Статья 63. Общее образование

Глава 7. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Комментарий к статье 63 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1. В соответствии с ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона образование в Российской Федерации состоит из нескольких уровней: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. При этом согласно ч. 4 ст. 10 общее образование делится, в свою очередь, также на несколько уровней, а именно:

— дошкольное образование;

— начальное общее образование;

— основное общее образование;

— среднее общее образование.

Таким образом, общее образование является ступенчатым и призвано обеспечить непрерывный постепенный процесс обучения человека. Ступенчатость образования означает, что освоение вышестоящей ступени невозможно без успешного освоения нижестоящей образовательной программы, а сами образовательные программы построены на принципе преемственности. Часть первая комментируемой статьи закрепляет принцип преемственности образовательных программ общего образования.

Принцип преемственности обусловлен объективно существующими этапами развития личности, которая может освоить определенный объем, уровень знаний на каждом конкретном этапе жизненного пути. Этапы познания и обучаемости личности должны находить свое отражение в содержании образования. Это диктует разделение общего образования на уровни, каждый из которых отличается по форме, содержанию, способам и стратегиям построения образовательного процесса и между тем тесно взаимосвязан с нижестоящими уровнями образования — освоение содержания образовательной программы более высокого уровня возможно только при освоении содержания образовательной программы нижестоящего уровня. Так, например, образовательная программа по предмету «Математика» 5 класса (основное общее образование) подразумевает усвоение учеником начальных базовых арифметических знаний на уровне начального общего образования.

Учебные планы образовательных организаций, рабочие программы, образовательные технологии, применяемые при реализации образовательного процесса, должны отвечать требованиям ч. 1 комментируемой статьи о преемственности ступеней общего образования.

2. Законодатель устанавливает для обучающегося право выбирать форму получения общего образования:

— непосредственно в образовательной организации;

— вне образовательных организаций — в форме семейного образования;

— также предусматривается возможность самообразования.

Семейное образование — форма получения образования, при которой ребенок обучается вне образовательной организации в кругу семьи. При этом для обучения ребенка могут привлекаться педагоги из образовательных организаций.

В соответствии с п. 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015) допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Выбор формы получения образования и формы обучения для ребенка законодатель закрепляет за законными представителями обучающегося. Обратим внимание, что законные представители осуществляют выбор только за несовершеннолетнего обучающегося, т.е. не достигшего возраста 18 лет (см. п. 1 ст. 21 ГК РФ). Совершеннолетний обучающийся вправе сам выбирать форму получения образования и форму обучения.

Законными представителями могут быть разные лица, осуществляющие свои полномочия по представлению интересов, защите прав детей и надзору за ними. Прежде всего к таким лицам относятся родители ребенка, т.к. согласно ст. 64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, они являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Также к законным представителям относятся усыновители, опекуны (для лиц до 14 лет — ст. 28 ГК РФ) и попечители (для лиц от 14 до 18 лет — ст. 26 ГК РФ). Если несовершеннолетний находится в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то выбор формы получения образования и формы обучения осуществляет названная организация как осуществляющая функции законного представителя обучающегося. Органы опеки и попечительства должны осуществлять надзор за осуществлением законными представителями несовершеннолетнего своих полномочий.

Учет мнения несовершеннолетнего обучающегося при выборе формы получения образования и формы обучения обязателен. В случае возникновения противоречий между мнением родителей (законных представителей) и мнением ребенка, а также если выбор родителей (законных представителей) нарушает права и интересы ребенка, в соответствии с ч. 2 ст. 64 СК РФ орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов ребенка.

Обучение может осуществляться в образовательной организации любой формы собственности, в т.ч. у индивидуального предпринимателя, либо же в форме семейного образования или самообразования, а также в комбинированной форме (когда часть предметов может изучаться в образовательной организации, а часть — в форме семейного образования или самообразования).

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

Сроки обучения по общеобразовательным программам устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами, а также учебным планом и календарным учебным графиком. Обучающиеся могут также получать образование по индивидуальному учебному плану, предусматривающему ускоренные сроки освоения образовательных программ общего образования.

Лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях. Однако это правило действует только в случае, если обучение не может быть организовано в общеобразовательной организации. При этом получение такого образования может быть построено в том числе и с применением дистанционного обучения. На практике часто дети, находящиеся в таких учреждениях, посещают ближайшую образовательную организацию, при этом названные выше учреждения могут иметь в штате и педагогических работников в целях отслеживания успеваемости своих подопечных.

3. Законодатель возлагает на органы местного самоуправления обязанность по учету детей, имеющих право на получение общего образования. Это, прежде всего, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Наименование органа, который обязан вести такой учет, законодатель не указывает, это определяется нормативными правовыми актами муниципального уровня. Таким органом может быть, например, администрация сельского поселения или же управление общим образованием муниципального района.

Обратим внимание на словосочетание «…право на получение общего образования каждого уровня». Это означает обязанность органа местного самоуправления вести учет детей в разрезе по уровню образования:

— дети, имеющие право на получение начального общего образования;

— дети, имеющие право на получение основного общего образования;

— дети, имеющие право на получение среднего общего образования.

Такой учет позволяет более точно определить количество детей, которые должны получить общее образование, а также уровень уже полученного ими образования. Напомним, что в соответствии с ч. 5 ст. 66 комментируемого Закона получение общего образования, начиная с уровня начального общего образования, является обязательным. Учет детей, имеющих право на получение начального, основного и среднего общего образования, позволяет отследить выполнение законными представителями ребенка требований законодательства об обязательности получения общего образования.

Может возникнуть вопрос: требуется ли учет детей, имеющих право на получение дошкольного образования, если оно не является обязательным? Текст комментируемой статьи требует ведения учета детей, имеющих право на получение общего образования. Дошкольное образование, как уже говорилось в комментарии к ч. 1 комментируемой статьи, является одной из ступеней общего образования. Отсюда следует, что учет детей, имеющих право на получение дошкольного образования, является обязательным для органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления ведут учет не всех детей, но только детей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Не совсем понятно, идет ли речь только о детях, которые проживают на данной территории постоянно, или же в том числе и о тех, кто проживает на территории муниципального образования временно. На практике существуют случаи, когда на территории муниципального образования располагаются социальные учреждения временного содержания детей из неблагополучных семей. Дети в таких центрах могут проживать длительное время до одного года и даже более, при этом обучаются они, как правило, в общеобразовательных школах, расположенных на территории муниципального района нахождения социального учреждения. Здесь, на наш взгляд, предпочтительнее следующий вариант: учет таких детей осуществляется по месту их постоянного проживания, однако муниципальное образование, на территории которого такие дети находятся длительное время, хотя и временно (например, в вышеназванных учреждениях), также ведет учет таких детей в журнале временного пребывания. Такая схема более эффективно позволит отследить получение детьми основного образования. В целом, отметим, что ч. 5 комментируемой статьи не конкретизирует вид проживания детей на территории муниципального образования, что позволяет говорить об их обязанности вести учет детей, проживающих на данной территории как постоянно, так и временно.

При ведении учета базы данных органов муниципальных образований должны содержать следующие сведения:

— сведения о ребенке: фамилия, имя и отчество (при наличии), число, месяц и год рождения, место проживания (с указанием постоянное или временное), в т.ч. сведения о месте фактического проживания в случае отличия его от места регистрации;

— сведения о законных представителях ребенка: ФИО, место проживания, контактная информация (желательно, но не обязательно);

— форма получаемого образования для ребенка.

Сведения о форме получаемого ребенком образования должны обязательно отражаться при учете.

Согласие на сбор и обработку персональных данных для целей ведения учета не требуется на основании п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», т.к. сведения собираются для исполнения полномочий органов местного самоуправления. Объем и содержание сведений должны строго соответствовать целям учета и не содержать дополнительные сведения, помимо вышеуказанных. Хранение персональных данных по сроку не должно превышать срок обязательного учета детей, имеющих право на получение общего образования.

Форма бланков для ведения учета, порядок ведения учета устанавливаются органом местного самоуправления, который обязан осуществлять такой учет.

Родители (законные представители), которые выбирают для своих детей форму получения образования в форме семейного образования, обязаны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают, о своем решении. Законодатель не устанавливает форму информирования. Представляется, что такое информирование должно быть исполнено в письменном виде в свободной форме. Информационное уведомление родителей желательно хранить при учете сведений о детях, имеющих право на получение общего образования.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code