Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

Комментарий к статье 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1. Как правило, правовой статус обучающегося складывается из прав и обязанностей в учебном процессе (академические свободы), иных прав и обязанностей, связанных с обучением в образовательной организации; социальных гарантий, предоставляемых обучающимся (стипендиальное обеспечение, места в общежитии и т.п.). Рассматриваемая норма является логическим продолжением ст. 33 комментируемого Закона, определяющей категории лиц, которые относятся к обучающимся, поскольку в ней законодатель закрепляет основные права перечисленных в ст. 33 лиц (ч. ч. 1, 3 — 7), меры их социальной поддержки и стимулирования (ч. 2), а также правовые гарантии, установленные для обучающихся за счет бюджетных ассигнований, и гарантии при прекращении деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулировании соответствующей лицензии, лишении ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечении срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе (ч. 9).

Перечень прав обучающихся и мер их социальной поддержки и стимулирования, закрепленный в рассматриваемой статье, в большинстве своем конкретизируется в последующих нормах комментируемого Закона. В связи с этим комментируемую статью в целом можно охарактеризовать как рамочную, определяющую правовой статус обучающихся, устанавливающую основные гарантии в сфере обучения.

2. В ч. 1 рассматриваемой нормы законодатель называет перечисляемые права обучающихся академическими правами. Однако анализ подп. 1 — 28 комментируемой части показывает, что по содержанию эти права гораздо шире. Традиционно под академическими правами понимаются права обучающихся в учебном процессе. Анализ указанных законоположений позволяет сделать вывод, что наряду с академическими правами в анализируемом перечне закреплены такие конституционные гарантии, как уважение человеческого достоинства, защита от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрана жизни и здоровья; свобода совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений (подп. 9, 10), право на информацию (ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом и другими документами — подп. 18); право на обжалование (подп. 19).

Условно перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи права можно разделить на три группы:

1) общие, конституционные права в области образования (подп. 9, 10, 18, 19);

2) собственно академические свободы, непосредственно связанные с освоением образовательных программ (подп. 1, 3 — 6, 13 — 16, 22 — 24);

3) права, связанные с условиями обучения (подп. 2, 7, 8, 11, 12, 20, 21, 25 — 27).

Перечень перечисленных в комментируемой норме прав является открытым.

Большинство из них подробнее раскрывается далее в последующих статьях комментируемого Закона или отдельных нормативных актах. Так, например, право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения конкретизируется в положениях ст. ст. 55 — 56 комментируемого Закона, устанавливающих правила приема в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Следует отметить, что законодатель предоставляет такое право лицам, достигшим совершеннолетия либо получившим основное общее образование. Право на отсрочку от призыва на военную службу конкретизировано в ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», где содержится перечень лиц, имеющих право на такую отсрочку, условия реализации предоставляемого права.

3. В целом большинство академических прав, перечисленных в комментируемой статье, повторяют те права и свободы, которые были закреплены в ранее действовавшем законодательстве об образовании, однако в свете изменений действующего законодательства они получили новое содержание. Так, например, сохранено право обучающихся на академический отпуск, при этом в соответствии с Порядком и основаниями предоставления академического отпуска обучающимся, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 13 июня 2013 г. N 455, продолжительность такого отпуска увеличена до двух лет и предоставляться он может неограниченное количество раз. Более того, к иным основаниям для предоставления академического отпуска в настоящее время относится призыв на военную службу. В связи с этим согласно действующему законодательству не требуется отчислять студентов-призывников, а потом восстанавливать (как это было ранее), а можно предоставить академический отпуск.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 16 Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 28 августа 2013 г. N 1000, нахождение обучающегося в академическом отпуске не является основанием для прекращения выплаты назначенной обучающемуся государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, стипендии слушателям подготовительных отделений.

В то же время неясна позиция законодателя в отношении предоставления обучающимся отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком, учитывая, что в специальных законодательных актах законодатель ушел от таких формулировок. В частности, ранее в абз. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» содержалось положение о праве обучающихся по очной форме обучения матерей либо отцов, опекунов, фактически осуществляющих уход за ребенком, на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в случае нахождения их в отпуске по уходу за ребенком. С 1 января 2014 г. Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» требование о нахождении обучающегося в отпуске по уходу за ребенком из вышеуказанной нормы исключено. Кроме того, исходя из положений ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ продолжение обучения не отменяет права на получение соответствующего пособия. Следовательно, исходя из норм специального законодательства, на которое ссылается и законодатель в п. 12 комментируемой нормы, предоставление отпуска по уходу за ребенком носит лишь формальный характер. По сути, обучающийся может и не идти в отпуск по уходу за ребенком, а продолжать обучение. При необходимости же, в случае невозможности освоения образовательной программы, обучающийся по семейным обстоятельствам может реализовать свое право на академический отпуск.

