Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

Комментарий к статье 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья содержит основные положения об общем образовании: цель и задачи общего образования, содержание образовательных программ, особенности обучения и т.п. Прежнее законодательство об образовании также содержало положения об общем образовании, в этом плане комментируемый Закон лишь более конкретизировал ряд положений прежнего Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании».
1. Части первая, вторая, третья комментируемой статьи посвящены установлению целей и задач, стоящих перед общим образованием дифференцированно по уровням образования.
Напомним, что общее образование состоит из нескольких ступеней: начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Особая ступень общего образования — дошкольное, ему посвящена отдельная статья комментируемого Закона — ст. 64.
Цель общего образования законодатель видит в становлении и формировании личности обучающегося, развитии индивидуальных способностей обучающегося. Так как программы начального, основного и среднего общего образования согласно ч. 1 ст. 63 комментируемого Закона являются преемственными, то и задачи, стоящие перед каждой ступенью образования, направлены на формирование личности ребенка поэтапно.
На первой ступени образования — начальной — закладывается фундамент формирования личности, если ранее ребенок не проходил дошкольное обучение, на этапе которого и ставилась задача начала формирования индивидуальности ребенка. На первой ступени должны быть сформированы положительная мотивация к учебной деятельности и основные учебные умения и навыки (чтение, письмо, счет, простейшие навыки самоконтроля, культуры речи и т.п.). Начальное образование направлено не только на интеллектуальное развитие ребенка, именно на первой ступени образования должны закладываться основы здоровья ребенка, обучения его навыкам здорового образа жизни и личной гигиены. Конечно, в идеале законодатель считает необходимым освоение ребенком программ дошкольного образования, но сегодня в стране не каждый ребенок может получить дошкольное образование, потому и задачи начального общего образования сформулированы в общем ключе и во многом совпадают с задачами дошкольного образования в плане формирования личности ребенка.
На второй ступени образования — основном общем образовании — ставятся задачи эстетического и нравственного развития личности обучающегося, его культурного и научного просвещения. Именно этот этап обучения наиболее продолжительный и емкий изо всех этапов общего образования. Ребенок должен овладеть основами научных дисциплин, государственным языком РФ. Задачи социального самоопределения, выявления склонностей ребенка также ставятся перед второй ступенью общего образования.
Третья ступень — среднее общее образование — ступень подготовки к самостоятельной учебной и научной деятельности, формирование из ученика студента, подготовка к началу профессиональной деятельности.
Во многом задачи каждой ступени образования искусственно ограничены, преемственность общего образования делает задачи каждой ступени обучения общими. Части 1 — 3 комментируемой статьи, по сути, выдвигают требования к содержанию образовательных программ общего образования.
Часть четвертая комментируемой статьи по своему содержанию логично продолжает ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи. Цель формирования и развития личности обучающегося, его индивидуальных особенностей диктует возможность организации образовательного процесса на основе учета индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся, что возможно достичь путем более углубленного изучения отдельных учебных предметов или предметных областей через создание классов с углубленным изучением, введение факультативных предметов и т.п., а также профильного обучения, целью которого является подготовка обучающегося к научной и профессиональной деятельности в определенной области. Комментируемый Закон в ч. 4 содержит положения, которые дают право образовательной организации выстраивать образовательную деятельность с максимальной дифференциацией и индивидуализацией.
2. Устанавливается принцип обязательности трех ступеней общего образования — начального общего, основного общего, среднего общего образования. Получение дошкольного образования не является обязательным. Норма об обязательности общего образования не является новеллой, прежнее законодательство также содержало аналогичное норму (см. ч. 3 ст. 19 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1).
При обращении к положениям ч. 5 комментируемой статьи может возникнуть вопрос: не является ли введение обязательности общего образования нарушением права личности на самоопределение пути развития и его личной свободы?
Общее образование направленно на формирование личности человека, без получения общего образования невозможно полноценно реализовывать свои права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, поэтому введение обязательности образования является одним из механизмов реализации положений Конституции РФ, гарантирующих соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Россия является в соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ государством социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В современных условиях социально-экономического развития в мире невозможно добиться достойного уровня жизни и свободного развития человека без получения хотя бы минимального уровня образования. Профессиональное развитие личности требует получения человеком определенных знаний, навыков, умений, которые человек получает на уровне общего образования. Сложность и длительность получения такого образования, особенности психоэмоционального и интеллектуального развития человека вынуждают получать общее образование на ранних этапах человеческой жизни.
