итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

  1. Положения комментируемой статьи устанавливают требования к следующим составляющим итоговой аттестации по результатам проведения профессионального обучения:

1) форма проведения итоговой аттестации.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

Часть 3 ст. 12 комментируемого Закона относит программы профессионального обучения к основным образовательным программам наряду с основными и профессиональными общеобразовательными программами.

Положениями комментируемого Закона установлены требования об обязательности проведения итоговой аттестации в отношении итоговой аттестации, завершающей освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ.

Итоговая аттестация проводится в порядке и в форме, которые устанавливаются образовательной организацией. При этом в отношении, например, формы итоговой аттестации по результатам освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования определенные требования установлены Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 16 августа 2013 г. N 968.

В соответствии с положениями указанного Порядка по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются следующие формы итоговой аттестации:

— защита выпускной квалификационной работы;

— государственный экзамен.

При этом такая форма итоговой аттестации, как государственный экзамен, вводится по усмотрению образовательной организации;

2) цель проведения квалификационного экзамена.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи можно выделить две цели проведения квалификационного экзамена:

— определение соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения;

— установление лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих;

3) субъекты проведения квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен проводится в обязательном порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Данное положение представляется важным в связи с тем, что ч. 6 ст. 73 предусмотрена возможность получения профессионального обучения не только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве (которые, являясь структурными подразделениями, не относятся к самостоятельным юридическим лицам), но и в форме самообразования.

Следовательно, несмотря на то, что получать знания в рамках профессионального обучения возможно, например, в форме самообразования, подведение итогов такого обучения все равно должно проводиться определенным законом субъектом — организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

4) содержание квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен, проводимый по итогам осуществления профессионального обучения, в обязательном порядке должен состоять из 2 частей:

— написание практической квалификационной работы;

— проверка теоретических знаний.

Проведение именно в такой форме итоговой аттестации не зависит от вида профессионального обучения. Виды профессионального обучения предусмотрены ст. 73, и к ним относится профессиональное обучение по программам:

— профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (ч. 2 ст. 73);

— переподготовки рабочих и служащих (ч. 3 ст. 73);

— повышения квалификации рабочих и служащих (ч. 4 ст. 73);

5) в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи проверка теоретических знаний в рамках подведения итогов профессионального обучения должна осуществляться в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Так, квалификационные требования установлены, например, в следующих документах:

— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» — утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н;

— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» — утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 января 2011 г. N 1н.

Помимо перечисленных квалификационных справочников, квалификационные требования установлены в профессиональных стандартах.

В конце 2013 г. в рамках реализации положений действующего законодательства о профессиональных стандартах в соответствии с положениями Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23) были разработаны и утверждены многие профессиональные стандарты, в том числе:

— Профессиональный стандарт «Социальный работник» (утв. Приказом Минтруда РФ от 18 ноября 2013 г. N 677н);

— Профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (утв. Приказом Минтруда России от 18 ноября 2013 г. N 681н).

3. В соответствии с положениями ч. 3 комментируемой статьи к проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений. Данное положение аналогично положениям ч. 16 ст. 59 комментируемого Закона. Из этого следует, что законодатель устанавливает одинаковые требования к участию представителей работодателей и их объединений в рамках проведения итоговой аттестации, завершающей освоение как основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, так и основных профессиональных образовательных программ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code