Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Комментарий к статье 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Новеллой комментируемого Закона является более подробное установление правового статуса педагогических работников и иных работников образовательных организаций.
Комментируемая статья устанавливает правовой статус педагогического работника, но содержит много декларативных положений, которые содержат правильные формулировки, но ничем реально не подкрепляются ни в комментируемом Законе, ни в иных нормативных правовых актах.

1. Правовой статус лица определяет во многом его положение в обществе, роль в социально-экономическом развитии. Под правовым статусом любого лица понимается совокупность прав, свобод, обязанностей, закрепленных за таким лицом. Педагогические работники не являются исключением, и комментируемая статья призвана установить основы правового статуса педагога, прежде всего в части его прав и обязанностей. Законодатель в комментируемой статье выделяет два подвида прав педагогических работников:

— трудовые, т.е. те, которые определяют особенности регулирования трудовых отношений с педагогическими работниками (например, право на сокращенную рабочую неделю);

— академические, связанные с непосредственным осуществлением педагогической деятельности (например, право на разработку авторской учебной программы).

В правовой статус педагогических работников также включаются социальные гарантии и компенсации, ограничения, установленные для педагогов, применяемые меры ответственности.

Содержание правового статуса призвано обеспечить особый статус педагогических работников в обществе, который согласно ч. 2 комментируемой статьи признается обществом и законодателем, в т.ч. и через установление особого правового статуса, направленного на создание условий для осуществления педагогическими работниками профессиональной деятельности. Содержание правового статуса наполняется исходя из задач, поставленных ч. 2 комментируемой статьи, а именно:

— создание условий для обеспечения высокого профессионального уровня педагогов, эффективного выполнения ими профессиональных задач;

— повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Как видно, законодателем определены благородные задачи, однако в реальности комментируемый Закон не содержит в себе механизмы реализации декларируемых в комментируемой статье положений.

2. В ч. 3 комментируемой статьи устанавливаются академические права педагогических работников. Слово «академические» означает, что такие права имеют отношение, прежде всего, к осуществлению лицом непосредственно педагогической деятельности именно в плане профессиональной реализации образовательной деятельности без затрагивания смежных отношений, например трудовых.

Анализ приведенных в ч. 3 академических прав позволяет выделить две подкатегории названных прав:

— права, непосредственно связанные с осуществлением педагогической деятельности;

— смежные права, направленные на обеспечение условий для профессиональной деятельности.

К первой категории относятся права, указанные в подп. 1 — 6 ч. 3 комментируемой статьи. Законодатель в идеале стремится обеспечить независимость педагогических работников от внешнего вмешательства, «диктата», потому закрепляет право на свободу преподавания, выражения своего мнения и свободу от вмешательства в профессиональную деятельность. Педагог может и должен сам определять свое профессиональное развитие, выбирать те методики преподавания, которые, на его взгляд, позволяют максимально полно в сложившихся условиях реализовать потенциал обучающихся, а также потенциал самого педагога. При этом выбор методик, форм, средств и методов обучения должен быть педагогически обоснован. По сути, с одной стороны, такая формулировка ограничивает свободу педагогических работников на определение методов, форм, средств обучения, т.к. ставится конкретное условие-требование, с другой стороны, установление требований об обоснованности позволяет защитить права обучающихся.

Педагогическая обоснованность — это совокупность критериев, учитывающих особенности среды, в которой применяются те или иные методика, форма и средства обучения, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, уровня и содержания образовательной программы, особенностей педагога. Педагог должен выбрать не просто ту методику и форму обучения, которая нравится лично ему, но ту, которая может позволить максимально эффективно добиться целей и задач, стоящих перед образованием конкретной ступени (уровня). При этом важно соблюдение требований, предъявляемых комментируемым Законом к той или иной ступени образования, образовательным программам, формам и методам обучения. Педагог не может выбирать методики, формы и средства обучения, сопряженные с психическим и физическим насилием над обучающимися, аморальными методами воспитания и обучения и т.п.

Контроль за педагогической обоснованностью выбранных форм и методов возложен, прежде всего, на саму образовательную организацию. При этом ни руководство образовательных организаций, ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни иные лица не вправе требовать от педагога выбора конкретных заданных методик, форм, методов обучения. Основная проблема при осуществлении вышеуказанного контроля: размытость понятия обоснованности, т.к. в настоящий момент отсутствуют внятные критерии, позволяющие определить, насколько обоснованным является выбор педагогом конкретной формы, технологии преподавания в данной конкретной ситуации.

