Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Комментарий к статье 48  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья устанавливает обязанности педагогических работников, при этом ч. 1 комментируемой статьи содержит закрытый перечень таких обязанностей. Дополнять, изменять их по сравнению с текстом комментируемой статьи не допускается. Большинство обязанностей носит абстрактный характер в том плане, что в настоящее время не существует реальных методов оценивания, насколько хорошо или плохо исполняет обязанности конкретный педагогический работник.


От педагогических работников требуют обеспечения в полном объеме реализации преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Это означает, что педагог должен:

— работать по утвержденной рабочей программе;

— реализовывать в полном объеме требования программы по содержанию образования.

Чаще всего речь идет о прохождении материала, предусмотренного программой, в рамках отведенного на изучение предмета, курса, модуля времени (количество часов). Педагогический работник должен предпринять все разумные меры для исполнения обязанности, закрепленной в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи. Данная обязанность педагога корреспондирует с обязанностью администрации образовательной организации обеспечить условия для реализации образовательных программ. Если неисполнение обязанности связано с обстоятельствами, не зависящими от педагога, то он не несет ответственности за неисполнение обязанности, предусмотренной п. 1 ч. 1 комментируемой статьи.

От педагогического работника законодатель требует соблюдения нравственных, этических норм, норм педагогической этики, принятых в конкретном обществе. Педагог не должен применять методов обучения, связанных с психическим и физическим насилием над обучающимся, обязан быть беспристрастным по отношению к ним, не допускать дискриминационного отношения по какому-либо признаку.

Педагог должен выстраивать систему обучения, применять в своей работе такие методы, средства и формы обучения, которые отвечают индивидуальным особенностям конкретных обучающихся; должен учитывать индивидуальные особенности личности обучающихся, насколько это возможно в сложившихся условиях, а также соблюдать требования по созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В целях обеспечения безопасности обучающихся устанавливается обязанность прохождения медицинских осмотров педагогическими работниками. Различают предварительный медицинский осмотр при приеме на работу и периодические медосмотры. Педагогические работники относятся к категориями работников, для которых согласно ст. 213 ТК РФ периодические медицинские осмотры являются обязательными, при этом обязательные периодические медосмотры осуществляются за счет средств работодателя. На практике очень часто медосмотры оплачивают работники и получают в дальнейшем компенсацию (возмещение) понесенных расходов от работодателя. Работники, отказывающиеся от прохождения медосмотра или не прошедшие его в срок, не допускаются к работе. Данные о прохождении медосмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки согласно п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Еще одна важная обязанность — поддержание высокого профессионального уровня и прохождение аттестации педагогическими работниками. О прохождении аттестации подробнее будем рассматривать в комментарии к ст. 49 комментируемого Закона. Что касается повышения профессионального уровня, то оно должно быть систематическим, желательно постоянным, непрерывным, и выражаться как в прохождении профессиональных курсов повышения квалификации, тематических курсов, так и в участии в методических объединениях, самообразовании и т.п.

Соблюдение требований охраны труда, в частности прохождение обучения и проверки навыков и знаний в области охраны труда, — также важная обязанность педагогических работников. Порядок прохождения обучения установлен Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

2. Законодатель устанавливает запрет на оказание платных образовательных услуг не вообще, а только в определенных случаях, указанных в статье. Речь идет прежде всего о так называемом платном репетиторстве. Сегодня на практике, особенно с введением ЕГЭ, довольно многие педагогические работники занимаются репетиторством, в том числе и с учащимися, которые обучаются в образовательных организациях — местах работы репетиторов. В этих случаях может вступить в силу запрет, содержащийся в ч. 2 комментируемой статьи. Этот запрет имеет абсолютный характер, необходимо соблюдение следующих условий:

— платная услуга носит образовательный характер;

— платная услуга оказывается обучающемуся в образовательной организации, в которой работает педагогический работник;

— оказание услуги приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Только соблюдение вместе трех вышеозначенных условий приводит к запрету на оказание платной услуги. Вместе с тем возникает вопрос, что считать конфликтом интересов. Определение этого понятия дается в п. 33 ст. 2 комментируемого Закона как ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Определение весьма размытое и трудно применимое на практике. Речь идет о ситуации, когда педагогический работник заинтересован оказать платную образовательную услугу обучающемуся и для этого намеренно ненадлежащим образом исполняет свою педагогическую работу, которую он обязан исполнять по трудовому договору и в соответствии с комментируемым Законом. Например, педагог опускает определенные элементы изучаемого материала или не объясняет методы решений, которые надлежит объяснить и т.п.

