Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Комментарий к статье 42 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказываются следующим категориям детей:


— детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

— несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу;

— несовершеннолетним, являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь представляют собой целый комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (медицинская помощь), оказание психологической поддержки, воспитательно-реабилитационных мер, защиты от неблагоприятных психотравмирующих факторов (психолого-педагогическая помощь) и оказание необходимой помощи в обеспечении социальной адаптации обучающегося, в случае необходимости обеспечения его питанием, жильем, одеждой и другими жизненно необходимыми вещами (социальная помощь).

Согласно комментируемой статье психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включают в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь не может оказываться детям без согласия их законных представителей. Необходимо получение от них заявления или согласие в письменной форме.

Деятельность центров помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, или оставшимся без попечения родителей, регламентируется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Такой центр является специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов РФ или органов местного самоуправления. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступающему в силу с 1 января 2015 г., несовершеннолетним детям бесплатно оказываются социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания.

2. Вышеуказанная помощь оказывается:

1) в специальных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

2) психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

Центры психолого-педагогической помощи как специализированные организации обладают более развитым кадровым потенциалом, и, следовательно, способны оказывать более широкий спектр услуг с высоким уровнем качества. В структуре образовательных организаций оказывать перечисленные виды помощи могут психологи, педагоги-психологи, объем функций образовательных организаций несколько меньше.

Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создаются органами государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления также имеют право на создание таких центров. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в отношении обучающихся осуществляют психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ. Однако они работают не только непосредственно с детьми, также они имеют право:

— оказывать помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ;

— оказывать методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;

— осуществлять мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

— осуществлять комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

Следует обратить внимание, что указанные функции осуществляются только центрами, но не образовательными организациями, имеющими в штате психолога, психолога-педагога.

Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра.

3. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. Деятельность комиссии регламентируется Приказом Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Комиссия может быть центральной или территориальной. Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта РФ. Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта РФ (см., например, Приказ министра образования правительства МО от 15 февраля 2011 г. N 209 «О совершенствовании работы государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения Московской области и психолого-медико-педагогических комиссий Московской области» (вместе с Положением о центральной психолого-медико-педагогической комиссии Московской области)).

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Центральная комиссия, кроме того, осуществляет:

а) координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code