Статья 23. Типы образовательных организаций

Комментарий к статье 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1. Подразделение образовательных организаций на типы осуществляется на основании уровня образовательных программ, реализация которых является основной целью их деятельности. Помимо этого, типы образовательных организаций подразделяются в зависимости от видов образовательных программ: основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы, осуществляемые в рамках основного или дополнительного образования. Основное образование включает в себя общее и профессиональное образование. На основании этого комментируемый Закон предусматривает функционирование 6 типов образовательных организаций: 4 типа образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, и 2 типа образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы.

2. Образовательные организации, реализующие основные образовательные программы, подразделяются на четыре типа: два типа в сфере общего образования (дошкольная образовательная организация и общеобразовательная организация), и два — в сфере профессионального (профессиональная образовательная организация и образовательная организация высшего образования).

Следует заметить, что Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» предусматривал существование двух типов образовательных организаций, которых комментируемая статья не называет:

1) специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья — комментируемый Закон указывает, что они должны переименоваться в общеобразовательные организации (п. 1 ч. 5 ст. 108);

2) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), — комментируемый Закон относит их к организациям, осуществляющим обучение (ч. 1 ст. 31) (о разнице понятий «образовательная организация» и «организация, осуществляющая обучение» см. комментарий к ст. 2).

В отношении специальных (коррекционных) учреждений следует отметить, что указание на их переименование не означает их ликвидации; напротив, комментируемым Законом предусмотрено создание органами государственной власти субъектов РФ образовательных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья также осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных для обучения указанных обучающихся, если для этого имеется необходимость.

Итак, комментируемая статья предусматривает существование всего четырех типов образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, который распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей (далее — дошкольная образовательная организация). При этом следует помнить, что дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций — в форме семейного образования.

Дошкольная образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений (п. 6 Порядка). Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность (п. 13 Порядка).

Данным документом также было признано утратившим силу применявшееся ранее Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 27 октября 2011 г. N 2562.

В письме Минобрнауки РФ от 8 августа 2013 г. N 08-1063 содержатся Рекомендации Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в которых предлагаются единые подходы к учету численности детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательном учреждении, реализующем программы дошкольного образования, а также определяются единые сроки формирования реестра заявлений о предоставлении места в дошкольном учреждении в текущем учебном году. В частности, предусмотрено, что учет рекомендуется организовать через единый информационный ресурс, созданный в муниципальном районе (городском округе) или в субъекте РФ. Постановка на учет осуществляется путем заполнения интерактивной формы заявления на специально организованном общедоступном портале в сети Интернет родителями (законными представителями) либо универсальными специалистами уполномоченного органа или организации на основании личного обращения родителей (законных представителей) либо по их письменному заявлению в адрес уполномоченного органа или организации. Также в письме содержатся рекомендации относительно очередности зачисления детей в дошкольные образовательные организации;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Деятельность общеобразовательной организации регламентируется Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении». Данный документ не утратил силу и применяется, поскольку не противоречит комментируемому Закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ.

К общеобразовательным организациям согласно ему относятся:

а) начальная общеобразовательная школа (реализует образовательную программу начального общего образования);

б) основная общеобразовательная школа (реализует образовательные программы начального общего и основного общего образования);

в) средняя общеобразовательная школа (реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования);

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

д) гимназия (реализует образовательные программы основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

е) лицей (реализует образовательные программы основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного профиля, и может реализовывать образовательную программу начального общего образования).

Здесь необходимо отметить, что комментируемый Закон отдельно не предусматривает выделение таких типов общеобразовательных организаций, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, как гимназия и лицей, что вызывало вопросы перед введением его в действие. Высказывались опасения, что комментируемый Закон тем самым вообще не предусматривает возможность осуществления углубленной подготовки одаренных детей. Однако это не так, и объясняются изменения в законодательном регулировании следующим: «В связи с изменением порядка финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений в целом… статус учреждения как такового более не играет роли в вопросах финансового обеспечения оказания этим учреждением тех или иных услуг. Ключевым отличием статуса лицеев и гимназий от иных общеобразовательных учреждений было не само по себе наименование, а особые условия финансирования — с данным статусом были связаны повышенные нормативы финансирования учреждений. Однако нормативов финансирования учреждений больше нет. В связи с совершенствованием механизма финансирования государственных (муниципальных) учреждений и с переходом на финансирование по результатам работы посредством финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания никакого юридического смысла в особенном статусе лицеев и гимназий не стало» ;

———————————

Вавилов А.И. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и общее образование // Там же.

