Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

Комментарий к статье 51  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1. Комментируемая статья устанавливает основы правового статуса руководителя образовательной организации. В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Одним из таких исполнительных органов юридического лица является руководитель, статус которого определяется в соответствии с учредительными документами юридического лица и законодательством РФ. Образовательные организации как юридические лица также приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через специально созданные органы, в т.ч. и через руководителя организации.

В соответствии со ст. 273 ТК РФ руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

2. Часть первая комментируемой статьи устанавливает способы приобретения статуса руководителя конкретным лицом или, по-другому, способы формирования единоличного исполнительного органа образовательной организации. Конкретный способ из перечисленных в комментируемой статье закрепляется в уставе образовательной организации. Всего законодатель выделяет два способа:

— избрание (выборы) руководителя;

— назначение руководителя.

Избрание руководителя организации осуществляется общим собранием или конференцией работников или общим собранием (конференцией) работников и обучающихся. В общем собрании принимают участие по возможности все лица, имеющие на это право (работники, обучающиеся, т.е. все работники, обучающиеся образовательной организации). В конференции — выборные делегаты (представители) коллектива работников (или коллектива работников и обучающихся). Порядок созыва общего собрания и (или) конференции должен быть оговорен в уставе образовательной организации.

Порядок избрания руководителя на общем собрании или конференции не прописывается в комментируемой статье, так же как и в иных статьях комментируемого Закона, очевидно, данный вопрос должен регулироваться уставом образовательной организации, а именно в нем должны быть закреплены порядок выдвижения кандидатов на должность руководителя, созыва общего собрания или конференции, состав участников собрания (конференции), порядок голосования и подведения итогов.

Законодатель ставит важное условие: избранный кандидат должен быть утвержден на должность учредителем образовательной организации. Комментируемая статья не прописывает права учредителя в этом вопросе: может ли он отказаться утвердить избранного кандидата или же должен утвердить в любом случае? Решение данного вопроса поручается самой образовательной организации и ее учредителям, порядок утверждения, как и полномочия учредителя, в этом вопросе должны быть прописаны в уставе образовательной организации.

Второй способ легитимации руководителя образовательной организации — назначение на должность:

— учредителем образовательной организации;

— Президентом РФ в случаях, установленных федеральными законами;

— Правительством РФ для ректоров федеральных университетов.

Опять же способ легитимации — избрание или назначение — отражается в уставе образовательной организации. Если определенный способ утвержден федеральным законом, то устав образовательной организации не может противоречить положениям, установленным в законе.

Полномочия учредителя по назначению руководителя образовательной организации, как и порядок назначения, прописываются в уставе образовательной организации.

Назначаются на должность Президентом РФ руководители образовательных организаций только в случаях, указанных федеральными законами. В настоящее время согласно ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» ректоры МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. При назначении на должность ректора названных университетов Президентом РФ определяется срок их полномочий, который не может превышать пять лет. При этом ректоры университетов могут быть переназначены на новый срок или могут быть досрочно освобождены Президентом РФ от занимаемой должности.

Правительство РФ назначает на должность руководителей и освобождает от должности руководителей федеральных университетов, в частности учрежденных, например, на основании Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 716 «О Федеральных университетах».

3. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает требования к кандидатам на должность руководителя.

Прежде всего, вводится образовательный ценз, а именно от кандидата требуется наличие высшего образования. Профиль высшего образования в комментируемой статье не указывается. Иные квалификационные требования устанавливаются другими нормативными правовыми актами — квалификационными справочниками по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций. Также такие требования могут устанавливаться профессиональными стандартами, принятыми в той или иной отрасли, регионе и т.д.

В настоящий момент действуют несколько квалификационных справочников, которые могут быть применимы для целей комментируемой статьи. Прежде всего, это раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н (далее — Квалификационный справочник).

Квалификационный справочник содержит требования по уровню знаний, а также к квалификации кандидата на должность, прописывает примерные должностные обязанности работника. Раздел второй Квалификационного справочника устанавливает квалификационные требования к кандидатам, претендующим на должности руководителей.

Среди должностей руководителей Квалификационный справочник выделяет должности руководителя образовательного учреждения и руководителя структурного подразделения.

Наименование должности руководителя образовательной организации не устанавливается Квалификационным справочником, оно может быть любым, прописанным уставом образовательной организации или федеральными законами, законом субъекта РФ, иными нормативными правовыми актами. Это может быть директор, начальник, заведующий и т.п. При этом важным является соблюдение требований Постановления Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

Требования к квалификации подразделяются на:

— образовательный ценз;

— требования по стажу работы (стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет).