Ребенок не осознает до конца важность получения общего образования именно в период своего детского и подросткового развития. Неполучение им образования на данном этапе жизни может привести к катастрофическим последствиям в социально-экономическом плане. Осознавая это и свою роль как социального государства, Российская Федерация вводит принцип обязательности получения общего образования. По сути, государство принимает решение за самого гражданина, в какой-то степени ограничивая его свободу выбора, но это решение направлено на гарантию прав и свобод человека, развитие его как личности, интеллектуального и культурного потенциала (способностей). Конституция РФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Таким образом, введение принципа обязательности образования не является нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Тем более, государство гарантирует бесплатность получения общего образования и свободу выбора человеком образовательных организаций, в которых он может получить образование.
Законодательство РФ не содержит конкретных санкций за нарушение положений ч. 5 комментируемой статьи. Между тем согласно п. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей и несут ответственность за их воспитание и развитие. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В связи с этим на родителей возлагается обязанность по обеспечению получения детьми общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ). Неисполнение этой обязанности влечет за собой применение санкций к родителям, предусмотренных законодательством РФ, а именно:
— привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение или ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних в виде предупреждения или наложения административного штрафа;
— ограничение или лишение родительских прав в соответствии со ст. ст. 69, 73 СК РФ.
Отметим также, что в Российской Федерации возможно привлечение к уголовной ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетнего по ст. 156 УК РФ за систематическое уклонение от исполнения (или ненадлежащие исполнение) своей обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, особенно если такое уклонение сопряжено с жестоким обращением по отношению к несовершеннолетнему. Конечно, привлечение к уголовной ответственности только за неисполнение обязанности по обеспечению ребенком получения общего образования невозможно, однако такое уклонение может являться элементом состава преступления.
Отметим, что содержание обязанности по обеспечению получения несовершеннолетним общего образования включает в себя не только обеспечение посещения им образовательной организации, но и контроль за успешностью освоения им образовательных программ, в т.ч. ликвидацией академической задолженности (см. например, требования Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015).
Так как образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования разрабатываются с соблюдением принципа преемственности, установленного ч. 1 ст. 63 комментируемого Закона, то логично введение в ч. 5 комментируемой статьи запрета на перевод обучающегося на вышестоящую ступень обучения, если он не освоил нижестоящую ступень обучения.
Освоение образовательной программы соответствующего уровня устанавливается путем проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, а также итоговой государственной аттестации. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются образовательной организацией самостоятельно согласно ч. 1 ст. 56 комментируемого Закона.
Порядок организации образовательной деятельности по образовательным программам общего образования допускает условный перевод обучающихся со ступени начального образования на ступень общего образования, а также условный перевод в следующий класс при наличии академической задолженности по одному учебному предмету. При этом обязанность по ликвидации задолженности возлагается на родителей (законных представителей) обучающегося (см. п. 20 Порядка).
Условием перевода на ступень среднего общего образования является успешное прохождение государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования.
Требование об обязательности общего образования сохраняется до достижения ребенком возраста совершеннолетия — 18 лет.
Установление обязанности получения общего образования корреспондирует с возложением обязанностей на органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления по контролю за исполнением родителями (законными представителями) обязанности по обеспечению несовершеннолетним получения общего образования. Органы местного самоуправления городского округа, муниципального района обязаны в соответствии с ч. 5 ст. 63 комментируемого Закона вести учет детей, имеющих право на получение общего образования и проживающих на территории муниципального района, городского округа (см. подробнее комментарий к ч. 5 ст. 63).
Образовательные организации, в свою очередь, обязаны сообщать в органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления обо всех фактах ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей по обеспечению получения несовершеннолетним общего образования.
3. Часть шестая комментируемой статьи дает право в исключительных случаях несовершеннолетнему, достигшему возраста 15 лет, покинуть образовательную организацию, т.е. прекратить обучение непосредственно в образовательной организации. Для этого требуется согласие всех перечисленных в ч. 6 комментируемой статьи лиц, а именно:
— родителей (законных представителей);
— органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования;
— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Кратко напомним: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются в порядке, установленном законодательством субъектов РФ. В соответствии с п. 1 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 995) комиссии являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъектов РФ, обеспечивающими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Законодатель выделяет комиссии субъектов РФ и муниципальные комиссии. Именно на последние — муниципальные комиссии и возложена функция, указанная в ч. 6 комментируемой статьи. Такие комиссии согласно абз. 3 подп. «в» п. 7 Примерного положения дают при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования.
Отметим, что согласие должны дать все указанные в ч. 6 комментируемой статьи лица, если хотя бы одно из них несогласно, несовершеннолетний не может покинуть образовательную организацию.
Оставление несовершеннолетним образовательной организации с согласия вышеназванных лиц вовсе не означает, что в отношении него прекращает силу требование ч. 5 комментируемой статьи об обязательности общего образования до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Напротив, требование об обязательности образования сохраняется, родители (законные представители) несовершеннолетнего совместно с органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав обязаны принять все меры для продолжения несовершеннолетним получения общего образования в другой форме в срок, установленный комментируемой статьей, а именно один месяц. Этот срок максимальный и продлению не подлежит.
