Статья 68. Среднее профессиональное образование

Глава 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Комментарий к статье 68 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1. В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 10 комментируемого Закона среднее профессиональное образование является начальной ступенью профессионального образования. Однако для получения высшего профессионального образования не требуется наличие среднего профессионального образования, т.е. эта ступень не является обязательной (см., для сравнения, ступени общего образования, когда получение последующей ступени образования невозможно без освоения предыдущей, — начальное, основное, среднее общее образование).

Законодатель в ч. 1 комментируемой статьи устанавливает требования к среднему профессиональному образованию по целям, задачам данной ступени образования, а следовательно, и требования к содержанию образовательных программ среднего профессионального образования.

В прежнем Законе об образовании (Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании») в ч. 1 ст. 23 цель среднего профессионального образования устанавливалась как подготовка специалистов среднего звена и удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Комментируемая статья расширяет требования к среднему профессиональному образованию. Теперь на данной ступени образования обучающийся должен не просто осваивать профессиональные знания, умения и навыки, но и продолжать развиваться как личность. Содержание среднего профессионального образования должно быть направлено на интеллектуальное, культурное и профессиональное развитие человека. Это роднит среднее профессиональное образование, с одной стороны, с общим образованием, основной целью которого является развитие гармонично развитой личности, и, с другой стороны, с высшим образованием, перед которым стоит задача развития научно-профессионального потенциала личности.

Такие изменения в требованиях к среднему профессиональному образованию связаны с пониманием в комментируемом Законе образования как единого (целостного) процесса непрерывного обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей жизни. Потому система профессионального образования должны быть связана с системой общего образования не просто по уровню и объему преподавания научных знаний по учебным дисциплинам, но и преемственностью в развитии культурного, интеллектуального и профессионального потенциала обучающихся.

Требования комментируемой статьи нашли отражение и в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования. В настоящее время разработаны стандарты практически по всем направлениями подготовки среднего профессионального образования. Так, например, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 110401 «Агрономия» в п. п. 6.1 — 6.2 предусматривает включение в учебную программу дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического направления, а также математического и общего естественно-научного направления (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 14 октября 2009 г. N 405).

Образовательные организации не имеют права реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования в случае несоответствия их содержания требованиям комментируемой статьи и федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.

Обратим внимание на важные изменения в структуре профессионального образования. Ранее действовавшее законодательство об образовании предусматривало такую ступень профессионального образования, как начальное профессиональное образование. В ч. 1 ст. 22 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 указывалось, что начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

Комментируемый Закон не предусматривает такой ступени образования, как начальное профессиональное образование. Теперь первой ступенью профессионального образования является среднее профессиональное образование. Если ранее согласно ч. 1 ст. 23 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 основной целью среднего профессионального образования являлась подготовка специалистов среднего звена, то теперь в цели и задачи среднего профессионального образования включена подготовка и квалифицированных рабочих или служащих. Это значит, что ступени начального профессионального и среднего профессионального образования соединяются в единую ступень — среднее профессиональное образование.

Таким образом, в соответствии с требованиями ч. 1 комментируемой статьи на ступени среднего профессионального образования ставится цель подготовки:

— квалифицированных рабочих или служащих;

— специалистов среднего звена.

При этом ч. 1 комментируемой статьи содержит отсылку к подзаконному нормативному правовому акту, устанавливающему направления подготовки и перечень специальностей среднего профессионального образования. Следует это из контекста комментируемой части, в частности из словосочетания «…по всем основным направлениям общественно полезной деятельности…». Такой нормативный правовой акт был принят Приказом Минобрнауки РФ от 29 октября 2013 г. N 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».

Порядок реализации образовательных программ среднего профессионального образования установлен Приказом Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

В соответствии с п. 3 названного Порядка среднее профессиональное образование может быть получено как непосредственно в образовательной организации, так и вне образовательных организаций. При этом обучение в форме самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях. Также допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

2. Устанавливается образовательный ценз для поступающих в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, в целях освоения образовательных программ по определенному направлению подготовки среднего профессионального образования.

Обучающиеся должны иметь образование не ниже основного общего или среднего общего образования. В зависимости от базовой ступени образования варьируется перечень специальностей и нормативная продолжительность обучения по специальностям.

Так, например, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 100118.01 «Фотограф» (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 2 августа 2013 г. N 724) устанавливает различный срок обучения по профессии в зависимости от базового уровня образования: если обучающийся имеет среднее общее образование, то срок составит 10 мес., а при основном общем — 2 года и 5 мес.

