Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Комментарий к статье 65 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. В комментарии к ст. 64 говорилось о том, что дошкольное образование может охватывать детей трех возрастных групп, а именно:


— младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года);
— ранний возраст (1 год — 3 года);
— дети дошкольного возраста (3 года — 8 лет).
Во всех названных возрастных категориях требуется присмотр и уход за детьми, в связи с этим дошкольное образование очень часто не может осуществляться без оказания услуг по присмотру и уходу за детьми. Это не является, однако, обязательной (существенной) составляющей дошкольного образования, без которой образование детей невозможно (особенно если образовательная программа дошкольного образования охватывает незначительный временной отрезок в распорядке дня обучаемого ребенка). На практике же в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в области дошкольного образования, дети проводят значительную часть дня.
В связи с этим законодатель предусматривает обязанность дошкольных образовательных организаций осуществлять присмотр и уход за детьми.
Строго говоря, законодатель в ч. 1 комментируемой статьи упоминает два вида образовательных организаций и от вида образовательной организации зависит, обязана ли она осуществлять присмотр и уход за детьми или имеет право оказывать такие услуги (но при этом такие услуги не вменяются ей в обязанность):
— дошкольная образовательная организация;
— иная организация, которая осуществляет образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.
В первую очередь здесь следует обратить внимание на разницу в понятиях «образовательная организация» и «организация, осуществляющая образовательную деятельность»: второе понятие шире и включает в себя первое, позволяя организации осуществлять образовательную деятельность в качестве как основного вида деятельности, так и дополнительного, в том числе являясь коммерческой организацией либо индивидуальным предпринимателем (подробнее см. комментарий к ст. 2). Если программы дошкольного образования реализует организация, осуществляющая обучение, либо индивидуальный предприниматель — для них осуществление присмотра и ухода за детьми будет правом, а не обязанностью.
В случае если иная организация также является образовательной организацией, как и дошкольная образовательная организация, разграничение должно идти по преимущественной образовательной программе, реализуемой ими. Если образовательная организация реализует только или преимущественно образовательные программы дошкольного образования, то такая организация и будет относиться к первой категории образовательных организацией — дошкольная образовательная организация. В этом случае организация присмотра и ухода за детьми является обязанностью. К таким организациям могут относиться, например, детские сады, ясли и т.п. Такое правило закреплено в ст. 23 комментируемого Закона, где дается определение дошкольной образовательной организации как образовательной организации, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. При этом такие образовательные организации могут в качестве дополнительных образовательных программ осуществлять дополнительные общеобразовательные программы согласно п. 1 ч. 4 ст. 23 комментируемого Закона.
Если же образовательная организация осуществляет образовательные программы иного уровня, например, начального общего образования, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования, а образовательная программа дошкольного образования — лишь одна из реализуемых программ, то такая образовательная организация относится ко второй категории и организация ухода и присмотра за детьми является ее правом, а не обязанностью. На практике к таким организациям относятся общеобразовательные организации (школы), которые могут организовывать группы дошкольного образования.
Рассмотрим теперь содержание понятия «присмотр и уход за детьми», для этого обратимся к п. 34 ст. 2 комментируемого Закона, где присмотр и уход за детьми определяется как комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Это означает, что образовательная организация должна располагать соответствующими санитарным требованиям помещениями, оборудованием для оказания услуг по присмотру и уходу за детьми, а также иметь в штате сотрудников необходимой квалификации (повара, медсестры, нянечки, воспитатели и т.п.).
Меры по организации питания включают в себя наличие помещения для приема пищи, приготовления горячего питания, оборудования, мебели и т.п., разработку соответствующего меню с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, наличие в штате квалифицированного персонала; а также меры финансово-договорного обеспечения (заключение договоров с поставщиками продуктов питания или готовой еды, разработка финансовой сметы и т.п.).
Хозяйственно-бытовое обслуживание детей тесно связано с обеспечением личной гигиены детей — образовательная организация должна располагать помещениями, оборудованными в соответствии с требованиями санитарных норм для обеспечения соблюдения детьми личной гигиены; располагать инвентарем и средствами для организации влажной уборки помещения, стирки и ухода за постельным бельем, иными вещами и мебелью, с которой контактируют дети.