Таким образом, с учетом положений действующего законодательства представляется излишним указание в рассматриваемом пункте на возможность реализации обучающимися права на отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком, поскольку:

— во-первых, неясен правовой статус таких отпусков: предполагают они продолжение обучения или обучающихся следует освобождать от занятий;

— во-вторых, оба эти отпуска могут быть поглощены академическим отпуском, механизм реализации которого достаточно четко урегулирован в вышеназванном Приказе Минобрнауки РФ.

4. Не потеряло своей актуальности и право обучающихся на получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки. Складывающаяся ситуация на рынке труда и занятости населения в современных условиях существенно обостряет проблему трудоустройства выпускников образовательных организаций. Минобрнауки РФ принимает активное участие в практическом выполнении целого комплекса мероприятий, направленных на урегулирование напряженной ситуации на рынке труда.

В условиях рыночных отношений эффективность деятельности образовательных организаций определяется не только степенью востребованности подготовленных кадров разных уровней квалификации, но и знанием выпускниками реальной ситуации на рынке труда, умением придерживаться объективной стороны своих профессиональных компетенций в процессе поиска работы, а также грамотно позиционировать себя работодателю.

Выпускники образовательных организаций оказываются одной из самых слабозащищенных в социальном отношении категорий населения. Для того чтобы подготовить выпускников образовательных организаций к самостоятельному поиску работы и успешной адаптации на региональном рынке труда, необходимо, чтобы выпускник имел четкие представления о предстоящем трудоустройстве, возможностях профессионального роста, качестве полученных им знаний, умений, практических навыков, а также требованиях работодателей, предъявляемых к выпускникам.

5. В комментируемом Законе сохранилось и право перехода с платного обучения на бесплатное, однако изменился порядок такого перехода. В соответствии с п. 14 комментируемой части механизм реализации данного права закреплен в Приказе Минобрнауки РФ от 6 июня 2013 г. N 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное», тогда как ранее такой порядок устанавливался уставом высшего учебного заведения. Анализ ранее действующего и действующего в настоящее время законодательства позволяет сделать вывод о том, что критерии для перевода обучающихся с платного обучения на бесплатное, во-первых, стали более конкретизированными, во-вторых, ужесточились. Так, ранее, в соответствии с уставами большинства учебных заведений, подведомственных Минобрнауки РФ, право на переход с платного на бесплатное обучение имели студенты, проучившиеся два предыдущих курса на «хорошо» и «отлично» и не имевшие оценки «удовлетворительно» за весь период обучения, а также студенты, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. По ныне действующему порядку право на переход с платного обучения на бесплатное имеют:

— во-первых, обучающиеся, у которых на момент подачи заявления отсутствуют академические задолженности, дисциплинарные взыскания, задолженности по оплате обучения и которые сдали экзамены за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку только «отлично»;

— во-вторых, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обучающиеся в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, обучающиеся, утратившие в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя) (п. 6 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное).

Сохранено законодателем в комментируемой части и право обучающихся на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня (п. 15). Механизм реализации этого права также сохранился в прежнем виде. В настоящее время продолжают действовать Порядок перевода студентов из одного среднего специального учебного заведения в другое среднее специальное учебное заведение и из высшего учебного заведения в среднее специальное учебное заведение, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 20 декабря 1999 г. N 1239, и Порядок перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 24 февраля 1998 г. N 501.

Не претерпели существенных изменений и другие права обучающихся, перечисленные в комментируемой норме.

6. Исходя из положений ч. 2 комментируемой статьи законодатель гарантирует обучающимся меры социальной поддержки (подп. 1 — 4, 7) и меры стимулирования (подп. 5, 6).

Меры социальной поддержки, как следует из их названия, предполагают предоставление образовательной организацией определенной категории обучающихся, нуждающейся в материальной, имущественной поддержке, соответствующего обеспечения. Прежде всего, к такой категории обучающихся относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя. В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» перечисленные лица до завершения обучения зачисляются на полное государственное обеспечение, т.е. получают бесплатное питание, бесплатный комплект одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обеспечение или возмещение их полной стоимости. Перечисленные категории обучающихся при выпуске из образовательной организации за счет средств федерального бюджета однократно обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.

Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств федерального бюджета по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы (подробнее о транспортном обеспечении обучающихся см. комментарий к ст. 40 Закона).