Педагог в целях реализации прав, указанных в подп. 1 — 2 ч. 3 комментируемой статьи, может как использовать готовые, разработанные иными лицами методики, формы, средства и методы обучения, так и проявлять творческую инициативу по разработке собственных методов и средств обучения, в т.ч. путем творческой переработки имеющихся (ранее разработанных иных лицами) педагогических технологий (при этом, разумеется, с учетом соблюдения авторских и иных смежных прав).

Разработка авторских учебных программ, методов обучения и воспитания является правом, а не обязанностью педагогических работников. Между тем на практике встречается недопонимание положений п. 3 ч. 3 комментируемой статьи, в т.ч. со стороны государственных и муниципальных органов, осуществляющих функции по управлению и контролю в сфере образования. От педагогов требуют разработки собственных программ или переработки имеющихся, им запрещают использовать готовые разработанные иными авторами учебные программы, якобы потому что комментируемая статья требует разработки своих рабочих программ. Это в корне неверное суждение, к тому же нарушающее положения подп. 1 — 2 ч. 3 комментируемой статьи.

Комментируемый Закон не содержит конкретных требований к учебным программам, которые может применять педагог в своей деятельности, потому педагогические работники могут не реализовывать право, указанное в п. 3 ч. 3 комментируемой статьи, а использовать готовые рабочие программы, в т.ч. опубликованные типографским способом, разработанные другими авторами. Главное требование — педагогическая обоснованность выбранной программы, совпадение ее содержания с содержанием образовательной программы конкретного уровня образования.

Авторские учебные программы, закрепляющие формы, методы, средства обучения, а также готовые учебные программы, выбранные педагогом, должны быть утверждены образовательной организацией в порядке, установленном локальным нормативным актом. Часть 4 комментируемой статьи требует разработки соответствующих локальных нормативных актов, регулирующих вопросы реализации академических прав, в т.ч. и права, закрепленного в п. 3 ч. 3 комментируемой статьи. Нарушение установленного в образовательной организации порядка утверждения учебной программы не влечет за собой ничтожности (недействительности) учебной программы, если на программе проставлены все реквизиты, подтверждающие согласование и утверждение учебной программы администрацией образовательной организации.

Предоставление права на свободу преподавания и проявление творческой инициативы тесно корреспондирует с правом выбора учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания. Педагог может самостоятельно определять автора и вид учебного пособия, иных материалов обучения и воспитания, однако при этом такие средства должны по содержанию отвечать требованиям образовательных программ, в т.ч. и федеральных государственных стандартов.

Также важно соблюдение следующего требования при реализации общеобразовательных программ: учебные пособия и учебники должны входить в федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ общего образования. Допускается использование иных учебных пособий и учебников при реализации т.н. «экспериментальных площадок», но они должны строго соответствовать по содержанию требованиям образовательных программ соответствующего уровня.

Порядок формирования федерального перечня учебников установлен Приказом Минобрнауки РФ от 5 сентября 2013 г. N 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Педагогические работники также обладают правом на участие в разработке методических материалов, учебных планов и т.п., как самостоятельно (авторы), так и в соавторстве, или выражать свое мнение, выдвигать предложения по разработке названных в п. 5 ч. 3 комментируемой статьи материалов. Пункт 5 тесно связан с правом, указанным в п. 6 ч. 3 комментируемой статьи, — правом на внедрение инноваций, на осуществление научной, научно-исследовательской, творческой деятельности и т.п. Инновации в образовании могут выражаться в различной форме, но прежде всего в форме применения новых образовательных технологий, направленных на изменение построения и механизма учебного процесса, внедрение новых методов обучения с учетом современных научных достижений и т.п.

Ко второй категории академических прав относятся, прежде всего, права, закрепленные в подп. 7 — 13 ч. 3 комментируемой статьи. Это обеспечительные права, которые позволяют гарантировать реализацию прав, закрепленных в подп. 1 — 6 ч. 3 комментируемой статьи.

