Статья 49. Аттестация педагогических работников

Комментарий к статье 49 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья устанавливает цели проведения аттестации педагогических работников, а также порядок проведения аттестации.


Аттестация — комплекс мероприятий, направленных на определение соответствия работника заданным квалификационным требованиям, на соответствие занимаемой должности и (или) выполняемой работе, иным требования, определенным законодательством РФ.

Порядок проведения аттестации не регулируется подробно трудовым законодательством РФ, потому специальные нормы о проведении аттестации были включены в комментируемый Закон. Прежнее законодательство об образовании не содержало столь подробной статьи.

В ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи определяются цель проведения аттестации и легальные сроки ее проведения. Согласно ч. 1 комментируемой статьи аттестация проводится в целях:

— установления квалификационной категории педагогическому работнику;

— подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой им должности.

При этом выделяют добровольную и обязательную аттестацию.

Добровольная аттестация проводится в целях установления квалификационной категории педагогическими работниками, не входящими в число профессорско-преподавательского состава. Педагогический работник имеет право на прохождение такой аттестации, но не обязан ее проходить. Проведение аттестации осуществляется на основании его личного заявления. Право на прохождение такой аттестации имеют работники независимо от формы собственности образовательной организации, т.е. работники частных образовательных организаций также могут проходить аттестацию в целях установления квалификационной категории.

Обязательная аттестация проводится в целях установления квалификационной категории педагогическими работниками, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу. Сроки прохождения такой аттестации устанавливаются в трудовом договоре с работником, а также локальными нормативными актами.

Обязательной также является аттестация на подтверждение соответствия педагогического работника занимаемой должности. Обязанность прохождения такой аттестации всеми педагогическими работниками закреплена в п. 8 ч. 1 ст. 48 комментируемого Закона.

2. В ч. 2 комментируемой статьи устанавливаются легальные сроки прохождения обязательной аттестации на подтверждение соответствия педагогического работника занимаемой должности, а именно — один раз в пять лет.

Проведение названной аттестации с 1 сентября 2013 г. относится к компетенции образовательных организаций. Ранее же такую аттестацию осуществляли аттестационные комиссии, формируемые органами государственной власти субъекта РФ, федеральными органами исполнительной власти. На наш взгляд, отнесение к компетенции образовательных организаций проведения аттестации на подтверждение соответствия педагогического работника занимаемой им должности — непродуманный шаг, т.к. дает возможность администрации образовательных организаций воздействовать на «неугодных» педагогических работников.

В образовательной организации должен быть принят локальный нормативный акт, регулирующий порядок проведения такой аттестации, в случае отсутствия названного акта проведение аттестации невозможно. Аттестация согласно ч. 2 комментируемой статьи проводится на основе оценки профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, которые создаются в образовательной организации. Порядок оценки профессиональной деятельности и критерии также должны быть определены в локальном нормативном акте образовательной организации. Работники должны быть ознакомлены с названным локальным нормативным актом под роспись. Отметим, что образовательная организация при разработке порядка проведения аттестации должна руководствоваться положениями комментируемого Закона и нормативного правового акта, принятого в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи, определяющего порядок проведения аттестации.

Аттестация в целях, указанных в ч. 2 комментируемой статьи (на соответствие занимаемой должности), проводится, как правило, в отношении работников, не имеющих квалификационной категории (см., например, п. 17 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г. N 209).

На практике часто возникает вопрос: требуется ли внесение изменений в устав образовательной организации в связи отнесением проведения аттестации на соответствие занимаемой должности к компетенции образовательной организации? Внесение изменений в устав образовательной организации не требуется, т.к. данный вопрос регулируется иными локальными нормативными актами.

Требование об обязательности прохождения аттестации на подтверждение соответствия педагогического работника занимаемой им должности относится к педагогическим работникам, работающим в образовательных организациях независимо от форм собственности.

3. В ч. 3 комментируемой статьи определяются основы формирования аттестационных комиссий для целей проведения аттестации для установления квалификационной категории педагогическим работникам. Законодатель устанавливает правило формирования комиссий по подведомственности и форме собственности, а именно:

— федеральные органы государственной власти формируют аттестационные комиссии для проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных органов власти, т.е. речь идет о государственных федеральных образовательных организациях;

— для проведения аттестации педагогических работников остальных образовательных организаций, т.е. государственных (находящихся в ведении субъектов РФ), муниципальных и частных, аттестационная комиссия формируется уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

Обратим внимание на важный момент — право на прохождение аттестации в целях установления квалификационной категории имеют и педагогические работники частных образовательных организаций, аттестация при этом проводится в порядке, аналогичном для государственных и муниципальных образовательных организаций. Органы государственной власти субъектов РФ не имеют права отказать работникам частной организации в проведении аттестации, за исключением общих случаев, установленных законодательством РФ для всех педагогических работников независимо от формы собственности образовательной организации.

4. Разработка порядка проведения аттестации педагогических работников отнесена к ведению Российской Федерации — федерального центра. Полномочия по разработке названного порядка законодатель передает Правительству РФ в лице специально созданного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В настоящее время таким органом исполнительной власти является Минобрнауки РФ на основании п. 1 Положения о Министерстве образования и науки РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337.

Минобрнауки РФ должно разработать нормативный правовой акт, устанавливающий порядок проведения аттестации педагогических работников, и согласовать данный акт с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Таким органом является Минтруда РФ согласно п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610.

В настоящие время на дату написания комментария продолжает действовать Приказ Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (далее — Порядок аттестации). Порядок аттестации действует в части, не противоречащей положениям комментируемого Закона.

Порядок аттестации состоит из четырех разделов:

— общие положения;

— формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы;

— порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности;

— порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Сразу отметим, несмотря на то что в п. 1 Порядка аттестации говорится о том, что Порядок регулирует отношения по проведению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций, его положения распространяются и на случаи проведения аттестации педагогических работников частных образовательных организаций, т.к. положения комментируемой статьи приравнивают порядок аттестации работников государственных, муниципальных и частных образовательных организаций. Отказать в проведении аттестации на основании п. 1 Порядка аттестации работнику частной образовательной организации нельзя.

В соответствии с п. 2 Порядка аттестация проводится в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности (напомним, что в последнем случае порядок аттестации определяет сама образовательная организация).

Основными задачами аттестации согласно п. 3 Порядка являются:

— стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

— повышение эффективности и качества педагогического труда;

— выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

— учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

— определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

— обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Аттестация проводится на принципах коллегиальности, гласности, открытости, недопустимости дискриминации при проведении аттестации.

Порядок формирования комиссий установлен в ч. 3 комментируемой статьи с особенностями, установленными в Порядке аттестации. Аттестационная комиссия в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии согласно п. 6 Порядка формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений. Персональный состав комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования.

Порядок аттестации требует обязательного включения в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает аттестуемый педагогический работник, в случае если проводится аттестация с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии. Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.

Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования. Педагогическим работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом.

Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с ТК РФ.

Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством РФ.

Аттестация педагогического работника для установления квалификационной категории проводится на основании заявления педагогического работника, которое рассматривается аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.

Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

— уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

— уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте РФ, в течение срока ее действия.

Решение аттестационной комиссии при проведении аттестации любого вида может быть обжаловано в судебном порядке.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code