Образовательная организация должна обеспечить условия для соблюдения детьми и режима дня (предусмотреть реализацию образовательной программы соответствующим образом, иметь в штате достаточное количество сотрудников для организации присмотра за детьми, оборудовать помещения для сна и отдыха (досуга) детей и т.д.).
2. Законодатель устанавливает возможность взимания платы с родителей (законных представителей) детей за организацию присмотра и ухода за детьми. Обратим внимание, что установление платы не является обязательным требованием, это лишь право учредителя образовательной организации, который может самостоятельно определять размер и порядок взимания платы.
Норма о возможности установления так называемой родительской платы была известна и прежнему законодательству об образовании. Так, Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 содержал ст. 52.1, которая давала право учредителям устанавливать плату за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Комментируемый Закон в этом плане является последователем ранее действовавшего законодательства, однако несколько меняются особенности взимания платы с родителей (законных представителей).
Законодатель продолжает политику по запрету взимания платы за оказание услуг по образовательным программам дошкольного образования. Бесплатность получения дошкольного образования гарантирована ч. 2 ст. 43 Конституции РФ. Однако это касается только получения образования в муниципальных и государственных образовательных учреждениях, лишь они не имеют право взимать плату за обучение детей по основным образовательным программам дошкольного образования. Иные дошкольные образовательные учреждения (т.е. находящиеся в частной собственности) такую плату вправе взимать. У родителей, по логике законодателя, должна быть возможность выбирать для своего ребенка ту образовательную организацию, которая, по их мнению, способна наиболее развить способности ребенка. Не должны страдать семьи, которые не в состоянии оплатить обучение ребенка по образовательным программам дошкольного образования. У них должна быть возможность получения для своего ребенка такого образования в государственных или муниципальных образовательных организациях.
Законодатель также в ч. 4 комментируемой статьи вводит запрет на включение в размер родительской платы расходов на содержание недвижимого имущества муниципальных и государственных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Связано это с положением законодательства РФ о бремени содержания имущества собственником (ст. 210 ГК РФ). Включение расходов на содержание имущества необоснованно бы завышало размер платы и снижало уровень доступности дошкольного образования.
Частные образовательные организации самостоятельно определяют размер и структуры оплаты и могут включать в ее состав расходы на содержание недвижимого имущества.
Однако расходы на организацию питания, хозяйственно-бытового обслуживания и т.п., т.е. расходы на организацию присмотра и ухода за детьми, могут быть включены в размер родительской оплаты, т.к. не имеют непосредственного отношения к реализации образовательных программ. Сами по себе образовательные программы могут реализовываться и без предоставления таких услуг, однако на практике дети пребывают в дошкольных образовательных учреждениях по времени дольше, чем необходимо для реализации образовательных услуг, а потому образовательные организации и обязуются законодателем осуществлять присмотр и уход за детьми. Поэтому логично введение платы за такие, по сути, дополнительные услуги.
Законность введения родительской платы подтверждал и Верховный Суд РФ (в частности см. решение Верховного Суда РФ от 27 января 2003 г. N ГКПИ02-1399, Определение Верховного Суда РФ от 3 апреля 2003 г. N КАС03-137), указав, что «…взимание платы с родителей за содержание детей в государственном или муниципальном дошкольном образовательном учреждении не означает, что ребенок не получает бесплатного дошкольного образования, поскольку плата в данном случае взимается лишь за содержание детей в таких учреждениях, а не за дошкольное образование».
Плата в образовательных организациях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может, таким образом, взиматься только за оказание услуг по присмотру и уходу за детьми. Размер платы при этом устанавливается учредителем, как и порядок взимания такой платы.
Например, решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. N 79/2437 утвержден Порядок установления, взимания и расходования платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных организациях Волгограда, осуществляющих образовательную деятельность. Порядок устанавливает дифференцированный подход к взиманию платы с родителей по группам детей в зависимости от их возраста и длительности пребывания в образовательных организациях Волгограда (режим сокращенного дня, режим полного дня, круглосуточного пребывания, кратковременного пребывания).