В первую очередь устанавливается бесплатность пользования библиотеками, информационными ресурсами, иными ресурсами, а также методическими и информационными услугами. При этом законодатель требует принятия соответствующего локального нормативного акта, который бы регулировал порядок получения такого доступа. Отметим, что само по себе отсутствие локального нормативного акта, регулирующего порядок реализации прав, установленных в подп. 7 — 8 ч. 3 комментируемой статьи, не лишает педагогических работников права на бесплатность использования указанных в названных пунктах ресурсов.

Право на участие в управлении образовательной организацией призвано обеспечить, с одной стороны, автономность образовательной организации (в целях предотвратить «спуск» указаний по управлению организацией от органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, учредителей), с другой — установить принцип демократического управления образовательной организацией. Участие педагогических работников в управлении образовательной организацией может быть различным, как то: создание коллегиальных органов управления или комиссий по решению определенного круга вопросов, внесение своих предложений по порядку управления образовательной организации или по построению учебного процесса, по иным вопросам; подотчетность администрации образовательной организации перед педагогическим коллективом и т.п.

Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организации должен быть установлен уставом образовательной организации. Также могут приниматься иные локальные нормативные акты, регулирующие порядок участия педагогических работников в управлении организацией. Между тем сегодня не разработано достаточного правового механизма по обеспечению реального участия педагогического коллектива в управлении образовательной организацией, на практике такое участие формально, как и автономность образовательной организации от органов местного самоуправления, органов государственной власти и учредителей.

По идее законодателя, педагогические работники могут самостоятельно отстаивать свое право на участие в управлении образовательной организацией, а также защищать иные свои права (трудовые, академические) путем участия в общественных профессиональных объединениях (прежде всего профессиональных союзах).

Важным правом является право на защиту от произвольного привлечения к ответственности за нарушение профессиональной этики, педагогическому работнику должны быть обеспечены условия для участия в расследовании, должна быть обеспечена открытость такого расследования. Администрация образовательной организации, иные органы, ведущие расследование по вопросам нарушения профессиональной этики, должны ознакомить со всеми материалами расследования педагогического работника, в обязательном порядке взять с работника письменные пояснения по расследуемому вопросу. Педагогический работник обладает всеми правами, закрепленными за гражданином РФ, по защите своей профессиональной чести и достоинства, в т.ч. правом обращения в суд.

Отметим, что законодательство РФ, в частности трудовое законодательство, требует четкого соблюдения процедур привлечения работников к ответственности. Нарушение процедуры, даже если применение мер ответственности было обоснованным, как правило, приводит к удовлетворению жалобы (иска) работника, который обжалует применение к нему мер дисциплинарной ответственности.

Право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений также призвано, по мнению законодателя, выступить в качестве гаранта соблюдения прав педагогических работников. Такая комиссия создается в соответствии с требованиями ст. 45 комментируемого Закона непосредственно в каждой образовательной организации и действует на основании локального нормативного акта, принимаемого самой образовательной организацией. В состав комиссии входит равное число представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (см. комментарий к ст. 45).

3. Законодатель устанавливает ограничения по реализации академических прав, закрепленных в ч. 3 комментируемой статьи. Отметим, что ч. 4 комментируемой статьи не устанавливает ничего нового по сравнению с общими положениями законодательства РФ. Педагогические работники не должны злоупотреблять своими академическими правами, должны учитывать права и свободы других участников образовательных отношений, учитывать их мнение при реализации академических прав; реализация прав не должна осуществляться противоправными методами и способами; они должны учитывать положения законодательства РФ.

Нормы педагогической этики в настоящее время не закреплены на всероссийском (федеральном) уровне, и, по сути, законодатель дает право образовательной организации через принятие локального нормативного акта регулировать вопрос реализации академических прав через призму соблюдения норм педагогической этики. Нормы педагогической этики могут также закрепляться на уровне локального нормативного акта. Принятие соответствующего локального нормативного акта должно быть согласовано с профсоюзной организацией, объединяющей более половины педагогических работников организации, или же (в т.ч. при отсутствии профсоюзной организации) большинством педагогических работников.

4. Трудовые права педагогических работников закрепляются прежде всего в ТК РФ, закрепление их в комментируемом Законе вторично, но призвано подчеркнуть особый статус педагогических работников, а также урегулировать вопросы, смежные с реализацией академических прав.

Педагоги обладают аналогичными с другими работниками правами, закрепленными трудовым законодательством РФ, с особенностями, закрепленными в гл. 52 ТК РФ и в ч. 5 комментируемой статьи. Рассмотрим подробнее трудовые права, гарантированные педагогическим работникам:

— сокращенная продолжительность рабочего времени.

