Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании

Комментарий к статье 72 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Интеграция в образовании и в научной деятельности представляет собой процесс объединения различных компонентов систем образования и науки в единое целое и происходит как между системой образования и системой науки в качестве отдельных элементов, так и между элементами каждой из этих систем в отдельности. Регламентация интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании наиболее важна, поскольку именно высшее образование является ступенью, ведущей обучающегося к научным знаниям, а потом и к научно-исследовательской деятельности.

Комментируемая статья определяет следующие цели интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании:

— кадровое обеспечение научных исследований;

— повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования;

— привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников;

— использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности.

  1. Регламентировать формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании достаточно сложно в силу их разнообразия и возможности применения различных вариаций. Комментируемая статья устанавливает, что интеграция может осуществляться в разных формах, предоставляя образовательным организациям высшего образования достаточно широкий круг их применения и право выбора, закрепляя при этом пять основных форм интеграции:

1) проведение образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения.

Данная форма закрепляет право вузов самостоятельно проводить научные исследования и экспериментальные разработки. Поскольку основной деятельностью вузов является образовательная деятельность, они крайне ограничены в финансовых средствах на научную деятельность. Однако в целях стимулирования на государственном уровне действует система грантов. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» научная и (или) научно-техническая деятельность в вузе может также осуществляться за счет грантов, которые в установленном порядке передаются научно-педагогическим работникам или высшему учебному заведению. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством РФ или в соответствии с законодательством иного государства в случае их использования на территории этого государства, а также в порядке, установленном юридическим или физическим лицом, предоставляющим гранты. Выплата грантов ученым и кандидатам наук регламентирована Указом Президента РФ от 9 февраля 2009 г. N 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук». К иным источникам финансового обеспечения относятся благотворительная помощь, доходы от предпринимательской деятельности самой организации и пр.;

2) привлечение образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, работников научных организаций и иных организаций, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, а также научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной (научно-исследовательской) деятельности. Данная форма интеграции представляет собой, по сути, обмен кадрами. Такой обмен достаточно результативен в целях роста теоретических и практических знаний в той или иной сфере научно-исследовательской деятельности. Очень часто на практике сотрудники научно-исследовательских институтов одновременно работают по совместительству в образовательных учреждениях в качестве педагогических работников, преподавая профильные для них дисциплины;

3) осуществление образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, и научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий. В отличие от предыдущей формы, предусматривающей привлечение работников образовательного учреждения научными организациями, а работников научной организации вузами, данная форма представляет собой совместную деятельность таких организаций. Совместная деятельность может реализовываться путем участия в совместных научно-образовательных проектах, исследованиях, экспериментах и пр.;

4) создание в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность.

Данная форма интеграции вытекает из предыдущей и представляет собой совместную деятельность в научных исследованиях и экспериментах, проводимых в совместно созданных лабораториях. Создание таких лабораторий осуществляется в Порядке, установленном Приказом Минобрнауки РФ от 6 марта 2013 г. N 160 «Об утверждении Порядка создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность».

Лаборатории создаются в целях осуществления научной (научно-исследовательской) и (или) научно-технической деятельности с учетом образовательных программ и тематики научных исследований образовательной организации и организации, кадрового обеспечения научных исследований, а также привлечения обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников. Положение о лаборатории утверждается по согласованию с образовательной организацией в порядке, предусмотренном уставом организации.

Лаборатория создается при соблюдении следующих условий:

— реализация образовательной организацией образовательной программы высшего образования, соответствующей направлениям научной деятельности организации;

— наличие имущества, необходимого для достижения целей деятельности лаборатории;

— использование имущества лаборатории при реализации образовательной организацией образовательной программы высшего образования;

— привлечение работников научной организации для проведения научных исследований в образовательной организации;

— создание безопасных условий обучения;

— соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основаниями создания лаборатории являются решение уполномоченного органа научной организации о создании лаборатории, решение ученого совета образовательной организации о создании лаборатории и договор о создании лаборатории, заключенный между образовательной организацией и научной организацией;

5) создание образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок создания таких кафедр установлен Приказом Минобрнауки РФ от 6 марта 2013 г. N 159 «Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность». Кафедры создаются в целях совершенствования качества образования путем использования в образовательной деятельности результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности, в том числе привлечения обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, кадрового обеспечения научных исследований. Положение о кафедре утверждается по согласованию с организацией в порядке, предусмотренном уставом образовательной организации.

Кафедра создается при соблюдении следующих условий:

— соответствие реализуемой образовательной организацией образовательной программы направлениям деятельности организации;

— наличие имущества, необходимого для достижения целей деятельности кафедры;

— создание безопасных условий обучения;

— соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основаниями создания кафедры являются решение ученого совета образовательной организации о создании кафедры и договор о создании кафедры, заключенный между образовательной организацией и организацией.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code