Между тем доказать на практике наличие или отсутствие конфликта интересов очень сложно, практически невозможно. Обучающийся может попросить педагога об оказании платной образовательной услуги самостоятельно, например, в целях более углубленного изучения материала или закрепления пройденного материала (школьная программа в настоящее время сильно перегружена, особенно по естественно-научному циклу предметов, из-за чего не хватает часов на подробное изучение большинства тем), и при этом со стороны педагога не будет предприниматься действий с целью заставить обучающихся прибегнуть к такого рода услугам.

Конструкция ч. 2 комментируемой статьи, так же как и определение, данное в п. 33 ст. 2 комментируемого Закона, крайне несовершенны. На практике такая формулировка уже приводит к полному запрету на занятие репетиторством с обучающимися, занятия у которых ведет педагогический работник, или вообще в данной образовательной организации, т.е. действует презумпция виновности. При этом запрет может распространяться и на случаи, когда оказывает услугу педагог, который не преподает у конкретного ученика — получателя услуги, т.к. трудно доказать отсутствие сговора между педагогическими работниками.

С другой стороны, законодатель не предусмотрел ответственность за нарушение названного запрета. Работодатель может сам прописать ее в локальных нормативных актах, трудовом договоре, можно привлечь работника к дисциплинарной ответственности, но работник имеет право обжаловать решение работодателя, и последнему будет трудно доказать (практически невозможно) наличие конфликта интересов. Отсюда следует, что положения ч. 2 комментируемой статьи, скорее всего, на практике могут превратиться в фикцию.

3. Введенный ч. 3 комментируемой статьи запрет связан с особой внушаемостью обучающихся, особенно на ступени общего образования, т.к. авторитет учителя может сыграть особую роль в формировании убеждений ребенка. Между тем комментируемый Закон ставит перед образованием цель многостороннего развития личности, воспитания в нем свободного гражданина правового государства. Образовательная организация не должна выступать проводником той или иной политической, религиозной или иной идеи, особенно деструктивных направлений. Недопустимо проведение политической агитации, навязывание обучающимся определенных политических взглядов. Запрещается навязывание и пропаганда взглядов, приводящих к дискриминации лиц по какому-либо признаку, т.к. согласно ст. 19 Конституции РФ в России запрещена дискриминация по любому признаку, в т.ч. полу, расе и цвету кожи.

Пропаганда или навязывание взглядов могут осуществляться не явно, а скрыто, путем предоставления недостоверных сведений. Недостоверными признаются сведения, намеренно искажающие истинную картину событий, содержащие неполную информацию, которая позволяет сделать неверные, заведомо отрицательные (негативные) выводы о предмете сведений. В целях избежания обвинений в предоставлении недостоверных сведений педагогическим работникам рекомендуется предоставлять для ознакомления обучающимся разные точки зрения об определенных событиях, личностях, культурных обычаях и т.п., стараться рассмотреть событие с разных точек зрения.

Запрещается также побуждение учащихся к действиям, нарушающим права и свободы человека и гражданина, а также к действиям, подрывающим основы конституционного строя РФ; противоправным действиям, запрещенным законодательствам РФ.

4. Педагогические работники могут быть привлечены к ответственности за нарушение требований ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи. Однако законодатель не уточняет ни меры ответственности, ни ее характер.

На практике не установлено ни административной, ни уголовной ответственности за нарушение большинства из приведенных в комментируемой статье обязанностей педагогических работников. По сути, единственная предусмотренная комментируемой статьей мера — это учет исполнения (надлежащего или ненадлежащего) обязанностей при проведении аттестации. Опять же, непонятен порядок воплощения данной меры на практике.

Есть, однако, и исключения по ряду обязанностей, приведенных в ч. 1 комментируемой статьи, прежде всего это касается обязанностей, предусмотренных подп. 9 и 10 ч. 1. Работник может быть не допущен к работе за непрохождение медицинского осмотра или обучения (инструктажа) по технике безопасности.

В остальных же случаях предусмотреть ответственность предлагается образовательным организациям в локальных нормативных актах, и данная ответственность будет относиться к дисциплинарной. При этом должен применяться порядок, предусмотренный ТК РФ для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Важной мерой ответственности является прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным ст. 336 ТК РФ, в частности п. п. 1 — 2 названной статьи, или же привлечение к иным видам дисциплинарной ответственности.

Трудности при привлечении к ответственности педагогических работников за нарушение обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, вызывает абстрактный характер многих обязанностей, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, отсутствие реальной оценочной шкалы исполнения/неисполнения обязанностей.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code