Рабочим временем согласно ст. 91 ТК РФ признается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени. При этом нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать сорок часов в неделю. Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, а именно в соответствии со ст. 333 ТК РФ — не более 36 часов в неделю;

— право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (п. 3 ч. 5 комментируемой статьи, ст. 334 ТК РФ).

Продолжительность отпуска устанавливается Правительством РФ. В настоящие время действует Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724, которым устанавливается продолжительность отпуска в зависимости от категории педагогических работников и образовательной организации. Так, например, продолжительность отпуска для учителя, работающего в общеобразовательной школе, составляет 56 календарных дней, а для воспитателя дошкольного образовательного учреждения — 42 календарных дня;

— право на дополнительный длительный отпуск продолжительностью до одного года.

Право на такой длительный отпуск возникает у педагога через каждые десять лет непрерывной педагогической работы. Аналогичное право закрепляется в ст. 335 ТК РФ. Порядок предоставления отпуска определяется Положением о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утв. Приказом Минобразования РФ от 7 декабря 2000 г. N 3570. Положение регулирует вопросы исчисления непрерывного трудового стажа, учитываемого при исчислении стажа работы, дающего право на получение отпуска, а также порядок и особенности предоставления длительного отпуска. Во время длительного отпуска за работником сохраняется место работы;

— право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Данное право направлено на возможность повышения квалификации педагогическим работником. Обязанность по обеспечению повышения квалификации лежит на работодателе. Право на получение дополнительного профессионального образования закреплено также и в ст. 197 ТК РФ.

Социальные гарантии — это меры поддержки определенной категории лиц, направленные на поддержание достойного уровня их жизни, реализацию прав и свобод.

Часть пятая комментируемой статьи устанавливает следующие социальные гарантии для педагогических работников:

— право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Такую пенсию нередко называют пенсией «по выслуге», т.к. право на досрочное назначение трудовой пенсии ранее установленного законодательством РФ пенсионного возраста возникает у педагогических работников, имеющих определенный педагогический стаж, а именно согласно п. 19 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей. При этом такая пенсия назначается независимо от возраста педагогического работника. Главное требование — соблюдение требований по стажу педагогической деятельности;

— право на обеспечение жильем педагогических работников.

Законодатель устанавливает право педагогических работников на получение жилья по договорам социального найма вне очереди, в случае если педагогический работник стоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, или же на получение жилого помещения в специализированном жилом фонде. Порядок постановки на учет, предоставления жилого помещения по договорам социального найма устанавливается ЖК РФ (см. разделы III и IV).

Перечень трудовых прав и социальных гарантий, приведенный в ч. 5 комментируемой статьи, является открытым и может быть дополнен как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно вводить дополнительные меры социальной поддержки педагогическим работникам.

5. Под рабочим временем в соответствии со ст. 91 ТК РФ понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

Таким образом, трудовое законодательство допускает возможность регулирования трудовых правоотношений путем включения соответствующих норм права в иные федеральные законы, в т.ч. регулирующие преимущественно иные, отличные от трудовых, правоотношения. Законодатель воспользовался своим правом и ввел в комментируемый Закон нормы, регулирующие трудовые правоотношения между работодателем и педагогическими работниками.

Часть шестая комментируемой статьи определяет виды работ, которые могут быть включены в рабочее время педагогических работников.

Законодатель выделяет четыре типа работ:

— учебная (преподавательская) работа;

— воспитательная работа;

— научная, творческая и исследовательская работа;

— другая педагогическая работа — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга и т.п. Перечень работ, которые относятся к другой педагогической работе, является открытым и может дополняться иными видами работ путем включения их в локальные нормативные акты образовательной организации, трудовой договор, индивидуальный план работы педагогического работника.

Воспитательная и учебная работа может осуществляться как в групповой форме, так и в виде индивидуальной работы с обучающимися (в отдельных случаях такие индивидуальные занятия могут включаться в рабочее время педагогических работников).

Подробная информация в отношении того, какие виды работ включаются в рабочее время педагогических работников, должна быть предусмотрена трудовыми (должностными) обязанностями, также особые положения могут включаться в трудовой договор. В любом случае в образовательной организации должны быть разработаны в качестве локального нормативного акта должностные обязанности по категориям работников. Работника следует ознакомить под роспись с его должностными обязанностями.

