Статья 27. Структура образовательной организации

Комментарий к статье 27 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1. Структура организации представляет собой внутренний состав различных функциональных единиц организации (структурные подразделения — филиалы, отделы и пр.), каждая из которых выполняет определенные функции в строгом взаимодействии с другими структурными подразделениями и в единстве с ними в достижении уставных целей. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры (за исключением случаев, когда иное установлено федеральными законами). Структура образовательной организации, как правило, определяется учредителем и закрепляется в уставе. Однако образовательная организация в лице органа управления (общего собрания или иного органа, соответствующие полномочия которого закреплены в уставе) вправе выйти к учредителю с предложением об изменении структуры, создании дополнительных структурных подразделений.

2. В образовательной организации в зависимости от ее типа могут создаваться различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся:

— филиалы, представительства;

— отделения, факультеты, институты, центры, кафедры;

— подготовительные отделения и курсы;

— научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения;

— лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские;

— клиники, медицинские кабинеты;

— учебно-опытные хозяйства;

— учебные театры;

— библиотеки, музеи;

— спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы;

— общежития, интернаты;

— иные предусмотренные комментируемым Законом, локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения.

Вид структурного подразделения зависит от того, каковы основной и дополнительные виды образовательных программ, осуществляемые образовательной организацией.

Так, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Порядок создания структурных подразделений данных образовательных организаций определяется Минобрнауки РФ. Порядок создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 6 марта 2013 г. N 159. Кафедры создаются в целях совершенствования качества образования путем использования в образовательной деятельности результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности, в том числе привлечения обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, кадрового обеспечения научных исследований. Положение о кафедре утверждается по согласованию с организацией в порядке, предусмотренном уставом образовательной организации.

3. Структурные подразделения образовательной организации не могут являться самостоятельными юридическими лицами. Данное правило распространяется также на филиалы и представительства образовательной организации.

Согласно ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Филиал, представительство и иное структурное подразделение действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

4. В представительстве образовательной организации запрещается осуществление образовательной деятельности, функции представительства сводятся только к представлению интересов образовательной организации (прием и выдача документов, заключение договоров, информирование о работе образовательной организации и пр.).

Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией. Создание или ликвидация представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляются в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения представительства, если иное не установлено международными договорами РФ.

5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется с учетом особенностей, предусмотренных комментируемой статьей. Создание и ликвидация филиалов образовательных организаций имеют особенности в зависимости от типов таких организаций и уровня их подчинения:

1) филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с Минобрнауки РФ;

2) создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала;

3) создание или ликвидация филиала образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала, если иное не установлено международными договорами РФ.

Для принятия решения о реорганизации или ликвидации филиала образовательной организации, которое может быть принято федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, необходимо получить положительное заключение комиссии по оценке последствий такого решения. В случае же принятия решения о реорганизации или ликвидации филиала муниципальной общеобразовательной организации, расположенного в сельском поселении, требуется непременно учесть мнение жителей данного сельского поселения.

6. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются. Данная запрещающая норма вполне обоснованна с точки зрения особенностей самих отношений в образовательной сфере и особенностей субъектного состава, главным элементом которого являются обучающиеся. Несовершеннолетние, обладающие не до конца сформированной и незрелой психикой, не способны оценивающе воспринимать поступающую информацию, внушаемы. Данная норма направлена на их защиту и основывается на конституционных нормах. Статьи 13 и 14 Конституции РФ устанавливают, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Признаются политическое многообразие, многопартийность. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрет на создание и деятельность в образовательных организациях политических партий и религиозных организаций также обеспечивает соблюдение указанных конституционных норм.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code