Размер платы согласно п. 2 названного Порядка устанавливается постановлением администрации Волгограда. Для родителей (законных представителей) размер платы за присмотр и уход за ребенком в дифференцированных группах (за исключением групп с кратковременным пребыванием детей) определяется как сумма средней стоимости набора продуктов питания в день на 1 ребенка в зависимости от установленного количества приемов пищи и затрат на хозяйственно-бытовое обслуживание в день на 1 ребенка соответствующей группы. В группах с кратковременным пребыванием детей независимо от возраста (без питания) плата для родителей (законных представителей) определяется как сумма затрат на хозяйственно-бытовое обслуживание в день на 1 ребенка. Порядок определяет правила взимания и расчета платы с родителей, а также случаи, когда плата не взимается в полном размере (например, по болезни ребенка).
Постановлением администрации Волгограда от 22 августа 2013 г. N 1435 «Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных организациях Волгограда, осуществляющих образовательную деятельность» размер родительской платы установлен в пределах от 25 руб. до 72,3 руб./день за содержание детей в возрасте до 3 лет и от 30,3 руб. до 93,1 руб./день за содержание детей в возрасте от 3 до 7 лет; за содержание детей в группах кратковременного пребывания без питания — в размере 0,9 руб./день.
Структура родительской платы также должна быть установлена нормативными правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования, при этом необходимо ориентироваться на еще действующее Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 849, которым утвержден Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. К таким затратам относятся:
— оплата труда и начисления на оплату труда;
— приобретение услуг: услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, арендная плата за пользование имуществом и прочие услуги;
— прочие расходы;
— увеличение стоимости основных средств;
— увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.
Законодатель устанавливает право определять размер родительской платы дифференцировано, в зависимости от категории плательщика, т.е. освобождать частично (снижать размер оплаты) или полностью отдельные категории родителей (законных представителей) детей. Перечень льготных категорий устанавливают муниципальные образования или субъекты РФ самостоятельно.
Однако в ч. 3 комментируемой статьи законодатель вводит категорию так называемых «безусловных льготников», т.е. перечень лиц, освобождаемых полностью от родительской платы, это:
— дети-инвалиды;
— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
— дети с туберкулезной интоксикацией.
Ранее действовавшее законодательство об образовании (Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1) также содержало перечень лиц, освобождаемых от родительской платы (п. 2 ст. 52.1). Родительская плата не взималась за присмотр и уход за детьми:
— с ограниченными возможностями здоровья;
— с туберкулезной интоксикацией.
Как можно заметить, перечень в комментируемом Законе претерпел изменения, а именно в него были добавлены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Такие дети находятся в неравном экономическо-социальном положении по отношению к иным категориям воспитанников и состоят на содержание государства. Нелогично взимать плату за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях с государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих присмотр за такими детьми.
Второе серьезное изменение — это введение формулировки «дети-инвалиды» вместо «дети с ограниченными возможностями здоровья». Прежняя формулировка была слишком расплывчата и допускала неоднозначные трактовки. Ограниченные возможности здоровья — не обязательно получение инвалидности, т.к. для получения инвалидности недостаточно просто ограничения возможностей здоровья, необходимо соблюдение и иных условий. Так, согласно п. 5 Правил признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95) условиями признания гражданина инвалидом являются:
— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
— ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
— необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Как видим, требуется ограничение жизнедеятельности, которое приводит к нуждаемости в мерах социальной поддержки и реабилитации. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается детям до достижения возраста 18 лет.
Комментируемый Закон, таким образом, в плане формулировки более удачен, чем Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1, т.к. позволяет более точно определять, за содержание детей какой категории родительская плата не взимается. Однако это приводит и к отрицательным последствиям в виде лишения права на полное освобождение от родительской платы детей, которые хоть и не являются инвалидами, но имеют серьезные проблемы со здоровьем.
