Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Комментарий к статье 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья определяет правовой статус образовательной организации — закрепляет ее основные права и обязанности как субъекта правоотношений в сфере образования, определяет компетенцию, а также устанавливает ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Образовательная организация комментируемым Законом наделена автономией и свободой в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Автономия в указанном смысле определяется как самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с комментируемым законом, иными нормативными правовыми актами в сфере образования и уставом образовательной организации.

  1. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов. Локальные нормативные акты принимаются образовательной организацией в порядке, определенном уставом. Как правило, они принимаются коллегиальным органом управления (общим собранием, педагогическим советом и др. — в зависимости от установленных полномочий и сферы регулирования отношений в образовательном процессе) и утверждаются руководителем;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Финансирование материально-технического обеспечения является обязательством учредителя образовательной организации.

Недостаточное финансирование образовательных организаций, которое имеет место на сегодняшний день, ставит руководителей таких организаций в затруднительное положение. С одной стороны, они не могут обеспечить необходимый уровень финансирования, который бы в полной мере сформировал материально-техническую базу в соответствии с установленными требованиями и стандартами, с другой стороны, ответственность за качество материально-технической базы лежит именно на них. Комментируемый Закон не устранил эту законодательную недоработку, которая имела место в утратившем силу Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании». На практике имеются случаи привлечения руководителей образовательных организаций к ответственности за несоблюдение требований и норм, установленных законодательством, к оборудованию помещений образовательных организаций, материально-техническому обеспечению. Отсутствие финансирования при этом не является доводом, исключающим вину руководителя по данному составу правонарушения. Руководитель должен принять все необходимые меры для соблюдения установленных требований — поставить в известность учредителя, предъявить к нему требования, привлечь иные источники финансирования в виде благотворительной помощи и пр.;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования. Бухгалтерская отчетность предоставляется учредителю ежегодно, что позволяет ему не только вести контроль за экономической деятельностью образовательной организации, но и спланировать объем финансирования на следующий год. Ежегодный отчет предоставляется общественности, как правило, путем оглашения на общем собрании и размещения на официальном сайте образовательной организации. Самообследование представляет собой форму внутреннего аудита, осуществляемого образовательной организацией самостоятельно;

4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ. Штатное расписание устанавливается образовательной организацией с учетом фонда оплаты труда, утвержденного учредителем, а также количественных характеристик штата организации, в случае если они также подлежат утверждению учредителем.

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников. Образовательная организация выступает в отношении своих работников в качестве работодателя. В связи с этим на нее возложены все права и обязанности, предусмотренные для работодателя ТК РФ. Трудовой договор (контракт) с руководителем заключается с учредителем образовательного учреждения;

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации. Образовательная программа разрабатывается педагогическим советом образовательной организации и утверждается руководителем. Основная образовательная программа разрабатывается на основании примерной основной образовательной программы, в основе которой лежит ФГОС. Примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено комментируемым Законом. Программа развития определяет организационную основу политики образовательной организации, стратегию приоритетного развития образовательной организации и меры ее реализации. Согласование программы с учредителем обязательно, поскольку затрагиваются финансовые вопросы;

8) прием обучающихся в образовательную организацию. Согласно ст. 53 комментируемого Закона основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем — договор об образовании. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании. В случае приема на целевое обучение изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом приеме и договора о целевом обучении. Образовательная организация издает акты о приеме обучающихся и в установленных случаях заключает с ними договоры, являясь стороной договорных отношений;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями. Так, на 2013 — 2014 учебный год Перечень учебников утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2012 г. N 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»;

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Также итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. Государственная итоговая аттестация не относится к компетенции образовательной организации;

10.1) Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ «О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» комментируемая часть дополнена п. 10.1 в котором установлено, что поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено комментируемым Законом, также относится к компетенции образовательной организации;

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях. В Федеральном законе от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ «О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодатель указал, что, помимо хранения результатов освоения обучающимися образовательных программ, в архивах должна храниться информация об этих результатах и поощрениях.

Это связано с тем, что успехи в учебной, спортивной и инновационной деятельности решено поощрять. Учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся в обязательном порядке ведется образовательной организацией в соответствующей документации (классный журнал, зачетная книжка и др.). Данные документы подлежит хранению в установленном порядке. Не исключается хранение такой информации на электронных носителях;

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения. Образовательное учреждение периодически направляет педагогов для повышения квалификации, организует конкурсы по инновационным методам обучения и пр.;

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Таким образом, предусматривается ведение внутреннего контроля в образовательной организации;

14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся. Условия содержания обучающихся в интернатах установлены санитарными правилами (Свод правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 635/10, Санитарные правила СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 ноября 2000 г.), Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. N 45, и др.);

15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательные организации имеют, как правило, оборудованные медицинские кабинеты, столовые и кафе, которые отвечают установленным требованиям и содержание которых лежит на самой организации. В целях охраны и укрепления здоровья могут создаваться также различные профилактические кабинеты (ЛФК, стоматологический кабинет, кабинет массажа). Следует учесть, что функционирование кабинетов, оказывающих медицинские услуги в образовательной организации, осуществляется при наличии у нее соответствующей лицензии;