Законодатель также допускает возможность составления индивидуального плана работника, в котором определяются виды работ, включаемые в рабочее время. Представляется правильным, что такой план работы подлежит утверждению администрацией образовательной организации.

В ч. 6 комментируемой статьи содержится лишь указание на типы работ, тем самым подчеркивается, что работа педагогических работников не ограничивается только учебной (преподавательской), но включает в себя смежные виды работ, целью которых во многом является повышение эффективности воспитательной и учебной работы, повышение уровня квалификации педагогических работников.

Важное дополнение по видам работ содержится в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 27 марта 2006 г. N 69). Например, в п. 2.3 приводится перечень работ, относящихся к не связанной с учебной нагрузкой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, которая включает в себя:

— выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

— организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

— время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

— периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи;

— выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

Соотношение учебной (преподавательской) работы и иных видов работ должно определяться индивидуально трудовым договором, должностными инструкциями, иными соответствующими локальными трудовыми актами. При этом следует учесть, что для педагогических работников основной работой все же является учебная (преподавательская). Соотношение определяется с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Немаловажным является и учет наличия/отсутствия медицинских противопоказаний к тому или иному виду работ. Если педагогический работник не имеет медицинских противопоказаний к занятию педагогической деятельностью, но между тем у него отмечаются ограниченные возможности здоровья и имеются ограничения или противопоказания к осуществлению определенного вида работ, то работодатель в обязательном порядке должен учитывать такие ограничения/противопоказания при условии предоставления работником соответствующего медицинского заключения.

Отметим, что выполнять педагогическую работу, особенно не относящуюся к учебной (преподавательской), работник может не только непосредственно в образовательной организации, но и вне ее. Например, также относится к выполнению педагогической работы работа по подготовке к проведению занятий дома или сопровождение учащихся на какое-либо мероприятие; работа педагогического работника с различными информационными ресурсами в библиотеках или обращение за консультацией в специализированную организацию по вопросам образования и т.д.

6. Установление режима рабочего времени регулируется гл. 16 ТК РФ. Комментируемый Закон также содержит в ч. 7 комментируемой статьи положения, касающиеся режима времени педагогических работников.

Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать:

— продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников;

— продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.

Время отдыха согласно ст. 106 ТК РФ — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Ко времени отдыха относят:

— перерывы в течение рабочего дня (смены);

— ежедневный (междусменный) отдых;

— выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

— нерабочие праздничные дни;

— отпуска.

Образовательная организация в обязательном порядке принимает локальные нормативные акты, устанавливающие режим рабочего времени и времени отдыха. Как правило, таким актом являются правила внутреннего трудового распорядка. Также нормы, регулирующие режим рабочего времени и времени отдыха, могут быть установлены в коллективном договоре, трудовом договоре.

Образовательная организация, как правило, осуществляет работу согласно расписанию учебных и иных занятий, мероприятий, а также по графикам иных работ. Порядок разработки расписания, графиков работ может быть установлен локальными нормативными актами образовательной организации с учетом требований законодательства РФ (в частности требований санитарных норм и правил).

Нормы, содержащиеся в локальных нормативных актах, в коллективном договоре, трудовом договоре, не должны противоречить нормам трудового законодательства и законодательства об образовании, не могут устанавливать правила, ухудшающие положение работников (по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством, комментируемым Законом).

При установлении режима рабочего времени и времени отдыха обязательно учитываются требования ст. 333 ТК РФ, согласно которой продолжительность рабочего времени для педагогических работников не может превышать 36 часов в неделю. С принятием комментируемого Закона на практике появилось ошибочное необоснованное утверждение, что комментируемый Закон требует от педагогического работника обязательной отработки нормы в 36 часов в неделю, и обязательно непосредственно в образовательной организации. Это неверное утверждение. Статья 333 ТК РФ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени педагогических работников, но вовсе не обязательную. Разумеется, рабочее время педагогического работника состоит не только из учебной (преподавательской) работы (см. комментарий к ч. 6 комментируемой статьи), но включает в себя и иные виды работ. Между тем соотношение учебной (преподавательской) работы и иных видов педагогической работы, а также продолжительность определяются индивидуально в зависимости от квалификации и специальности работника, содержания учебного плана и т.п. Работники могут выполнять различные виды работ и вне образовательной организации, потому незаконно требовать «отработки» 36 часов непосредственно в образовательной организации.

