Статья 50. Научно-педагогические работники

Комментарий к статье 50  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья устанавливает основы правового статуса научно-педагогических работников.


В ч. 1 комментируемой статьи законодатель раскрывает понятие «научно-педагогические работники», понимая под ними работников, которые работают в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования и дополнительного профессионального образования. Законодатель выделяет при этом два подтипа работников:

— педагогические работники, которые согласно ч. 1 комментируемой статьи относятся к профессорско-преподавательскому составу;

— научные работники.

Зачастую на практике педагогические и научные работники совпадают в одном лице, т.е. осуществляют и научную, и педагогическую деятельность, поэтому комментируемая статья и озаглавлена как «научно-педагогические работники», а два вышеуказанных подтипа соединены в единой категории работников — научно-педагогические работники.

2. Основы общего правового статуса педагогических работников приведены в ст. ст. 47 — 48 комментируемого Закона. Научно-педагогические работники также обладают правами и несут обязанности, которые предусмотрены указанными статьями комментируемого Закона и были рассмотрены выше, с особенностями, установленными в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи.

Комментируемая статья устанавливает права, которыми обладают только научно-педагогические работники. При этом содержится ссылка на Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а конкретно на п. 6 ст. 4, устанавливающей правовой статус научного работника. В соответствии с данным пунктом научные работники имеют право на:

— признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством РФ;

— получение в соответствии с законодательством РФ доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;

— объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;

— осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством РФ;

— подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;

— участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством РФ;

— подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве;

— доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

— публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

— мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду;

— дополнительное профессиональное образование;

— иные права, предусмотренные Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ, в т.ч. право на создание общественных объединений.

Часть вторая комментируемой статьи дополняет вышеприведенные права, а также права, указанные в ст. 47 комментируемого Закона.

Прежде всего, научно-педагогическим работникам предоставляется право на участие в управлении образовательной организацией через:

— возможность входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией;

— возможность участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.

При этом законодатель устанавливает обязанность для образовательной организации определить порядок реализации вышеназванных прав (подп. 1 — 2 ч. 2 комментируемой статьи) в уставе образовательной организации, а также в иных локальных нормативных актах. Надо отметить, что при этом не допускается установление дискриминационных критериев отбора в коллегиальные органы управления или доступа к обсуждению вопросов по деятельности образовательной организации, т.е. все научно-педагогические работники независимо от их научного звания, возраста, пола, расы, стажа работы и т.п. должны получить возможность реализации прав, установленных подп. 1 — 2 ч. 2 комментируемой статьи.

Также отметим, что конструкция п. 2 ч. 2 комментируемой статьи указывает на возможность участвовать в обсуждении всех вопросов, касающихся любой деятельности образовательной организации, а не только научной и образовательной (педагогической). Форма участия и порядок могут быть различными и устанавливаться локальными нормативными актами организации (например, в форме совещаний, слушаний, создания комитетов, экспертных групп и т.п.). Любой научно-педагогический работник также имеет право высказать свое личное мнение в любой форме о деятельности образовательной организации и по вопросам реализации деятельности организации, при этом не допускается ограничение такой возможности в какой-либо форме.

Пункт 3 ч. 2 комментируемой статьи, по сути, запрещает вмешиваться в научную деятельность научно-педагогических работников в части выбора ими методов и средств проведения научных исследований. Работнику предоставляется полная свобода самостоятельного выбора тех методов и средств, которые наиболее полно соответствуют особенностями научных исследований и могут обеспечить их высокое качество. Все же устанавливается ограничение — такие методы и средства должны отвечать правилам техники безопасности (мерам безопасности) и не могут носить противоправный (запрещенный законодательством) характер.

В целях обеспечения вышеназванного права, иных академических и научных прав научно-педагогических работников в п. 4 ч. 2 комментируемой статьи установлено право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации, в которой такие работники осуществляют свою деятельность. Порядок осуществления права устанавливается локальными нормативными актами организации, а также может быть установлен законодательством РФ.

Перечень прав, приведенный в комментируемой статье, является закрытым, однако образовательные организации могут расширять права научно-педагогических работников путем внесения соответствующих положений в локальные нормативные акты, трудовой договор, коллективный договор.

3. Обязанности научно-педагогических работников устанавливаются как комментируемым Законом, так и Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ. Пункт 7 ст. 4 названного Закона устанавливает следующие обязанности научных работников:

— осуществлять научную, научно-техническую деятельности и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей среде;

— объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.

В главе 5 комментируемого Закона обязанности научно-педагогических работников установлены также в ст. ст. 48 — 49. Обязанности педагогических работников, установленные в ст. 48 комментируемого Закона, распространяются на научно-педагогических работников с учетом положений комментируемой статьи и Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ.

Статья 49 комментируемого Закона содержит положение об обязанности работников из числа профессорско-преподавательского состава проходить аттестацию в целях установления квалификационной категории. Сроки прохождения аттестации должны быть оговорены в трудовом договоре с таким работником.

Часть третья комментируемой статьи содержит лишь две дополнительные обязанности, носящие абстрактный и трудно проверяемый на практике характер. Научно-педагогические работники должны выбирать методы, техники и средства обучения с таким учетом, чтобы они максимально полно формировали у обучающихся необходимые профессиональные навыки, побуждали обучающихся проявлять инициативу, самостоятельность; а также создавать условия для развития творческих способностей (например, путем введения проектной работы).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code