15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном Минобрнауки РФ. Данной компетенцией образовательные организации были наделены в связи с принятием Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»; соответствующие полномочия направлены на профилактику наркомании и токсикомании среди учащихся образовательной организации;

16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом. Оборудованные спортивные залы, стадионы являются обязательным элементом осуществления образовательной деятельности. Физическая культура включена в программу образования в обязательном порядке практически на всех ступенях образования и выступает отдельным предметом, что немаловажно для физического становления и правильного развития обучающихся. Дополнительно в образовательных организациях образуются спортивные кружки и секции различной направленности по видам спорта;

17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении». В связи с запросами, поступающими из субъектов Российской Федерации по вопросам приобретения или изготовления бланков документов об образовании и (или) о квалификации с 1 сентября 2013 г., Минобрнауки РФ направило письмо от 11 ноября 2013 г. N НТ-1106/08 «О приобретении (изготовлении) бланков документов об образовании», в котором разъяснило, что закупка бланков образовательными организациями, являющимися государственными (муниципальными) казенными и бюджетными учреждениями, с 1 января 2014 г. осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Им предусмотрена возможность как проведения совместных конкурсов и аукционов двумя и более заказчиками, так и централизации закупок.

Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ «О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», бланк документа о получении медали «За особые успехи в учении» также будет изготавливаться и приобретаться на вышеуказанной основе. Таким образом, образец бланка, описание и порядок выдачи устанавливается федеральным органом исполнительной власти, который реализует функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

18) установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено комментируемым Законом или законодательством субъектов РФ. Согласно письму Минобрнауки РФ от 28 марта 2013 г. N ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся» подход к установлению требований к одежде обучающихся, по мнению министерства, способствует выполнению органами государственной власти субъектов РФ требований подп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в части установления органами государственной власти субъектов РФ бесплатного обеспечения одеждой для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, Минобрнауки РФ просит обратить внимание, что по вопросам совершенствования федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в общеобразовательных учреждениях, в том числе и в части установления порядка ношения школьной одежды, элементов детской одежды, ношения детьми и подростками головного убора в помещении, направлено письмо Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. N 01/12662-12-23. В связи с этим Минобрнауки РФ рекомендовано:

— принять нормативный правовой акт, устанавливающий требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

— организовать совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов проведение разъяснительной работы с участием региональных служб Роспотребнадзора с руководителями образовательных учреждений, родителями, обучающимися и педагогической общественностью по вопросу введения требований к одежде обучающихся;

19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством РФ;

20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет. Официальный сайт образовательного учреждения является своего рода гарантом публичности образовательной деятельности при одновременном соблюдении требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных». В частности, законные представители могут ознакомиться с успеваемостью детей, войдя на сайт через индивидуальный код (пароль). Другим пользователям такие данные должны быть недоступны. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации. Отметим также, что согласно требованиям комментируемого Закона создание обособленного сайта филиала образовательной организации не требуется, а вся информация о деятельности филиала размещается на едином сайте образовательной организации <18>.

———————————

<18> См.: Янкевич С.В. Консультация // Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://273-фз.рф/voprosy_i_otvety/kak-dolzhna-obespechivatsya-informacionnaya-otkrytost-filialov-obrazovatelnyh (дата обращения: 25.02.2014).

 

Указанный список не является закрытым. Образовательная организация может решать иные вопросы в соответствии с законодательством РФ.

  1. Образовательные организации обладают кругом определенных прав и обязанностей. Комментируемая статья закрепляет лишь немногие из них. В частности, образовательные организации высшего образования имеют право помимо основной образовательной деятельности осуществлять научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами (иными словами, данное право реализуется с разрешения учредителя образовательной организации). Образовательные организации вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Комментируемая норма, закрепляющая круг обязанностей образовательной организации, делает акцент на соблюдении комментируемого Закона и иных нормативно-правовых актов в области образования как основной обязанности, что выводит ее за пределы комментируемой статьи и комментируемого Закона в целом. Обязанности могут быть прописаны в ином нормативно-правовом акте, принятом в установленном порядке уполномоченным органом, и исходя из смысла указанной нормы подлежат исполнению образовательной организацией.

  1. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке по следующим основаниям:

— за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции;

— за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом;

— за качество образования своих выпускников;

— за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

— за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

— за нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.

Ответственность за указанные нарушения несут образовательная организация (как юридическое лицо) и ее должностные лица (руководитель, лицо, его замещающее). Санкции за данные виды нарушений предусмотрены КоАП РФ.

В некоторых случаях руководитель или иные должностные лица образовательной организации могут нести уголовную ответственность, если их действия содержат состав уголовных преступлений (причинение вреда здоровью обучающихся, оскорбление и пр.). Следует отметить, что судимость педагогических работников, а также подвержение их уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности влекут за собой запрет осуществления педагогической деятельности.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code