Требования к квалификации, установленные ч. 2 комментируемой статьи, уточняются в Квалификационном справочнике, а именно:

— высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет;

— высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

На практике очень часто директора общеобразовательных школ не соответствуют по образовательному цензу требованиям, приведенным в Квалификационном справочнике. Комментируемая статья требует не просто наличия высшего образования, но и соответствия требованиям Квалификационных справочников. В этом случае, конечно, в первую очередь необходимо повышение квалификации руководителей образовательных организаций, и учет требований действующего законодательства при назначении кандидатов на должность.

Еще один квалификационный справочник разработан для образовательных организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования: раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 января 2011 г. N 1н (далее — Справочник).

Раздел II Справочника содержит квалификационные требования к должностям руководителей образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Требования, как и приведенные выше, подразделяются на требования к стажу и образовательный ценз.

Так, например, требования к квалификации ректора (директора) сформулированы следующим образом: высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики; наличие ученой степени и ученого звания; стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.

В образовательных организациях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования может быть учреждена должность президента образовательной организации. Требования к квалификации кандидатов на эту должность также содержатся в Справочнике, но образовательный ценз требует только наличия высшего профессионального образования без определенного профиля подготовки, наличия ученой степени и ученого звания. Требования по стажу: стаж научно-педагогической работы или работы в должности ректора образовательного учреждения высшего профессионального образования не менее 10 лет.

Как видно, образовательный ценз на должность президента или руководителя образовательной организации высшего образования или дополнительного профессионального образования включает в себя требования по наличию ученой степени и ученого звания.

Квалификационные требования могут быть также установлены и в профессиональных стандартах, в этом случае требования к кандидату определяются и квалификационными справочниками и профессиональными стандартами. Комментируемая статья использует союз «и», «или», а значит, право выбора требований при наличии профессионального стандарта остается за образовательной организацией (учредителем, Президентом РФ, Правительством РФ — в установленных законом случаях при назначении руководителя образовательной организации).

В настоящий момент не существует принятых и действующих профессиональных стандартов в этой области. Минтруда РФ разработан проект Приказа «Об утверждении профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования)».

4. Естественно, что если есть установленные трудовым законодательством ограничения на занятие педагогической деятельностью, то такие ограничения должны распространяться и на руководителей образовательных организаций. Речь идет в первую очередь о требованиях ст. 331 ТК РФ, согласно которой не допускаются к занятию педагогической деятельностью лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.

Напомним, что согласно п. «б» ст. 44 УК РФ предусмотрен такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Применительно к положениям ч. 3 комментируемой статьи лицо может быть лишено права заниматься педагогической деятельностью, а также права занимать руководящие должности, в этом случае кандидат не может быть назначен на должность руководителя образовательной организации;

— имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

На практике можно встретить рекомендации об увольнении работников или отказе в приеме на работу лиц, в отношении которых только начато уголовное преследование (возбуждено уголовное дело). Считаем, что такие рекомендации не соответствуют требованиям законодательства. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Во-вторых, формулировка положений ст. 331 ТК РФ говорит о судимости имеющейся или имевшейся, т.е. о лицах, которые признаны виновными на основании приговора суда;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Однако до сих пор не принят нормативный правовой акт, устанавливающий названный перечень.

Положения ст. 331 ТК РФ применяются с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 г. N 19-П.

5. Устанавливается обязательное прохождение аттестации кандидатами на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, руководителями такой организации, за исключением руководителей, назначенных на должность Президентом РФ или Правительством РФ.

Учредители образовательных организаций обязаны разработать и принять нормативные правовые акты, регулирующие порядок и сроки проведения аттестации. Например, в настоящее время разработан Порядок аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей подведомственных Министерству энергетики Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (утв. Приказом Минэнерго России от 2 сентября 2013 г. N 525).

Согласно п. 3 названного Порядка аттестация осуществляется комиссией Министерства энергетики РФ по аттестации руководителей или кандидатов на должность руководителя. Состав комиссии формируется в целях проведения аттестации руководителя или кандидатов в руководители конкретной образовательной организации и утверждается приказом Минэнерго РФ. В состав комиссии включаются сотрудники Минэнерго РФ (не более 50 процентов от общего состава), а также по согласованию представители общественных организаций, образовательных организаций, представители органов государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположена образовательная организация (не более 25 процентов), и представители образовательной организации, в отношении кандидатов в руководители или руководителя которой проводится аттестация (не менее 25 процентов).

Сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя или руководителя образовательной организации устанавливаются приказом Минэнерго РФ об утверждении состава комиссии, при этом не может быть установлено:

— на сбор и анализ материалов — более одного месяца;

— на проведение аттестации кандидатов на должность руководителя или руководителя образовательной организации — более двух недель.

Материалы о кандидатах на должность руководителя образовательной организации представляются в комиссию ученым советом образовательной организации не позднее чем за два месяца до дня истечения срока полномочий руководителя образовательной организации, а в случае досрочного прекращения его полномочий — в течение пяти дней после утверждения ученым советом образовательной организации списка кандидатур на должность руководителя образовательной организации. Состав материалов определен в п. 10 Порядка.

По результатам сбора и анализа материалов комиссия устанавливает соответствие (несоответствие) руководителя или кандидата в руководители образовательной организации требованиям, предъявляемым законодательством РФ к руководителю образовательной организации, а также рассматривает представленные основные положения программы развития образовательной организации.

Аттестация руководителя и кандидатов в руководители образовательной организации проводится в форме тестового испытания, рассмотрения основных положений программы развития образовательной организации, представляемой руководителем или кандидатом в руководители образовательной организации, и устного собеседования руководителя или кандидата в руководители образовательной организации членами комиссии.

Тестовое испытание проводится по единому перечню общих и специальных вопросов. Тест составляется на базе квалификационных требований к должности руководителя образовательной организации. Кандидатам на должность руководителя образовательной организации предоставляется одинаковое время для подготовки ответа. Оценка теста проводится комиссией по количеству правильных ответов в отсутствие аттестуемого, при этом количество правильных ответов должно составлять не менее 70 процентов.

Комиссия принимает решение об аттестации (не аттестации) кандидата на должность руководителя или руководителя образовательной организации открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

Решения комиссии оформляются протоколами, которые составляются в двух экземплярах и подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствовавшим на заседании Комиссии, и ответственным секретарем Комиссии.

6. В соответствии со ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Комментируемая статья устанавливает запрет на занятие должности руководителя образовательной организации по совместительству, этот запрет распространяется и на должности руководителей филиалов, структурных подразделений. Между тем на практике часто должности руководителей структурных подразделений занимают педагогические работники (учителя) с сохранением прежней должности и объема учебной нагрузки. Это недопустимо, т.к. ч. 5 комментируемой статьи запрещает работу руководителем по совместительству, в т.ч. внутреннему. Руководитель же образовательной организации вправе заниматься преподавательской деятельностью по совместительству.

Запрет, установленный в ч. 5 комментируемой статьи, распространяется только на руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций.

7. Законодатель устанавливает несколько нормативных источников, прописывающих права и обязанности руководителя образовательной организации, а именно комментируемый Закон и смежные с ним нормативные правовые акты, с одной стороны, и устав образовательной организации, с другой стороны.

Руководитель образовательной организации наделяется полномочиями, закрепленными в уставе образовательной организации. Именно уставом определяются во многом права и обязанности руководителя. Права, закрепленные в гл. 5 комментируемого Закона за педагогическими работниками, распространяются на руководителя в случае, если он осуществляет педагогическую деятельность по совместительству. Определить основной круг прав и обязанностей руководителей помогают квалификационные справочники, указанные при комментировании ч. 2 комментируемой статьи.

Так, например, в Квалификационном справочнике «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в разделе «Должностные обязанности руководителя образовательной Организации» перечислено, например, следующее:

— осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения;

— обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения; реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований;

— формирует контингенты обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников образовательного учреждения в установленном законодательством РФ порядке;

— определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы, участии образовательного учреждения в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательном учреждении;

— обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в образовательном учреждении и др.

Как видно из раздела «Должностные обязанности» Квалификационного справочника, за руководителем образовательной организации закрепляется широкий круг обязанностей, многие из которых одновременно можно считать и правами руководителя.

8. Законодатель устанавливает для руководителей образовательных организаций право на получение мер социальной поддержки и социальных гарантий, установленных для педагогических работников. Однако устанавливается ограничение. Меры социальной поддержки и социальные гарантии для педагогических работников установлены в ст. 47 комментируемого Закона. Руководителям образовательных организаций гарантируются не все из них, а только строго оговоренные в ч. 7 комментируемой статьи:

— право на основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

— право на досрочное назначение трудовой пенсии (т.н. пенсия по выслуге);

— право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения при условии работы и проживания в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа).

Подробнее об этих мерах социальной поддержки и социальных гарантиях см. комментарий к ст. 47.