К мерам стимулирования исходя из положений ч. 2 комментируемой статьи следует отнести стипендиальное обеспечение обучающихся (подробнее об этом см. комментарий к ст. 36 Закона) и образовательный кредит, предоставляемый обучающимся в соответствии со ст. 104 Закона (см. комментарий к статье 104).

7. Учитывая, что в Российской Федерации образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования), положениями ч. 3 комментируемой статьи определяются права особой категории обучающихся — экстернов, особенностями правового статуса которых является:

— во-первых, их обучение либо в форме самообразования или семейного образования, либо по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе;

— во-вторых, их зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, только для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Суть закрепленного в комментируемой норме положения заключается в том, что указанным лицам не может быть отказано в праве на зачисление в образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Более того, если экстерн не имеет основного общего или среднего общего образования, то такую аттестацию он проходит бесплатно.

Для реализации закрепленной в комментируемой норме гарантии в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 15 ноября 2013 г. N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в т.ч. экстернами. Такой локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в частности, размещен на сайте образовательной организации.

Зачисление в образовательную организацию лиц для прохождения соответствующего вида аттестации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам означает включение таких лиц в число обучающихся, что позволяет законодателю в соответствии с комментируемой нормой распространить на экстернов гарантированные рассматриваемой статьей академические права. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, включая официальные спортивные соревнования, и других массовых мероприятиях. В соответствии со ст. 42 комментируемого Закона экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Как разъяснено в вышеуказанном письме Минобрнауки РФ, для зачисления экстерна в образовательную организацию необходимо заявление о зачислении от лица, желающего пройти соответствующий вид аттестации, или его законных представителей и распорядительный акт, как правило, приказ образовательной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. При этом следует отметить, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

8. В положениях ч. ч. 4 — 7 комментируемой статьи обучающимся гарантируется свобода выбора деятельности во время обучения в образовательной организации, при этом законодатель неоднократно подчеркивает запрет на принудительное привлечение обучающихся к тому или иному виду деятельности, организованному в образовательном учреждении. Так, в частности, как отмечено в письме Роспотребнадзора от 24 июня 2013 г. N 01/7100-13-32 «О выполнении перечня поручений по результатам работы мобильной приемной 31 мая 2013 года», важнейшим условием привлечения обучающегося к труду в образовательной организации является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения) либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями. Если обучающийся (его законные представители) не давали согласия на использование труда обучающегося, его не могут принудительно привлекать к труду, в т.ч. направлять дежурить по школе, классу или принимать участие в летней трудовой практике и др.

Если же добровольное согласие на труд у образовательного учреждения имеется, то важно следить за тем, чтобы этот труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, перечня разрешенных видов работ и нагрузок, в т.ч. и для несовершеннолетних. В частности, недопустимо в рамках дежурства привлекать детей к мытью окон, подъему тяжелых предметов (например, перетаскиванию парт, досок и пр.), к работе в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог и т.д.

Формы внеучебной деятельности обучающихся могут быть самыми разнообразными (участие в различных мероприятиях, общественных организациях и движениях и др.). Так, например, распространенной формой внеучебной деятельности студентов является студенческое самоуправление. Формами студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования и среднего профессионального образования могут являться первичные профсоюзные организации студентов образовательных организаций, студенческие комиссии объединенных первичных профсоюзных организаций, другие студенческие общественные объединения, а также студенческие советы, одной из основных целей деятельности которых является обеспечение реализации прав на участие студентов и аспирантов в управлении образовательным учреждением, оценке качества образовательного процесса. Студенческий совет взаимодействует с органами управления образовательной организации на основе принципов сотрудничества и автономии. Рекомендации студенческого совета рассматриваются соответствующими органами управления образовательной организации, а решения по вопросам жизнедеятельности образовательной организации представители органов управления этой организации принимают с учетом мнения студенческого совета соответствующего уровня. Председатель студенческого совета образовательной организации как представитель обучающихся рекомендуется общему собранию (конференции) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся для избрания в ученый совет образовательного учреждения и т.д.

Как правило, система студенческого самоуправления формируется обучающимися самостоятельно, но с учетом особенностей образовательной организации и сложившихся традиций. Органы управления образовательного учреждения обязаны содействовать развитию системы студенческого самоуправления и координировать их работу.

В целом нормы комментируемых положений направлены на развитие эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствования нормативно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов (разд. 9 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).

9. Анализ положений ч. 8 комментируемой статьи показывает, что обязанность по предоставлению мер социальной поддержки и стимулирования обучающимся возлагается законодателем только на бюджетные образовательные организации, причем расходы на реализацию этих мер покрываются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов. Частные образовательные организации вправе предоставлять соответствующие меры социальной поддержки и стимулирования в соответствии с положениями своих учредительных документов и за счет собственных или привлеченных средств.

