Статья 69. Высшее образование

Комментарий к статье 69 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. В комментируемой статье устанавливаются цели высшего образования. Высшее профессиональное образование является составной частью профессионального образования. В соответствии с подп. 2 — 4 ч. 5 ст. 10 комментируемого Закона высшее образование подразделяется на три уровня-ступени:


— бакалавриат;
— специалитет, магистратура;
— высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
В ч. 1 комментируемой статьи устанавливается общая цель, стоящая перед системой высшего образования в целом, а именно:
— подготовка высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства — публичная цель;
— удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
Как видим, цель высшего образования видится как в удовлетворении публичных интересов, связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров, в которых нуждается общество и государство; так и в удовлетворении частных интересов каждого человека, стремящегося углубить и расширить образование, ранее полученное на предшествующих ступенях образования.
Законодатель ставит перед системой высшего образования задачу тесной интеграции в жизнь страны; высшее образование не должно быть абстрактным, оторванным от социально-экономических реалий. Образовательные организации высшего профессионального образования должны реализовывать образовательные программы подготовки высококвалифицированных специалистов не просто по всем направлениям общественно полезной деятельности, но в соответствии с потребностями общества и государства. Реализация профессиональных образовательных программ не может возводиться в самоцель, необходимо подготовить специалиста, который сможет быть востребован на рынке труда.
Между тем соблюдение публичных интересов не должно приводить к ущемлению частных: подготовка высококвалифицированных специалистов должна осуществляться по таким образовательным программам, которые приводят к культурному, нравственному развитию личности, раскрытию научно-интеллектуального потенциала человека.
Высшее профессиональное образование должно не просто быть одной из ступеней образования, но ступенью, построенной на принципе преемственности, должно использовать фундамент, заложенный на ступенях общего и среднего профессионального образования, для дальнейшего развития человека.
Вышеуказанные цели должны определять содержание образовательных программ высшего профессионального образования. Порядок реализации основных профессиональных программ высшего профессионального образования определяется нормативными правовыми актами Минобрнауки РФ, принятыми в соответствии с ч. 11 ст. 13 комментируемого Закона.
2. Устанавливается образовательный ценз для поступления на обучение по программам высшего профессионального образования, а именно: поступающий должен иметь:
— среднее общее образование — для программ бакалавриата или специалитета;
— высшее образование любого уровня — для программ магистратуры;
— высшее образование уровня специалитета или магистратуры — для поступления на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки.
Отметим одну важную деталь: комментируемый Закон лишил права лиц, имеющих высшее профессиональное образование уровня бакалавриата, поступать на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров.
Остальные лица, имеющие образование не ниже уровня специалитета или магистратуры, имеют право поступать для обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров. При этом устанавливается важное требование: к освоению программ ординатуры могут быть допущены только лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование; а по программам ассистентуры-стажировки — высшее образование в области искусств.
3. Также в комментируемой статье устанавливаются основные принципы приема граждан на обучение по программам высшего профессионального образования. Прием граждан на обучение осуществляется на принципе раздельного приема на различные уровни высшего образования. Основные правила приема должны быть установлены нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также самой образовательной организацией высшего профессионального образования в части, не урегулированной комментируемым Законом, подзаконными нормативными правовыми актами.
Так, в настоящее время действует Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 28 декабря 2011 г. N 2895.
В соответствии с п. 1 названного Порядка ежегодно разрабатываются правила приема в образовательные организации высшего профессионального образования, в т.ч. в целях определения порядка поступления иностранных граждан.
Прием лиц на обучение по программам бакалавриата и специалитета проводится согласно п. 3.1 на основании:
— результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием, если иное не предусмотрено комментируемым Законом, иными нормативными правовыми актами в сфере образования.
При этом результаты ЕГЭ, признаваемые как результаты вступительных испытаний, не могут быть ниже устанавливаемого Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимального количества баллов по результатам ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам, подтверждающим освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Образовательные организации высшего профессионального образования на каждое направление подготовки (специальность) вправе установить:
минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ, вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, с соблюдением вышеуказанного условия по минимальному количеству баллов ЕГЭ;
минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности, дополнительных вступительных испытаний профильной направленности.
Установленное минимальное количество баллов не может быть изменено вузом до завершения процедуры зачисления;
— результатов дополнительных вступительных испытаний (при их наличии в высшем учебном заведении). При этом перечень образовательных организаций, имеющих право устанавливать дополнительные вступительные испытания, утверждается соответствующим подзаконным нормативным правовым актом. Порядок, критерии отбора и перечень высших учебных заведений, имеющих право устанавливать такие испытания, и порядок определения направлений подготовки (специальностей), по которым могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности, утверждаются Правительством РФ.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), определяемым этими образовательными организациями.
На основании результатов вступительных испытаний, форма которых определяется образовательной организацией высшего профессионального образования самостоятельно, организуется прием следующих категорий граждан (по их желанию) при отсутствии у них результатов ЕГЭ текущего года:
— имеющих среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009 г.;
— имеющих среднее профессиональное образование — при приеме для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста соответствующего профиля;
— имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств.
На основании результатов вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются вузом самостоятельно, организуется прием следующих категорий граждан:
— имеющих среднее профессиональное образование — при приеме для обучения по сокращенной программе бакалавриата соответствующего профиля;
— имеющих высшее профессиональное образование — при приеме для обучения по программам бакалавриата, программам подготовки специалиста.
Прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI Порядка.
Дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся по предметам, по которым не проводится ЕГЭ.
В соответствии с п. 7 Порядка приема прием для обучения на места, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, осуществляется на конкурсной основе, а на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами — на условиях, определяемых образовательной организаций самостоятельно.
Категории граждан, которые имеют право поступления в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения без вступительных испытаний, вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, преимущественное право на поступление для обучения за счет средств соответствующих бюджетов, определяются законодательством РФ. К таким лицам, например, относятся победители олимпиад, инвалиды I и II группы и некоторые другие.
Прием для обучения по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки проводится по заявлениям граждан, имеющих высшее профессиональное образование, по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.
Частью 7 комментируемой статьи вводятся дополнительные элементы индивидуализации конкурсного отбора в образовательные организации высшего профессионального образования, а именно представление поступающим лицом сведений, подтверждающих индивидуальные достижения такого лица, т.н. портфолио. Такие сведения могут учитываться при отборе.
Организация приема, в том числе организация проведения дополнительных вступительных испытаний, конкурса и зачисления в вуз, осуществляется приемной комиссией. Председателем приемной комиссии вуза является его ректор. Состав, полномочия и порядок деятельности приемной комиссии определяются положением о ней, утверждаемым ректором.
Отметим, что общие требования к приему на обучение в образовательные организации установлены в ст. 55 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 55).
4. Установлены случаи, при которых будет считаться, что лицо получает второе или последующее высшее образование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов. Такое положение комментируемой статьи является новеллой, ранее действовавшее законодательство не содержало подобного перечня. Критерием определения является имеющийся у поступающего на обучение лица уровень образования. Как правило, лицо считается получающим образование повторно, если оно имеет образование аналогичного уровня. Перечень, приведенный в ч. 8 комментируемой статьи, является закрытым.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code