Обратимся теперь к категории детей с туберкулезной интоксикацией. Туберкулезной интоксикацией называют клиническую форму туберкулеза, при которой у ребенка диагностируют первичное инфицирование микобактериями туберкулеза (МБТ) и выявляют симптомы интоксикации без локальных проявлений туберкулеза (эти симптомы не удается объяснить другими причинами). Клиническая картина при туберкулезной интоксикации у детей разнообразна, но характеризуется стойкими функциональными расстройствами со стороны различных систем организма. Такие нарушения приводят к ограничению жизнедеятельности ребенка и требуют особого ухода за такими детьми. Государство стремится поддержать семьи с детьми, переносящими первичное поражение МБТ, в связи с чем освобождает их от родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях.
Обратим внимание на то, что льготы, установленные в ч. 3 комментируемой статьи, распространяются только на случаи, когда перечисленные категории детей обучаются в государственных и муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования.
Субъекты РФ и муниципальные образования в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи могут устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий детей по оплате услуг по присмотру и уходу за детьми. Законодатель оставляет право муниципальным образованиям и субъектам РФ самостоятельно определять перечень льготников с учетом положений комментируемого Закона и обязательных требований ч. 3 комментируемой статьи. Такие льготы могут устанавливаться как в виде полного освобождения от родительской платы, так и виде снижения размера платы. При этом могут учитываться как особенности ребенка (например, состояние его здоровья), так и состав семьи ребенка (полная/неполная семья, состояние здоровья родителей, их социально-экономическое положение и т.п.). Порядок предоставления льгот устанавливается при этом нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.
Так, например, ранее упоминавшимся решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. N 79/243778, устанавливающим порядок взимания платы в муниципальных образовательных организациях г. Волгограда, расширяется список, установленный в ч. 3 комментируемой статьи, а именно не взимается родительская плата за уход и присмотр за детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими группы компенсирующей и комбинированной направленности (с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), зрения (слабовидящие, с амблиопией и косоглазием), тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия, общее недоразвитие речи и заикание), иными категориями нарушения здоровья, перечисленными в п. 19.4 Порядка).
Также не взимается плата с родителей в период их регистрации в органах службы занятости в качестве безработных или в случае простоя (временной приостановке работы) в организации, где работают родители, при условии предоставления подтверждающих названные факты документов.
Другой пример: Положение о порядке установления и расходования платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях Зерноградского района, реализующих образовательные программы дошкольного образования (утв. Постановлением администрации Зерноградского района Ростовской области от 24 июля 2013 г. N 496) предусматривает частичное освобождение от оплаты услуг по присмотру и уходу за детьми, а именно установление родительской платы в размере 50% (п. 2.5.2):
— на детей, у которых хотя бы один родитель является инвалидом I или II группы;
— семьям, имеющим 3-х и более несовершеннолетних детей.
Законом Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 г. N 461-83 «Об образовании» в ст. 9 установлены льготы по внесению родительской платы для следующих категорий лиц (плата не взимается):
— дети с отклонениями в физическом и (или) психическом развитии: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития, умственной отсталостью;
— дети, семьи которых имеют в своем составе ребенка-инвалида;
— дети, у которых оба или единственный родитель (законный представитель) являются инвалидами I или II группы;
— дети, у которых хотя бы один из родителей (законных представителей) является военнослужащим срочной службы;
— дети, родитель (законный представитель) которых занимает штатную должность в дошкольной и иной государственной образовательной организации.
Еще один пример. Постановлением Министерства образования и науки Астраханской области от 15 августа 2013 г. N 24 утвержден Порядок взимания с родителей (законных представителей) платы за присмотр и уход за ребенком в государственных образовательных учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Астраханской области.
Раздел 3 названного Порядка посвящен регулированию вопроса предоставления льгот по оплате, а также размера взимания платы. Согласно п. 3.1 Порядка устанавливается ограничение затрат по родительской плате для родителей (законных представителей) в размере 20%. Льгота в 50% устанавливается для многодетных семей (три и более ребенка) и для родителей (законных представителей), являющихся инвалидами I или II группы. Перечень льготных категорий, которым предоставлено право полного освобождения от оплаты, повторяет перечень, установленный в ч. 3 комментируемой статьи.
