Статья 40. Транспортное обеспечение

Комментарий к статье 40 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Транспортное обеспечение обучающихся включает в себя 2 основные составляющие:


1) организацию бесплатной перевозки обучающихся до образовательных организаций и обратно;

2) предоставление обучающимся в соответствии с законодательством РФ мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования (поселения, муниципального района, городского округа). Таким образом, органы местного самоуправления призваны оказывать непосредственное содействие в обеспечении транспортом обучающихся образовательных учреждений, находящихся на территории соответствующего муниципального образования. По этим вопросам принимаются многочисленные муниципальные нормативные акты (см., например, Постановление администрации Коломенского муниципального района МО от 19 декабря 2011 г. N 2589 «Об организации перевозок обучающихся общеобразовательных учреждений на территории Коломенского муниципального района» (вместе с Положением о школьном автобусе при организации перевозок обучающихся общеобразовательных учреждений Коломенского муниципального района).

2. Обеспечение обучающимся права на бесплатную перевозку до образовательных организаций и обратно может осуществляться как на собственном школьном автобусе образовательной организации, так и путем заключения договоров с организациями, осуществляющими автомобильные перевозки.

Часть 2 комментируемой статьи закрепляет также, что учредителями государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, организуется бесплатная перевозка обучающихся между поселениями.

Государство стремится развивать данное направление в целях обеспечения прав обучающихся, особенно в отдаленных сельских районах, на бесплатную перевозку до образовательных организаций. В этих целях, например, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 — 2008 годах сельские школы получили более 9,8 тыс. школьных автобусов (распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. N 2136-р «О Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года»); организация и стандартизация перевозок детей специализированными транспортными средствами («школьный автобус») предусмотрены в Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах», утв. распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2012 г. N 1995-Р»).

Следует отметить, что согласно п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). В соответствии с этим принято Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280. Следовательно, перевозка обучающихся, как осуществляемая образовательной организацией для обеспечения собственных нужд, не подлежит лицензированию.

В судебной практике имеются случаи оспаривания отнесения перевозки обучающихся образовательной организацией к месту обучения и обратно к перевозке, осуществляемой для обеспечения собственных нужд.

Пример. Прокурор обратился в районный суд с иском к муниципальному образовательному учреждению с просьбой обязать администрацию указанного муниципального образовательного учреждения произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом. Прокурор мотивировал свои требования тем, что перевозка детей не является частью образовательного процесса, в связи с чем, по мнению прокурора, если бы школьным автобусом не осуществлялась доставка детей к месту учебы, основная деятельность учреждения не остановилась. Следовательно, деятельность по перевозке школьников к месту учебы и месту жительства осуществляется ответчиком не для собственных нужд, и обязанность ответчика получить лицензию на ее осуществление установлена законом. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что деятельность ответчика по осуществлению подвоза учащихся школьным автобусом в образовательное учреждение и к месту жительства является частью образовательного процесса и осуществляется юридическим лицом для собственных нужд, в связи с чем она не подлежит лицензированию, данный вывод был подтвержден в кассационной инстанции (см. Определение Рязанского областного суда от 25 января 2012 г. N 33-105).

При обеспечении обучающимся права на бесплатную перевозку до образовательных организаций и обратно образовательное учреждение выполняет следующие функции:

— проводит инструктаж обучающихся и воспитанников по правилам безопасности при поездках в школьном автобусе;

— назначает сопровождающих в школьных автобусах;

— проводит инструктаж сопровождающих по технике безопасности при организации поездок обучающихся на школьных маршрутах;

— подает заявки в территориальное подразделение ГИБДД о возможности организованной поездки детей на автобусе и сопровождении колонны автобусов специальными транспортными средствами;

— обеспечивает изучение обучающимися правил безопасного поведения на автомобильных дорогах;

— предоставляет в муниципальные органы управления образованием информацию о количестве обучающихся для организации перевозки;

— информирует муниципальные органы управления образованием о фактах приостановки образовательного процесса в связи с проблемами при организации перевозки .

———————————

Методические рекомендации по организации перевозки обучающихся (воспитанников) в образовательные учреждения: материалы органам местного самоуправления, образовательным учреждениям по организации перевозки обучающихся (воспитанников) в соответствии с требованиями законодательства. URL: http://muk.krsnet.ru/doc/infostend/mr_perevozka.doc (дата обращения: 25.02.2014).

Директор школы является лицом, ответственным за обеспечение безопасности автобусных перевозок обучающихся и состояние работы в учреждении по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

3. Социальная поддержка при проезде обучающихся на общественном транспорте регламентируется различными нормативными актами федерального, регионального и местного уровней. Финансирование осуществляется из бюджетов всех уровней.

Так, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств федерального бюджета по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» предусмотрен бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси)), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ, являющихся челнами многодетной семьи.

Приказом МПС РФ от 27 октября 1998 г. N 26Ц «Об изменении периода льготного проезда отдельных категорий учащихся в пригородных поездах» в целях более полного обеспечения реализации права школьников (кроме проживающих в сельской местности) и учащихся средних специальных и дневных высших учебных заведений на льготный проезд к месту учебы и обратно в пригородных поездах установлено, что школьники (кроме проживающих в сельской местности) и учащиеся средних специальных и дневных высших учебных заведений пользуются правом проезда с 50-процентной скидкой в пригородных поездах в период с 1 сентября по 15 июня (следует учитывать, что средние специальные учебные заведения согласно комментируемому Закону являются средними профессиональными образовательными организациями).

Примером регионального акта, закрепляющего порядок предоставления мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте, является Постановление правительства Удмуртской Республики от 12 марта 2007 г. N 33 «О предоставлении бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования детям из малообеспеченных семей — учащимся общеобразовательных учреждений и школ-интернатов, проживающим в сельской местности, и возмещении выпадающих доходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда». Учет учащихся, пользующихся правом бесплатного проезда, согласно постановлению ведет администрация соответствующего образовательного учреждения. Документом на право бесплатного проезда является проездной билет учащегося образовательного учреждения и разовый талон на проезд. Для получения проездных билетов учащегося администрация соответствующего образовательного учреждения не позднее 20 августа года, предшествующего планируемому году, представляет автотранспортной организации или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим перевозки на автомобильном транспорте общего пользования, заявку с приложением списка учащихся. Автотранспортные организации согласно поступившим заявкам оформляют и выдают проездные билеты учащегося на учебный год уполномоченному представителю соответствующего образовательного учреждения. Возмещение выпадающих доходов автотранспортным организациям, предоставляющим бесплатный проезд, производится за счет средств бюджета Удмуртской Республики из расчета: количество использованных разовых талонов, умноженное на стоимость проезда по поясному тарифу.

Примером муниципального нормативно-правового акта является Постановление администрации Воткинского района Удмуртской Республики от 24 февраля 2010 г. N 273 «Об утверждении Порядков, регулирующих предоставление мер социальной поддержки многодетных семей», которым установлены правила выдачи проездных билетов учащимся общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования из многодетных семей для проезда на внутригородском транспорте, а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий. Право на бесплатный проезд имеют учащиеся общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального профессионального среднего профессионального образования из многодетных семей со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Удмуртской Республике. Администрация муниципального образования приобретает бланки проездных билетов за счет субвенций на социальную поддержку многодетных семей из бюджета Удмуртской Республики (следует иметь в виду изменения в терминологии и структуре образовательных организаций, произошедшие в соответствии с комментируемым Законом).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code