А вот Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 073002 «Теория музыки» (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 28 июня 2010 г. N 725) предусматривает обучение только на базе основного общего образования.

В комментируемой статье не содержится указание на то, что в РФ реализуются программы среднего профессионального образования в области искусства на базе начального общего образования. Лица, имеющие начальное общее образование, имеют право поступить в образовательные организации, реализующие вышеназванные образовательные программы, и в этом случае получать основное общее и среднее общее образование они будут в названных образовательных организациях.

В случае если образовательная организация реализует образовательные программы СПО на базе основного общего образования, то она должна организовать получение обучающимися среднего основного образования наравне с профессиональным. Т.е. обучение строится как на основе образовательных программ среднего основного образования, так и на основе образовательных программ среднего профессионального образования по специальности (профессии, направлению) подготовки. Реализация образовательных программ среднего основного образования строится с учетом особенностей профессиональной программы и с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования совместно с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности (профессии, направлению).

Обучающийся, освоивший вышеуказанные образовательные программы, считается имеющим полное общее образование и имеет право поступать в образовательные организации высшего профессионального образования при условии соблюдения требований ч. 6 комментируемой статьи.

Порядок реализации образовательных программ среднего общего образования в образовательных организациях среднего профессионального образования устанавливается Порядком реализации образовательных программ среднего профессионального образования (см. комментарий к ч. 1).

Согласно п. 23 Порядка обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, изучают общеобразовательные предметы одновременно с изучением общепрофессиональных и профессиональных курсов, дисциплин (модулей) в течение всего срока освоения соответствующей образовательной программы.

Обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, изучают общеобразовательные предметы на первом и втором курсах обучения, в том числе одновременно с изучением курсов, дисциплин (модулей) гуманитарной и социально-экономической направленности (профиля), общепрофессиональных и профессиональных курсов, дисциплин (модулей).

3. Устанавливаются правила приема в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

Прием в образовательные организации среднего профессионального образования осуществляется на принципе общедоступности. Это означает, что зачисление, как правило, идет вне конкурсного отбора. Главное требование к кандидату: наличие основного общего или среднего общего образования в зависимости от специальности (профессии, направления) подготовки по программам среднего профессионального образования. Правда, законодатель делает оговорку: речь идет об общедоступности обучения только за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. При этом комментируемой статьей может быть установлен иной принцип приема в образовательные организации среднего профессионального образования.

Комментируемой статьей предусмотрено несколько случаев, когда допускается установление конкурсного отбора.

Первый случай предусмотрен комментируемой статьей только, когда численность поступающих превышает количество мест, финансируемых из бюджетов различных уровней. В этом случае проводится конкурсный отбор. Критериями конкурсного отбора являются результаты освоения поступающими образовательных программ основного общего или среднего общего образования. Отбор осуществляется на основании представленных претендентами на поступление документов.

Допускается проведение полноценных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств.

При этом ч. 4 комментируемой статьи ссылается на нормативный правовой акт, устанавливающий правила приема в образовательные организации среднего профессионального образования. Такой нормативный правовой акт должен быть принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время Минобрнауки РФ Приказом от 28 января 2013 г. N 50 утвержден Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/14 учебный год.

В соответствии с п. 3 Порядка прием в образовательные организации лиц для обучения по образовательным программам осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее или среднее (полное) общее образование. Прием на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований, является общедоступным. Контрольные цифры приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов устанавливаются на конкурсной основе по специальностям, реализуемым в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях. При этом образовательная организация согласно п. 6 Порядка вправе осуществлять в соответствии с законодательством РФ в области образования прием сверх установленных контрольных цифр приема для обучения на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Организация приема в образовательную организацию осуществляется приемной комиссией образовательной организации, председателем которой является руководитель образовательной организации. Состав, полномочия и порядок деятельности приемной комиссии устанавливаются локальным нормативным актом, принимаемым образовательной организацией.

Для организации и проведения вступительных испытаний по специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, председателем приемной комиссии утверждаются составы экзаменационных и апелляционных комиссий. Полномочия и порядок деятельности экзаменационных и апелляционных комиссий определяются положениями о них, утвержденными председателем приемной комиссии.

Образовательная организация объявляет прием граждан для обучения по образовательным программам только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим образовательным программам.

При этом устанавливается обязанность ознакомить поступающих лиц и их родителей (законных представителей) с:

— уставом образовательной организации;

— лицензией на право ведения образовательной деятельности;

— свидетельством о государственной аккредитации образовательной организации по каждой из специальностей, дающим право на выдачу документа государственного образца о среднем профессиональном образовании;

— образовательными программами, реализуемыми образовательными организациями;

— другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса и работу приемной комиссии.