Для получения льгот граждане, имеющие право на ее получение, предоставляют в образовательное учреждение следующие документы:
— письменное заявление о предоставлении льготы по родительской плате по установленной Порядком форме;
— копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;
— копию свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, на которого оформляется льгота по родительской плате (либо договора о передаче ребенка на воспитание в патронатную семью, либо выписку из решения органа опеки и попечительства об учреждении опеки над ребенком);
— копии свидетельства о рождении (усыновлении) детей, входящих в состав семьи;
— копии иных документов, подтверждающих право на льготу (например, справки МСЭ об установлении инвалидности).
Предоставление льготы согласно п. 3.5 Порядка производится с момента предоставления подтверждающих право на льготу документов на основании распорядительного акта образовательного учреждения. Родители (законные представители) должны предоставлять документы на получение льготы ежегодно до 1 марта. Родителям (законным представителям), имеющим право на льготу по родительской плате по нескольким основаниям, льгота по родительской плате предоставляется только по одному из оснований по их выбору. В заявлении на установление льготы по родительской плате родители (законные представители) должны указать основание предоставления льготы по родительской плате.
Порядок внесения родительской платы также должен быть урегулирован нормативными правовыми актами муниципальных образований и субъектов РФ (в зависимости от вида собственности образовательной организации). Так, например, вышеназванный Порядок, утвержденный Министерством образования и науки Астраханской области, устанавливает порядок установления и взимания платы в разделе 2.
Наряду с установлением формулы расчета размера родительской платы установлен и порядок внесения такой платы: согласно п. п. 2.4 — 2.5 Порядка начисление родительской платы производится в образовательных учреждениях до 10-го числа каждого месяца, следующего за отчетным, согласно календарному графику работы учреждения и табелю учета посещаемости детей.
При этом на основании п. 2.8 плата начисляется за дни фактического посещения ребенком образовательной организации, при этом отсутствие ребенка должно иметь уважительную причину (перечень причин приводится в Порядке, к ним, например, относятся болезнь ребенка, карантинные мероприятия). В случае пропуска по неуважительной причине плата взимается, за исключением расходов на питание ребенка.
Родительская плата вносится родителями (законными представителями) на лицевой счет образовательного учреждения через Астраханское отделение Сберегательного банка, иные кредитные организации или в кассу образовательного учреждения ежемесячно за истекший месяц не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Обратим внимание на положение ч. 2 комментируемой статьи: право на установление размера оплаты за присмотр и уход за детьми в муниципальных и государственных образовательных организациях не является безусловным. Законодатель использовал формулировку с добавление следующего условия «…если иное не установлено настоящим Федеральным законом». Это означает, что путем внесения изменений в комментируемую статью могут быть изменены условия установления оплаты либо вообще отменена оплата за уход и присмотр за детьми.
Размер платы в частных дошкольных образовательных учреждениях устанавливается такими организациями самостоятельно.
Оплата расходов на содержание детей (присмотр и уход) в случае предоставления им льготы нормативными правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования, а также комментируемой статьей осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований, субъектов РФ в зависимости от формы собственности образовательной организации.
3. Учитывая важность получения ребенком дошкольного образования, ценность развития ребенка как личности, исходя из принципов равенства всех перед законом, гуманизма, общедоступности образования, законодатель вводит обязанность для субъектов РФ по выплате компенсации родителям (законным представителям), вносящим плату за присмотр и уход за детьми, которые обучаются в образовательных организациях, осуществляющих деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.
Прежнее законодательство об образовании (Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1) также предусматривало обязанность по выплате субъектами РФ компенсации по родительской плате в ст. 52.2. Комментируемый Закон во многом повторяет положения названной статьи в части минимального размера компенсации, установления среднего размера родительской платы и т.п.
Размер компенсации устанавливается при этом субъектом РФ с соблюдением требований ч. 5 комментируемой статьи, в которой устанавливаются минимально допустимые размеры такой компенсации, а именно:
— не менее чем 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка;
— не менее 50% — на второго;
— не менее 70% — на третьего и последующих детей.
Расчет и выплата компенсации осуществляется от среднего размера родительской платы, который устанавливается нормативно правовым актом субъекта РФ по муниципальным образованиям.
