Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

Комментарий к статье 30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья посвящена особому явлению в системе источников правового регулирования образовательных отношений — локальным правовым актам, содержащим нормы, регулирующие образовательные отношения.


Как представляется, прежде чем говорить об особенностях локальных актов в системе образования, необходимо представить общее понятие локального нормативного правового акта.

Как отмечают исследователи, система правовых актов Российской Федерации представляет собой сложную, разветвленную, иерархически соподчиненную структуру юридических документов, вершина которой — Конституция, задающая правовые ориентиры организации и функционирования всего «дерева» правовых актов в стране . Составной частью данной сложноорганизованной иерархичной системы являются и локальные нормативно-правовые акты, под которыми традиционно понимаются правовые акты, принятые в пределах организации (юридического лица), направленные на обеспечение его хозяйственно-организационной деятельности.

———————————

Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. URL: http://www.juristlib.ru/book_7943.html (дата обращения: 23.02.2014).

Локальный акт общеобразовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данной образовательной организации .

———————————

См.: Матвеев В.Ю., Рожков А.И. Нормативно-правовые основы деятельности образовательных учреждений. Конкурсные торги и закупки: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М.: АПКиППРО, 2007.

Рассмотрим подробно признаки, которые отличают локальные акты от любых других документов:

1) во-первых, можно отметить, что любой локальный акт образовательного учреждения — это официальный правовой документ, изданный в письменной форме и содержащий необходимые реквизиты, такие как:

а) наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание (например, Правила поведения обучающихся);

б) дату издания;

в) порядковый (регистрационный) номер;

г) подпись уполномоченного должностного лица;

д) в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательного учреждения.

При этом следует отметить, что в настоящее время нет обязательных требований к оформлению локальных актов. Требования ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст) являются рекомендуемыми;

2) во-вторых, локальный акт образовательной организации основан на законодательстве — совокупности нормативных правовых актов, регулирующих сферу образования в широком смысле этого слова. Прежде всего, любой локальный акт должен соответствовать комментируемому Закону, а также подзаконным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность образовательных организаций определенного типа (например, Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2011 г. N 196). Кроме того, необходимо помнить, что правовое обеспечение деятельности образовательной организации носит многоуровневый характер. Деятельность образовательной организации регулируется федеральными нормативными актами, нормативными актами органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления;

3) в-третьих, локальные акты образовательной организации действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне ее. Так, администрация образовательной организации не вправе регулировать любые аспекты поведения обучающихся образовательной организации, складывающиеся дома, в организациях дополнительного образования детей и т.д.

Таким образом, документы образовательной организации, у которых отсутствуют какие-либо признаки из числа перечисленных выше (документы без официальных реквизитов, принятые некомпетентным должностным лицом либо с нарушением предусмотренного порядка, противоречащие законодательству, регулирующие отношения, складывающиеся вне образовательной организации), не могут считаться локальными актами и тем самым не могут регулировать поведение участников образовательного процесса.

В соответствии с положениями ч. 1 комментируемой статьи образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом.

Издание локальных нормативных актов (правотворчество) образовательной организации представляет собой деятельность органов управления образовательной организации по подготовке и принятию локальных нормативных правовых актов либо решений об отмене или изменении действующего локального акта или локальной правовой нормы. Следует отметить, что в данном случае образовательной организации, обладающей свойством автономии, предоставлено право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это компетенция образовательной организации.

В ч. 2 комментируемой статьи представлен примерный перечень вопросов, по которым образовательные организации вправе принимать правовые акты, не боясь претендовать на компетенцию иного органа. Итак, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, регламентирующие:

1) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности;

2) правила приема обучающихся;

3) режим занятий обучающихся;

4) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

5) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

6) порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

В соответствии с нормами ч. 3 комментируемой статьи при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Тем самым комментируемая статья содержит юридические гарантии права на участие в управлении образовательной организацией для перечисленных лиц.

5. Как представляется, нормы ч. 4 комментируемой статьи содержат весьма значимую информацию, разъясняющую правила действия и применения норм локальных правовых актов образовательных организаций. В частности, комментируемая норма устанавливает, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией. Таким образом, вполне очевидно, что презумпция об автономии образовательной организации не должна приводить к вседозволенности в условиях реального оказания образовательных услуг.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code