Также обязательным для учета являются положения Приказа Минобрнауки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», которым утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

Положение состоит из восьми разделов:

— общие положения;

— режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей образовательных учреждений в период учебного года;

— разделение рабочего дня на части;

— режим рабочего времени работников образовательных учреждений в каникулярный период;

— режим рабочего времени работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям;

— режим рабочего времени работников в оздоровительных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях, выезжающих на летние дачи и (или) организующих летний отдых в той же или другой местности, а также при проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций, путешествий;

— режим рабочего времени профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

— регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников образовательных учреждений.

Как правило, рабочее время педагогических работников разделяется на две части — нормированную и ненормированную (см., например, п. п. 2.1 — 2.3, 7.1 — 7.2 Положения).

Нормированная часть — учебная (преподавательская) работа, которая измеряется в астрономических часах и включает в себя согласно п. 2.2 Положения проводимые учебные занятия и короткие перерывы между ними. При этом конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника.

При составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных разделом III Положения. Речь идет о так называемых «окнах» в расписании учебных занятий, графике работ. Наличие таких «окон» является незаконным, и работник имеет полное право устранить их или же потребовать оплаты вынужденного простоя. В частности, требование о недопустимости «окон» содержится в п. 3.2 Положения, т.к. они не являются рабочим временем педагогических работников.

Каникулярный период является рабочим для педагогических работников. В период каникул режим рабочего времени регулируется также локальными нормативными актами образовательной организации, графиками работ с учетом положений раздела IV Положения.

В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

7. С целью поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа), устанавливаются меры социальной поддержки, а именно гарантируется компенсация им расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Аналогичные меры социальной поддержки были установлены и прежним законодательством об образовании.

Порядок выплаты названной компенсации, а также ее размер устанавливаются Правительством РФ для работников федеральных государственных образовательных организаций и нормативными правовыми актами субъектов РФ — для работников государственных и муниципальных образовательных организацией субъектов РФ.

В настоящее время действуют Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), утв. Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 г. N 963.

Данные Правила устанавливают ежемесячную компенсацию с фиксированным размером. Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.

В Орловской области установление компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения регулируется Законом от 6 июня 2011 г. N 1220-ОЗ «О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений Орловской области, муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». Согласно ст. 1 названного Закона размер компенсации при оплате жилого помещения, отопления и освещения устанавливается по нормативам потребления коммунальных услуг.

В Алтайском крае предоставление льгот, предусмотренных ч. 8 комментируемой статьи, регулируется Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. N 99. Отметим, что названные Правила весьма подробно регулируют данный вопрос, что не часто встречается среди аналогичных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Согласно п. 2 Правил правом на получение компенсации обладают не только работающие педагогические работники, но и вышедшие на пенсию педагоги, которые проработали в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), не менее 10 лет. Компенсация предоставляется в отношении одного жилого помещения, в котором они зарегистрированы, в т.ч. компенсация может быть выплачена и по месту пребывания.

Компенсация предоставляется ежемесячно, в размере 100% оплаты за жилое помещение, освещение и отопление.

Назначается компенсация управлением социальной защиты населения по месту жительства (или по месту пребывания). Получатель компенсации предоставляет для решения вопроса о назначении компенсации документы, указанные в п. п. 5 — 5.1 Правил. Например, в соответствии с п. 5 предоставляются следующие документы:

— заявление о назначении компенсации по форме, установленной Главным управлением Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

— копия документа, удостоверяющего личность педагогического работника и подтверждающего его регистрацию по месту жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

— справка с места работы, подтверждающая работу в краевом или муниципальном образовательном учреждении в должности согласно Перечню категорий педагогических работников, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения;

— справка о составе семьи (выписки из домовой книги) с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения проживающих в жилом помещении лиц;

— документ, содержащий сведения о размере общей площади жилого помещения (копия документа с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

— документ, содержащий сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или о заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по ее погашению.

При этом согласно п. 7.1 Правил часть документов может быть запрошена Управлением социальной защиты в порядке межведомственного информационного взаимодействия при условии непредоставления части документов заявителем. Например, в таком порядке запрашивается выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Компенсация назначается с месяца обращения за ее назначением и осуществляется путем перечисления на расчетный счет получателя в банке или через организации федеральной почтовой связи.