Так, правительство Республики Алтай Постановлением от 26 декабря 2011 г. N 397 установило средней размер родительской платы по муниципальным образованиям. Например, в муниципальном образовании «Онгудайский район» средний размер платы составляет 800 рублей, а в муниципальном образовании «город Горно-Алтайск» — 1804 рубля.
Постановлением правительства Ставропольского края от 11 апреля 2013 г. N 130-п установлен средний размер родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Ставропольского края по муниципальным образованиям. Например, размер платы в Александровском муниципальном районе — 675 рублей, а в городе Ставрополь — 900 рублей.
Компенсации выплачиваются в порядке, установленном субъектами РФ, в связи с этим комментируемая статья предусматривает обязанность субъектам РФ разработать и утвердить соответствующие нормативные правовые акты. Так как Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 уже предусматривал обязанность по выплате компенсации, то такие нормативные правовые акты в субъектах РФ приняты. При этом, как правило, субъекты РФ придерживаются размеров компенсаций, установленных комментируемым Законом (Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 устанавливал такой же минимальный размер).
Например, в Саратовской области Постановлением правительства области от 7 марта 2007 г. N 104-П принято Положение о порядке обращения за компенсацией и выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Размер компенсаций аналогичен указанному в ч. 5 комментируемой статьи.
Постановлением правительства Орловской области от 13 мая 2010 г. N 163 также принято Положение о порядке обращения за компенсацией части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и ее выплаты. Размер выплат такой же, как и в ч. 5 комментируемой статьи.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 мая 2009 г. N 142 «О компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Республике Дагестан, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» установлен порядок обращения за компенсацией, размеры компенсации аналогичны вышеуказанным.
Законом Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 г. N 461-83 «Об образовании» установлен иной размер компенсации, а именно:
— 20% среднего размера родительской платы — при наличии одного ребенка в семье;
— 40% среднего размера родительской платы — на ребенка из неполной семьи, имеющей среднедушевой доход ниже двукратной установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения;
— 50% среднего размера родительской платы — на ребенка из семьи, в которой один из родителей является инвалидом I или II группы;
— 50% среднего размера родительской платы — на второго ребенка;
— 70% среднего размера родительской платы — на третьего ребенка и последующих детей;
— 70% среднего размера родительской платы — на каждого ребенка из семьи, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения.
При наличии у родителей (законных представителей) права на получение компенсации по нескольким основаниям, установленным Законом Санкт-Петербурга, компенсация предоставляется по одному основанию с максимальным размером.
Порядок обращения за компенсацией определяется нормативным правовым актом субъекта РФ.
Рассмотрим для примера поподробнее порядок обращения за компенсацией в Орловской области. Согласно п. 2 вышеназванного Положения компенсация предоставляется одному из родителей (законных представителей), внесшему родительскую плату, в т.ч. за счет средств материнского капитала. Компенсация выплачивается за детей, посещающих государственные или муниципальные образовательные организации (учреждения). Размер компенсации установлен в процентном отношении от внесенной родительской платы:
— 20% за первого ребенка;
— 50% за второго ребенка;
— 70% за третьего и последующих.
При этом при определении очередности рожденных детей в целях установления размера компенсации учитываются все дети в семье, в т.ч. усыновленные. Недостатком формулировки абз. п. 2 Положения можно назвать неопределенность учета возраста детей для целей определения очередности. Пункт сформулирован так: «…При определении очередности рожденных детей и размера компенсации учитываются все дети в семье, в том числе и усыновленные (в возрасте до 18 лет)». Возникает некоторая неопределенность: идет ли речь только об усыновленных детях до 18 лет либо обо всех детях. Логично предполагать, что все-таки речь ведется обо всех детях, в т.ч. усыновленных. Все же, на наш взгляд, желательно переформулировать второй абз. п. 2.
