Статья 52. Иные работники образовательных организаций

Комментарий к статье 52  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1. Основной деятельностью образовательной организации является образовательная (педагогическая). Между тем невозможно обойтись без смежных вспомогательных работ, которые обеспечивают условия для образовательного процесса. Комментируемая статья предусматривает возможность создания в образовательных организациях должностей различных категорий, помимо педагогических, научно-педагогических, руководящих работников, а именно должности:

— инженерно-технических (агроном, инженер, IT-администратор и т.п.);

— административно-хозяйственных (главный бухгалтер, заведующий библиотекой, заведующий хозяйством и т.п.), осуществляют административные функции по обеспечению деятельности образовательной организации: работа библиотеки, организация питания, организация бытового обслуживания и т.п.;

— производственных (кочегар, оператор газовой котельной, подсобный рабочий, специалист по комплексному обслуживанию здания и т.п.);

— учебно-вспомогательных (психолог, воспитатель, вожатый и т.п.);

— медицинских (медицинская сестра, врач);

— иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

У всех работников вышеназванных категорий есть одна общая черта — они все выполняют вспомогательные функции, т.е. функции, отличные от преподавательской (образовательной). Если для педагогических работников основной функцией является учебная (преподавательская), то «иные работники» образовательной организации вообще не осуществляют учебную (преподавательскую) работу (хотя могут осуществлять ее по совместительству, т.е. быть и педагогическим работником и, скажем, административно-хозяйственным). Работники, осуществляющие вспомогательные функции, могут осуществлять любые функции, необходимые для обеспечения деятельности образовательной организации, в т.ч. воспитательные.

Более полное представление о категории «иные работники образовательной организации» может дать Приказ Минпроса СССР от 30 мая 1979 г. N 103 «О переименовании должностей руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов, служащих и младшего обслуживающего персонала в учреждениях просвещения». Данный нормативный правовой акт не утратил своей силы, хотя несколько устарел.

Среди должностей таких работников Приказ называет, например, заведующего библиотекой, подсобного рабочего, секретаря-машинистку (сейчас — просто секретарь), медицинскую сестру, дворника, воспитатель, методист и т.п. Наше время добавило и новые должности: системный администратор, оператор ПК, оператор газовой котельной и т.д.

2. Законодатель устанавливает требование о соответствии принимаемых на работу в образовательную организацию лиц квалификационным требованиям, которые содержатся в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах. Последние в настоящее время еще не разработаны в должной мере, потому на настоящий момент ориентироваться надо на квалификационные справочники.

Например, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» содержит раздел IV «Должности учебно-вспомогательного персонала». Среди них указаны: вожатый, помощник воспитателя, дежурный по режиму (включая старшего), младший воспитатель, секретарь учебной части, диспетчер образовательного учреждения.

Квалификационные требования состоят из двух элементов: образовательный ценз и требования к стажу работы. Так, для вожатого требуется наличие среднего (полного) общего образования и профессиональная подготовка в области образования и педагогики, при этом требования к стажу работы отсутствуют. Для старшего дежурного по режиму, помимо высшего профессионального или среднего профессионального образования, необходим стаж работы в должности дежурного по режиму не менее 2 лет.

Права и обязанности работников устанавливаются трудовым законодательством РФ, локальными нормативными актами и трудовым договором. Основные права и обязанности работника изложены в ст. 21 ТК РФ. Порядок заключения трудового договора, содержание трудового договора, а также общие положения регулируются гл. 10 — 11 ТК РФ.

Законодатель требует от образовательной организации разработки локальных нормативных актов, регулирующих права и обязанности «иных работников образовательной организации». В частности, образовательная организация должна разработать должностные инструкции. Работники должны быть ознакомлены с должностными инструкциями под роспись, так же как и с иными локальными нормативными актами, регулирующими права и обязанности работников. Напомним, что такие нормативные акты не должны противоречить трудовому законодательству РФ и устанавливать худшие условия труда, чем предусмотрено ТК РФ и иными смежными нормативными правовыми актами.

3. Лицам, указанным в ч. 4 комментируемой статьи, гарантируются те же права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, что и руководителям образовательной организации, а именно:

— право на основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

— право на досрочное назначение трудовой пенсии (т.н. пенсия по выслуге);

— право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения при условии работы и проживания в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа).

Подробнее об этих мерах социальной поддержки и социальных гарантиях см. комментарий к ст. 47.

Комментируемая статья не содержит в себе запрет на установление дополнительных мер социальной поддержки и социальных гарантий: субъекты РФ или муниципальные образования через свои нормативные правовые акты могут предоставлять дополнительные меры социальной поддержки и социальные гарантии руководителям образовательной организации. При этом предоставление таких мер субъектами РФ или муниципальными образованиями будут осуществляться за счет средств их бюджетов.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code