Исполнение вышеназванной обязанности осуществляется путем размещения соответствующей информации на официальном сайте приемной комиссии (образовательной организации). Также размещение может осуществляться и на информационных стендах, но при этом опубликование вышеперечисленных сведений в сети Интернет является обязательным.

Порядком в п. п. 19 — 19.2 регламентируются также сроки размещения информации на сайте, а также виды информации (наименования нормативных актов), которые должны быть размещены.

Прием в образовательную организацию в соответствии с п. 21 Порядка осуществляется на основании личного заявления поступающего лица. При этом к заявлению прикладываются, помимо личной фотографии поступающего:

— оригинал или ксерокопия документов, удостоверяющих личность и гражданство;

— оригинал или ксерокопия документа государственного образца об образовании.

Иностранные граждане и лица без гражданства представляют документы, указанные в п. 22.2 Порядка.

На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся представленные документы.

Вступительные испытания, установленные в случаях, указанных в ч. 4 комментируемой статьи, проводятся в соответствии с п. 29 Порядка в письменной и (или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом правилами приема. При этом вступительные испытания, которые проводятся в устной форме, оформляются протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и комментарии экзаменаторов.

Порядок в п. 31 содержит перечень специальностей (направлений подготовки) среднего профессионального образования, при поступлении для обучения на которые проводится вступительное испытание.

По результатам вступительного испытания поступающий имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения испытания и (или) несогласии с его результатами. Рассмотрение апелляции не является пересдачей вступительного испытания. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результатов сдачи вступительного испытания.

В заключение отметим, что ранее применявшийся Приказ Минобрнауки РФ от 15 января 2009 г. N 4 «Об утверждении Порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования» сохраняет свою силу лишь в части, установленной вышеназванным Приказом Минобрнауки от 28 января 2013 г. N 50. В частности, это относится к абз. 1 п. 1, п. 5, а также главе XII, регулирующей вопросы организации приема граждан в целях обучения по интегрированным образовательным программам профессионального образования в области искусств.

Так, согласно п. 101 названного Порядка приема прием в целях обучения по вышеуказанным интегрированным программам осуществляется на базе начального общего образования. Порядок приема при этом устанавливается Министерством культуры РФ. В настоящее время действует Приказ Минкультуры России от 26 апреля 2012 г. N 400 «Об утверждении Порядка отбора граждан для приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования в целях обучения по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств на базе начального общего образования».

Вопросы приема в образовательные организации среднего профессионального образования, не урегулированные комментируемым Законом, иными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок приема в образовательные организации среднего профессионального образования, регулируются образовательными организациями самостоятельно в соответствующих локальных нормативных актах.

Стоит отметить, что положения ч. 4 комментируемой статьи дублируются в ч. 4 ст. 111, регламентирующей порядок вступления в силу комментируемого Закона в связи с изменением порядка приема в образовательные организации среднего профессионального образования.

Общие требования к приему на обучение в образовательные организации установлены в ст. 55 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 55).

4. Правило, предусмотренное в ч. 5 комментируемой статьи, введено в связи с упразднением такой ступени профессионального образования, как начальное профессиональное образование. Ранее лица, окончившие названную ступень образования, могли свободно поступить на обучение по специальности среднего профессионального образования. С вступлением в силу комментируемого Закона начальное профессиональное образование соединилось со средним профессиональным образованием. Подготовка квалифицированных рабочих и служащих осуществляется теперь на ступени среднего профессионального образования. Чтобы избежать нарушения прав лиц, ранее получивших начальное профессиональное образование, и лиц, окончивших обучение по направлениям подготовки квалифицированных рабочих и служащих, законодатель устанавливает правило, содержащееся в ч. 5 комментируемой статьи. Такие лица имеют право поступить на обучение по специальностям среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена, при этом не будет считаться, что такие лица обучаются повторно.

Это правило не распространяется на лиц, получивших впервые среднее профессиональное образование по подготовке специалистов среднего звена.

5. Устанавливается право, но не обязанность лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, пройти государственную итоговую аттестацию в целях получения аттестата о среднем общем образовании, т.е. такие лица допускаются до сдачи единого государственного экзамена. Государственная итоговая аттестация проводится бесплатно.

Правило распространяется на лиц, которые при поступлении в образовательную организацию среднего профессионального образования не имели полного среднего общего образования, т.е. получили его при обучении в образовательной организации среднего профессионального образования.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code