Компенсация выплачивается ежемесячно в размере, исчисляемом исходя из фактически начисленной родительской платы. Для назначения и выплаты компенсации родители (законные представители) согласно п. 4 Положения обращаются в образовательное учреждение со следующим пакетом документов:
— заявление о предоставлении компенсации с указанием номера лицевого счета банковской карты или сберегательной книжки для осуществления перечислений;
— копия паспорта или иного удостоверяющего личность документа;
— копия свидетельства о рождении ребенка, на которого назначается компенсация, а также на всех предыдущих детей в семье;
— в случае нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитании в замещающей семье — акт о передаче ребенка на воспитание в замещающую семью.
Ответственность за достоверность предоставленной информации несут родители (законные представители), которые также обязаны уведомлять об изменении сведений и обстоятельств, которые могут повлечь за собой отмену выплаты компенсации или изменение ее размера.
Выплата компенсации осуществляется путем перечисления на лицевой счет одного из родителей (законного представителя).
Отметим, что в Орловской области компенсация также выплачивается и за содержание детей в иных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Размер компенсаций аналогичен компенсациям за содержание детей в государственных и муниципальных организациях.
В Самарской области обращение за компенсацией может быть осуществлено в электронном виде согласно п. 4 Порядка назначения и выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (утв. Постановлением правительства Самарской области от 9 февраля 2007 г. N 10). Для назначения компенсации один из родителей (законных представителей) обращается с заявлением (в т.ч. в электронном виде) с предоставлением предусмотренного перечня документов и (или) информации:
— заявление о назначении компенсации (в том числе в электронном виде) с указанием места жительства ребенка и реквизитов лицевого счета получателя компенсации в кредитном учреждении;
— паспорт или иное удостоверение личности;
— свидетельство о рождении ребенка;
— свидетельство о рождении (свидетельство о смерти) предыдущих детей, если ребенок не первый;
— справка образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, об обучении ребенка в соответствующей образовательной организации;
— решение органа местного самоуправления об установлении опеки (попечительства) над ребенком — для опекунов (попечителей).
Документы с заявлением предоставляются в уполномоченный орган по месту жительства ребенка. Уполномоченными органами согласно п. 2 Порядка являются органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями законом Самарской области.
Если перечисленные документы не были представлены заявителем самостоятельно, они запрашиваются уполномоченным органом, в который было подано заявление, в органах государственной власти, государственных внебюджетных фондах и органах местного самоуправления, в подведомственных указанным органам организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в которых находятся указанные документы (сведения, содержащиеся в указанных документах).
Решение о назначении компенсации либо об отказе в назначении компенсации принимается уполномоченным органом по месту жительства ребенка в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления (в том числе в электронном виде). При этом в п. 7 Порядка приводится исчерпывающий перечень оснований для отказа в назначении компенсации:
— несоответствие статуса лица, обратившегося за назначением компенсации, категориям граждан, перечисленным в пункте 3 Порядка;
— представление получателем компенсации неправильно оформленных или утративших силу документов;
— отсутствие документов и (или) информации, предусмотренных пунктом 5 Порядка (за исключением документов и (или) информации, которые находятся в распоряжении соответствующих органов и организаций, указанных в абзаце восьмом пункта 5 Порядка, в рамках межведомственного взаимодействия).
Порядком предусмотрено формирование дела на каждого получателя компенсации, причем дело может быть сформировано в электронном виде.
4. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатами компенсаций в соответствии с ч. 7 комментируемой статьи, является расходным обязательством субъектов РФ. Так как законодатель не ограничивает субъекты РФ в праве передавать полномочия по назначению и выплате компенсации муниципальным образованиям, то в случае такой передачи полномочий финансовое обеспечение должно быть осуществлено все равно за счет средств бюджета субъекта РФ. При передаче полномочий по выплате и назначению компенсаций муниципальным образованиям порядок назначения и выплаты компенсации должен быть все равно установлен нормативным правовым актом субъекта РФ в соответствии с требованиями ч. 6 комментируемой статьи.
В заключении обратим внимание еще раз на то, что компенсация законодателем устанавливается в отношении оплаты расходов на содержание детей в дошкольных образовательных организациях (иных образовательных организациях, осуществляющих деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования) независимо от формы собственности этих организаций. Право на компенсацию согласно ч. 5 комментируемой статьи получает только один из родителей (законных представителей) ребенка.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code