Меры социальной поддержки, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи и финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут дополняться подобными мерами, которые устанавливаются законами субъектов РФ и, соответственно, финансируются из средств регионального бюджета.

Положения рассматриваемой нормы корреспондируют с положениями комментируемого Закона, регламентирующим полномочия федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере образования, компетенцию образовательных организаций, а также последующим статьям, конкретизирующим установленные в рассматриваемой статье гарантии обучающимся (см. комментарий к ст. ст. 36, 38 — 40).

10. Реализация закрепленных в комментируемой статье прав обучающихся возможна при успешной деятельности образовательной организации. Однако реалии жизни таковы, что в некоторых случаях, определенных законами, образовательные организации по решению своих учредителей либо же в связи с аннулированием соответствующей лицензии, лишением государственной аккредитации или истечением срока действия государственной аккредитации прекращают либо приостанавливают свою деятельность. Именно для таких случаев в ч. 9 комментируемой статьи закреплено особое право обучающихся на перевод в другие образовательные организации для продолжения обучения по образовательным программам соответствующих уровня и направленности.

Законодатель особо выделил эту гарантию, поскольку процедура перевода из одной образовательной организации в другую, во-первых, обусловлена исключительными обстоятельствами, не связанными с реализацией права на выбор образовательной организации, во-вторых, отличается от общей процедуры перевода, предусмотренной вышеназванными Приказами Минобразования РФ от 20 декабря 1999 г. N 1239 и от 24 февраля 1998 г. N 501.

Порядок и условия осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2013 г. N 1122, в целом схож с Порядком и условиями осуществления такого перевода в другие образовательные организации в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 14 августа 2013 г. N 957. В соответствии с указанными нормативными актами перевод обучающихся осуществляется в принимающую организацию на имеющие государственную аккредитацию образовательные программы соответствующих уровня и направленности, на ту же профессию, специальность среднего профессионального образования или специальность, направление подготовки высшего образования с сохранением формы обучения, курса обучения, основы обучения, а также стоимости обучения. При этом перевод обучающихся не зависит от периода (времени) учебного года.

Как правило, вопрос о принимающей образовательной организации решается учредителем организации и (или) уполномоченным им органом управления организацией путем запроса выбранных им из Реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, о возможности перевода в них обучающихся с указанием условий их перевода, в т.ч. с указанием, при наличии, объемов финансового обеспечения образовательной деятельности, в пределах которых осуществляется обучение граждан.

Исключением из этого правила является случай прекращения деятельности организации. В этом случае учредитель в императивном порядке в соответствующем распорядительном акте указывает принимающую организацию (круг принимающих организаций), в которую будут переводиться обучающиеся, предоставившие необходимые письменные согласия на перевод.

По желанию обучающегося, на основании письменного заявления от него (его законных представителей) профессия, специальность среднего профессионального образования или специальность, направление подготовки высшего образования могут быть изменены при переводе в выбранную им иную принимающую организацию. В этом случае перевод осуществляется в обычном порядке в соответствии с вышеуказанными Приказами Минобразования РФ. В случае отказа от перевода в предлагаемую принимающую организацию совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося с его письменного согласия указывают об этом в письменном заявлении. При этом организация не несет ответственности за перевод такого обучающегося.

Представляется, что в этом случае обучающиеся могут быть отчислены из образовательной организации на основании подп. 3 ч. 2 ст. 61 комментируемого Закона, предусматривающего возможность прекращения образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность. Указанная норма комментируемого Закона в полной мере соответствует положениям ст. 416 ГК РФ, позволяющей расторгнуть договорные отношения с обучающимися за счет средств физических и (или) юридических лиц в связи с невозможностью исполнения обязательств, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. При этом в случае невозможности исполнения должником обязательства, вызванной виновными действиями кредитора (в рассматриваемом случае — отказ от перевода в другую образовательную организацию), последний не вправе требовать возвращения исполненного им по обязательству.

11. Федеральным законом от 27.05.2014 N 135-ФЗ «О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» комментируемая статья дополнена п. 10. Согласно данному пункту лицам, освоившим программы среднего общего образования, успешно прошедшим итоговую аттестацию и имеющим оценки «отлично» по всем предметам, одновременно с документом об образовании вручается медаль «За особые успехи в учении». Ее образец, описание и порядок выдачи устанавливает федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В 2014 году лицам, имеющим право на получение медали «За особые успехи в учении» в соответствии с комментируемым пунктом, указанная медаль будет вручаться не позднее 1 октября 2014 года.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code