Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Комментарий к статье 44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья регламентирует правовой статус родителей (законных представителей) в сфере образования.

Права и обязанности родителей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» порядке.

Права и обязанности иных законных представителей (усыновителей, опекунов, попечителей, руководителей воспитательного, лечебного и иного учреждения, в котором ребенок находится на полном государственном обеспечении) устанавливаются в соответствии с СК РФ и ГК РФ. Для подтверждения их прав требуются только уполномочивающие документы, удостоверяющие их положение по отношению к ребенку (постановление о назначении опекуном/попечителем, договор о передаче на воспитание приемным родителям, должностное удостоверение руководителя дома ребенка, детского дома, других аналогичных воспитательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты с копией приказа о зачислении ребенка).

Положения настоящей статьи тесно переплетаются со ст. 63 СК РФ, которая устанавливает, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, они обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Только они могут определять направление становления личности их ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Таким образом, воспитание и образование детей — это право и одновременно обязанность их родителей. В конечном итоге только на них будет лежать ответственность за формирование внутренней основы ребенка, определяющего его как личность, — уровень развития, интеллект, образованность, наличие моральных качеств, владение навыками, приобщенность к культуре, искусству, спорту, их физическое и психическое развитие. Для осуществления родителями такого права и выполнения обязанности органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации призваны оказывать им помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

  1. Помимо этого, комментируемая статья закрепляет за родителями (законными представителями) достаточно широкий круг прав:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Указание на то, что должно учитываться мнение ребенка по данным вопросам, не означает, что в любом случае будет выбран тот вариант, в пользу которого высказался ребенок, учет мнения означает лишь необходимость ознакомиться с позицией ребенка и его мотивацией. Мнение психолого-медико-педагогической комиссии учитывается только при ее наличии;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации. Получение образования в семье — новая норма для российского законодательства, вызывающая пока много вопросов. Письмом Минобрнауки РФ от 15 ноября 2013 г. N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» даны некоторые разъяснения.

Учитывая, что ст. 43 Конституции РФ гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). В частности, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

Также, учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию, и родители должны способствовать такому развитию обучающихся.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации;

3) знакомиться с документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности: уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и др. Порядок такого ознакомления может быть определен локальными нормативными актами организации и предусматривать как доступ к ним через сайт образовательной организации, так и личное ознакомление в помещении образовательной организации;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся — согласно ст. 64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Однако родители теряют право представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В этом случае орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся. Как правило, для таких видов информированного добровольного согласия/отказа целесообразна письменная форма. Отметим также, что на сегодняшний день далеко не во всех образовательных организациях реализуется массовое получение у родителей согласий на проведение психологических, психолого-педагогических тестирований, например, при диагностике интеллектуальных способностей обучающихся, поскольку родители активно не используют предусмотренное для них право. Играет свою роль и то, что такие обследования производятся регулярно, в массовом порядке, и получить к нужному времени согласие у всех родителей, например, параллели бывает проблематично. Однако данная ситуация содержит в себе потенциальный риск для образовательной организации в связи с возможным последующим обращением родителей за защитой данного права, поскольку обследование их детей проводилось без их согласия;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации. Родители (законные представители) могут входить в органы управления образовательной организацией, порядок такого участия, а также их количество должны быть закреплены в ее уставе;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Для того чтобы данное право могло быть реализовано, родители должны быть извещены должным образом.

  1. Основной обязанностью родителей (законных представителей) в отношении образования их детей можно назвать обязанность заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Иные обязанности, закрепленные в комментируемой статье, сводятся в основном к осуществлению контроля и информационного сопровождения получения их ребенком образования. Комментируемая статья предусматривает, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и ряд иных требований, закрепленных в ее локальных нормативных актах;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся могут быть определены комментируемым Законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность. Меры ответственности родителей не предусмотрены комментируемым Законом, поскольку они не являются непосредственными участниками образовательного процесса и не связаны с образовательной организацией трудовыми отношениями, дисциплинарная ответственность в отношении их не применяется.

Специфическая ответственность именно родителей возможна только в рамках семейного законодательства. В соответствии со ст. ст. 69, 73 СК РФ родители (или один из них) могут быть ограничены в родительских правах, а также лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения своих обязанностей, злоупотребляют своими родительскими правами. Однако ограничение либо лишение родительских прав — это крайне жесткая мера и в связи с этим применяемая редко и за существенно более грубые нарушения родителями своих обязанностей, чем просто нарушение обязанностей в сфере образования <25>.

———————————

<25> Родители и иные законные представители обучающихся. Права и обязанности, ответственность родителей (законных представителей) // Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/obshcheobrazovatelnye-organizacii/8-07 (дата обращения: 25.02.2014).

 

Статьей 5.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Это достаточно мягкая мера для защиты основ становления человеческой личности, которая в будущем в совокупности с другими будет характеризовать общество в государстве.

Согласно ст. 156 УК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code