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

Деятельность профессиональных образовательных организаций регламентируется Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)», которое также применяется, поскольку не противоречит комментируемому Закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ.

Основными задачами среднего специального учебного заведения являются:

а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;

б) удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;

в) формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;

г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:

а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Наименование среднего специального учебного заведения устанавливается при его создании и может изменяться в установленном порядке органом государственной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение. Наименование среднего специального учебного заведения изменяется в обязательном порядке при изменении его государственного статуса. В соответствии с комментируемым Законом наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данным Законом не позднее 1 января 2016 г. Напомним, что согласно комментируемому Закону начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), следовательно, образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации (п. 2 ч. 5 ст. 108);

4) образовательная организация высшего образования — это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности:

а) образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

б) научную деятельность.

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) было утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71; деятельность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования регулируется Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 г. N 82, — они применяются в части, не противоречащей положениям комментируемого Закона. При этом следует учитывать, что категории образовательных организаций высшего образования установлены ст. 24 комментируемого Закона.

3. Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы, подразделяются на следующие типы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей ранее было утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 26 июня 2012 г. N 504, однако с принятием Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008, утратило свою силу. Также разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования были направлены письмом Минобрнауки РФ от 9 октября 2013 г. N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании».

Названный Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610, действует в части, не противоречащей комментируемому Закону, и регламентирует деятельность образовательной организации дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, которая создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций. Согласно ст. 76 комментируемого Закона дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации не только программ повышения квалификации, но и программ профессиональной переподготовки (подробнее см. комментарий к ст. 76). В то же время согласно Типовому положению образовательная организация повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку. Эти особенности терминологии следует учитывать, применяя данное Положение.

Главными задачами образовательной организации повышения квалификации являются:

— удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;

— организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов;

— организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;

— научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы.

4. Комментируемая статья предоставляет право образовательным организациям помимо осуществления основной деятельности осуществлять в качестве дополнительной образовательную деятельность по иным видам образовательных программ. Однако данное право реализуется в определенных рамках. Образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность только по определенным образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности, в зависимости от их вида. Например, для дошкольных образовательных организаций это дополнительные общеразвивающие программы, а для образовательных организаций высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы.

5. Определенные требования предъявляются к наименованию образовательной организации. Наименование должно в обязательном порядке содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип.

Организационно-правовая форма отражает структуру образовательной организации и характер основной деятельности. Следует отметить, что образовательные организации являются некоммерческими организациями, поскольку основной целью их деятельности является оказание населению услуг в сфере образования. До вступления в силу комментируемого Закона для образовательных организаций существовала одна организационно-правовая форма — образовательное учреждение. Сейчас нельзя сказать, что ситуация в корне изменилась. Образовательные организации, учитывая особенности их деятельности и формирования, в большинстве своем существуют только в форме учреждений согласно положениям ГК РФ, регулирующим статус юридических лиц. Статьей 120 ГК РФ, в частности, определено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Типы образовательных организаций определены исчерпывающим образом в предыдущих положениях комментируемой статьи.

В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Таким образом, виды образовательных учреждений, выделение которых предусматривалось ранее действующим законодательством (например, «детский сад»), могут быть включены в наименование образовательной организации по комментируемому Закону как указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности; то же касается и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. При этом обязательным в любом случае является указание на организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Согласно ч. 5 ст. 108 комментируемого Закона наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данными требованиями не позднее 1 января 2016 г. «Например, если сейчас наименование звучит как: «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа — детский сад N 2», то по новому Закону наименование должно быть следующим: «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа — детский сад N 2» .

———————————

Рожков А.И. Консультация // Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.273-фз.рф/voprosy_i_otvety/kak-po-novomu-zakonu-budet-regulirovatsya-deyatelnost-detskih-sadov-nachalnyh-shkol (дата обращения: 25.02.2014).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code