Не совсем понятно, по чьей инициативе подросток может покинуть образовательную организацию. С одной стороны, формулировка ч. 6 комментируемой статьи «по согласию…» означает, что желание покинуть образовательную организацию выражает сам несовершеннолетний, а указанные в статье лица дают или не дают свое согласие. С другой стороны, не исключена инициатива со стороны родителей (законных представителей), но в этом случае, на наш взгляд, обязателен учет мнения несовершеннолетнего, и если он (она) не желает покидать образовательную организацию, то никто не может принудить его сделать обратное.
4. Образовательным организациям дается право наравне с образовательной деятельностью предоставлять услуги по присмотру и уходу за детьми, в т.ч. с предоставлением услуг по круглосуточному проживанию обучающихся в интернате.
Часть 7 комментируемой статьи предусматривает возможность:
— создания интерната. Слово интернат (от латинского internus — внутренний) означает, что в образовательной организации создаются условия для круглосуточного пребывания (проживания) детей, оборудуются помещения для отдыха (в т.ч. спальные помещения), досуга, питания и личной гигиены;
— создания групп продленного дня. Группы продленного дня — форма организации внеурочной деятельности учащихся с целью создания благоприятных условий для освоения обучающимися образовательных программ общего образования. Такие группы, как правило, создаются для помощи обучающимся в подготовке домашнего задания, а также для присмотра за детьми.
За содержание детей в интернатах или за услуги по присмотру за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, размер и порядок взимания которой определяются учредителем организации. Федеральным законом могут вводиться иные, отличные от положений ч. 8 комментируемой статьи, правила, в т.ч. по запрету взимания платы или по установлению порядка и особенностей взимания такой платы.
В ч. 8 комментируемой статьи законодатель перечисляет услуги, за которые может устанавливаться плата при содержании детей в школах-интернатах. Перечень является закрытым.
В родительскую плату за содержание детей в интернатах или присмотру в группах продленного дня согласно ч. 9 комментируемой статьи запрещено включать расходы на:
— реализацию образовательных программ общего образования. Это связно с тем, что каждому гражданину РФ согласно ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
— содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, т.к. бремя содержания имущества лежит на его собственнике (ст. 210 ГК РФ).
За учредителем закрепляется право устанавливать льготы по оплате, в т.ч. с полным освобождением от таковой, с дифференциацией по категориям плательщиков. При этом учредитель не ограничен в определении таких категорий.
Например, в Нижегородской области действует Порядок установления размера и расходования платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся за содержание детей в государственных общеобразовательных организациях с наличием интерната, подведомственных Министерству образования Нижегородской области, за исключением общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (утв. Приказом Министерства образовании Нижегородской области от 1 октября 2013 г. N 2164). В п. 2 названного Порядка установлены льготы в размере 50% по оплате родительской платы для ряда лиц, например, в организации «кадетская школа» (с профилем МЧС) с наличием интерната:
— для родителей (законных представителей), являющихся инвалидами I и II группы;
— для родителей (законных представителей) из семей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
— для родителей (законных представителей), имеющих двое и более детей дошкольного возраста.
Для получения льготы лица, имеющие право на льготу, должны предоставить подтверждающие наличие оснований для предоставления льготы документы (например, справка МСЭ об установлении инвалидности).
В г. Владивосток Приморского края не взимается родительская плата за содержание детей в школах-интернатах с родителей (законных представителей), признанных в установленном законодательстве РФ порядке малоимущими (п. 2.7 Положение о порядке взимания платы за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах города Владивостока и предоставления родителям (законным представителям) льгот по плате за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах города Владивостока, утв. Постановлением администрации г. Владивосток от 7 ноября 2011 г. N 2777).
Порядок оплаты и размер родительской платы также определяются учредителем. В случае муниципальных и государственных образовательных учреждений принимаются соответствующие нормативные правовые акты. Так, например, вышеназванный Порядок, действующий в Нижегородской области, в п. 5 устанавливает, что оплата за содержание детей в организации осуществляется безналичным расчетом, путем перечисления денежных средств на лицевой счет по собственным доходам в Министерство финансов Нижегородской области ежемесячно, не позднее числа текущего месяца, указанного в договоре, заключенном между организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. При этом согласно п. 6 названного Порядка образовательная организация должна принять локальный нормативный акт, регулирующий вопросы перерасчета платы при отсутствии обучающегося по уважительной причине.
5. Законодатель предусматривает возможность обучения на дому или в медицинских учреждениях в целях обеспечения гарантий, закрепленных в ч. 2 ст. 43 Конституции РФ, а именно общедоступности общего образования.
В первую очередь речь идет о лицах, которые не могут посещать непосредственно образовательные организации по определенной причине, а именно по состоянию здоровья:
— обучающиеся, находящиеся на длительном лечении и нуждающиеся в таком длительном лечении. В этом случае образование должно быть организовано в медицинском учреждении, в котором они проходят лечение;
— дети-инвалиды.
Обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, посвящена ст. 79 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 79). Здесь же отметим, что образование для детей-инвалидов может быть организовано как непосредственно в образовательной организации, в т.ч. специализированной, так и на дому с использованием различных форм и способов обучения. Это могут быть дистанционные формы обучения, семейное обучение и т.п.
Обязанность организации обучения возложена на органы исполнительной власти субъекта РФ, это следует из поручения субъектам РФ создать соответствующую нормативно-правовую базу (ч. 11 комментируемой статьи). Органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также органы опеки и попечительства, родители (законные представители) несут ответственность за получение указанными в ч. 10 комментируемой статьи детьми общего образования.
Субъектам РФ ч. 11 комментируемой статьи делегируются полномочия по определению порядка организации обучения детей на дому и в медицинских учреждениях. Во многих субъектах РФ нормативные правовые акты, регламентирующие вышеназванные отношения, уже приняты.
Например, правительство Республики Башкортостан Постановлением от 9 декабря 2013 г. N 585 утвердило Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях.
В Пензенской области Приказом Минобразования Пензенской области от 28 октября 2013 г. N 552/01-07 также утвержден Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.
Рассмотрим для примера Порядок, утвержденный в Республике Башкортостан.
Согласно п. 1.3 названного Порядка участниками отношений при организации обучения по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях являются:
— обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации;
— родители (законные представители) обучающихся;
— государственные или муниципальные образовательные организации, расположенные на территории Республики Башкортостан и реализующие программы общего образования;
— медицинские организации.
Организация обучения возложена п. 1.4 Порядка на образовательную организацию, в которую зачислен на обучение обучающийся. Для организации обучения на дому или в медицинской организации такой обучающийся и (или) его родители подают на имя руководителя образовательной организации заявление с просьбой об организации обучения на определенный период. При этом требуется медицинское заключение, подтверждающее необходимость лечения для обучающегося с указанием сроков такого лечения (примерных).
Родители (законные представители) должны возместить дополнительные расходы, которые несет образовательная организация при организации обучения в медицинской организации или на дому, за исключением расходов, предусмотренных на реализацию образовательных программ общего образования (например, с родителей могут потребовать возмещение транспортных расходов).
При организации обучения на дому отношения между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) оформляются договором, регламентируются уставом и локальными актами образовательной организации. При этом организация обучения должна проводиться по индивидуальному учебному плану, который является приложением к договору и разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.
Обучение на дому может осуществляться с использованием дистанционных образовательных технологий.
Порядок организации обучения в медицинских организациях установлен в разделе 3 Порядка. Согласно п. 3.1 Порядка образовательные организации, осуществляющие обучение в медицинских организациях, определяются их учредителем на основании обращения медицинской организации. Образовательная организация, в которую зачислен обучающийся, на основании заявления обучающегося и (или) его родителей (законных представителей) заключает с соответствующей образовательной организацией, осуществляющей обучение в медицинской организации, договор на предоставление обучающемуся образовательных услуг по программам общего образования.
Обучение проводится индивидуально или в форме группового обучения.
6. Конституция РФ в ч. 2 ст. 43 гарантирует каждому общедоступность общего образования. Между тем не каждый ребенок может обучаться в обычных общеобразовательных организациях, например, дети с девиантным поведением могут негативно повлиять на поведение других обучающихся, а также снизить эффективность освоения ими образовательных программ, а в ряде случаев и вообще сделать невозможным получение общего образования. Осознавая это, а также заботясь о детях с девиантным поведением, государство обязуется организовывать обучение детей с девиантным поведением в особых условиях.
Девиантным поведением называется поведение, отклоняющееся от общепринятых норм и выражающееся в противоправных, аморальных действиях, которые представляют общественную опасность.
Обучение детей с таким поведением осуществляется в специализированных образовательных организациях открытого и закрытого типа. Порядок помещения в названные организации определяется специальным Федеральным законом, а именно Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Вопросы помещения несовершеннолетних в названные организации регулируются ст. 15 названного Закона.
Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ и в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
— принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей;
— организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;
— осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
— осуществляют иные функции, определенные в ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:
— не подлежат уголовной ответственности, в связи с тем что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
— достигли возраста, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 20 УК РФ, и не подлежат уголовной ответственности, в связи с тем что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
— осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК РФ.
Лица, указанные выше, могут быть помещены в специализированные образовательные учреждения закрытого типа в судебном порядке. При этом в соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ срок пребывания в таком учреждении несовершеннолетнего не может превышать три года. Продление срока пребывания, досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специализированных образовательных учреждениях закрытого типа возможно по основаниям, в случаях и порядке, определенных ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.
В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code