Комментируемая статья не содержит в себе запрет на установление дополнительных мер социальной поддержки и социальных гарантий для руководителей образовательных организаций: субъекты РФ или муниципальные образования через свои нормативные правовые акты могут предоставлять дополнительные меры социальной поддержки и социальные гарантии руководителям образовательной организации. При этом предоставление таких мер субъектами РФ или муниципальными образованиями будет осуществляться за счет средств их бюджетов.

9. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает ответственность руководителя за исполнение обязанности осуществлять руководство образовательной, научной, воспитательной работой, а также организационно-хозяйственной деятельностью организации.

Комментируемая статья не уточняет виды ответственности, очевидно, что в первую очередь речь идет о дисциплинарной ответственности. К руководителю образовательной организации могут быть применены все меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные ст. 192 ТК РФ, а именно: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При этом привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 30 ТК РФ с учетом положений ст. 195 ТК РФ.

Руководитель организации также согласно ст. 277 ТК РФ несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Руководитель образовательной организации также может быть привлечен и к иным видам ответственности как должностное лицо, а именно несет административную ответственность за правонарушения, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ или нормативными правовыми актами субъектов РФ, например, за нарушение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

10. В настоящий момент нормы ч. 9 комментируемой статьи не нашли должного продолжения в федеральном законодательстве. Комментируемая статья предусматривает возможность установления особого порядка назначения, замещения руководителя образовательной организации, установления отличного от прописанного комментируемым Законом правового статуса руководителя образовательной организации в случае, указанном в ч. 9 комментируемой статьи, а именно если образовательная организации осуществляет подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства.

11. Положения комментируемой статьи применяются к определению правового статуса руководителя частной образовательной организации в той мере, в которой определено уставом этой образовательной организации и трудовым законодательством РФ. При этом прописанные нормы не могут ухудшать положение руководителя по сравнению с тем, которое гарантируется нормами трудового права. Особенностям регулирования труда руководителя организации посвящена глава 43 ТК РФ.

Устав частной образовательной организации может согласно ст. 275 ТК РФ предусматривать особые процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации. Например, должность руководителя может быть выборной, и руководитель в этом случае избирается общим собранием или конференцией работников (работников и обучающихся).

С руководителем заключается трудовой договор на основе типовой формы, утверждаемой Правительством РФ. В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные права и обязанности руководителя по сравнению с установленными законодательством РФ, уставом образовательной организации (если такая возможность предусмотрена уставом), а также дополнительные основания для увольнения руководителя согласно п. 3 ст. 278 ТК РФ.

12. Образовательным организациям высшего образования дается право учреждать должность президента образовательной организации. Такого права нет у иных образовательных организаций (это не касается учреждения таких должностей в качестве должности школьного самоуправления, но правовой статус таких «президентов» совершенно иной).

Президент состоит в трудовых отношениях с образовательной организацией, потому между ним и организацией в обязательном порядке заключается срочный трудовой договор сроком на пять лет. Должность президента образовательной организации — выборная, порядок избрания и полномочия президента устанавливаются уставом образовательной организации. Правовой статус президента в части установления трудовых прав определяется ТК РФ, комментируемым Законом. В частности, на регулирование трудовых отношений с президентом образовательной организации распространяются положения гл. 43 ТК РФ, ст. ст. 336, 195 ТК РФ, гл. 13 ТК РФ и т.д.

Право на учреждение должности президента образовательной организации предоставляется ученому совету образовательной организации высшего образования. При этом не допускается совмещение должности ректора и президента образовательной организации.

Например, должность президента образовательной организации предусмотрена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Московский государственный индустриальный университет» (МГИУ). В соответствии с п. 5.29 Устава МГИУ президент МГИУ избирается на заседании Ученого совета МГИУ, при этом кандидатура Президента ВУЗа представляется в Ученый совет учредителем. Уставом МГИУ сформулированы требования к кандидату на должность президента, а именно согласно абз. 2 п. 5.29 Устава лицо, замещающие должность Президента ВУЗа, как правило, должно иметь опыт работы в ВУЗе в должности ректора. К сожалению, устав не уточняет длительность стажа.

———————————

URL: http://www.msiu.ru/general/charter-2011.pdf (дата обращения: 27.02.2014).

Президент по согласованию с ректором ВУЗа осуществляет ряд полномочий:

— участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления ВУЗа;

— участвует в разработке концепции развития ВУЗа;

— представляет ВУЗ в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;

— участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности ВУЗа.

С Президентом МГИУ заключается трудовой договор сроком на пять лет.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code