8. Положения ч. 9 комментируемой статьи призваны гарантировать возмещение утраченного заработка и иных расходов, понесенных вследствие привлечения педагогического работника к проведению мероприятий по проведению ЕГЭ. На таких работников распространяются все положения раздела VII ТК РФ. Работникам, непосредственно занятым в проведении ЕГЭ, полагается компенсация, размер и порядок выплаты которой устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.

Например, в Пензенской области таким нормативным правовым актом является Постановление Правительства Пензенской области от 11 ноября 2013 г. N 837-пП «Об утверждении Положения о размере и порядке выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области, выделяемых на проведение единого государственного экзамена».

Согласно п. 2 Положения выплата компенсации производится в пределах средств бюджета Пензенской области, выделяемых на проведение ЕГЭ. Выплата компенсации производится государственной образовательной организацией, функции и полномочия учредителя в отношении которой осуществляет Министерство образования Пензенской области на основании государственного задания.

Выплата компенсации производится следующим категориям педагогических работников образовательных организаций, участвующих в проведении ЕГЭ:

— лицам, осуществляющим подготовку педагогических работников образовательных организаций, участвующих в проведении ЕГЭ;

— уполномоченным представителям Государственной экзаменационной комиссии, руководителям пунктов проведения экзаменов;

— членам предметных комиссий ЕГЭ;

— членам конфликтной комиссии ЕГЭ;

— специалистам, осуществляющим обработку экзаменационных работ участников ЕГЭ.

Расчет размера компенсации осуществляется по приведенной в п. 5 Положения формуле.

В Ставропольском крае действует аналогичный нормативный правовой акт — Положение о размерах и порядке выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена в Ставропольском крае педагогическим работникам, привлекаемым к его проведению (утв. Постановлением Правительства Ставропольского края от 9 октября 2012 г. N 374-п).

Перечень привлекаемых к проведению ЕГЭ работников в названном Положении шире, чем в вышерассмотренном Положении Пензенской области. Перечень приводится в п. 3 Положения и включает в себя, например, тифлопереводчиков, работников пунктов первичной обработки и т.п.

Положение устанавливает фиксированный размер выплаты за час работы. Например, согласно п. 6 Положения член конфликтной комиссии получает за час работы 85,65 рублей, столько же эксперт конфликтной комиссии, а руководитель пункта проведения ЕГЭ — 98,99 рублей.

Выплата осуществляется до 1 ноября текущего года путем перечисления средств на лицевые счета работников, открытые в кредитных учреждениях.

9. В настоящее время образовательные организации, особенно реализующие образовательные программы дошкольного, общего начального, основного и среднего образования, испытывают дефицит педагогических кадров. Осознавая это, законодатель дает право органам государственной власти субъектов РФ устанавливать дополнительные меры поддержки молодым специалистам, в частности выпускникам профессиональных образовательных организаций, форму и вид государственной поддержки определяют субъекты РФ самостоятельно в соответствующем нормативном правовом акте. Чаще всего это установление дополнительных денежных доплат, компенсаций, предоставление льготных ипотечных кредитов, жилых помещений и т.п.

Например, Постановлением администрации г. Кирова от 19 декабря 2013 г. N 5045-П «Об утверждении Порядка установления дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременной выплаты молодым специалистам, приступившим к работе в муниципальных образовательных учреждениях города Кирова в 2013 году» установлены денежные выплаты молодым специалистам, приступившим к работе в муниципальных образовательных организациях.

Ежемесячная социальная выплата молодым специалистам предоставляется в г. Кострома (Постановление администрации г. Костромы от 12 марта 2010 г. N 413 «Об установлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты молодым специалистам, принятым на работу по полученной специальности в муниципальные дошкольные образовательные, общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей города Костромы»).

Рассмотрим подробнее порядок установления таких выплат. Выплата устанавливается молодому специалисту с 1 сентября и выплачивается ежемесячно в течение первого года работы. Размер выплаты устанавливается за полную ставку и в ряде случаев при выполнении должностных обязанностей на неполную ставку. Размер выплаты устанавливается пропорционально отработанному возрасту. Основанием для предоставления выплаты является распоряжение (приказ) руководителя образовательной организации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code