Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

Комментарий к статье 19 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемой статьей установлено, что в системе образования могут создаваться и действовать:


— научно-исследовательские организации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научно-исследовательская деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе на фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования;

— проектные организации. Проектирование представляет собой деятельность по созданию проекта (прототипа, прообраза) предполагаемого (возможного) объекта или состояния;

— конструкторские бюро, под которыми принято понимать организации, занимающиеся разработкой новой техники;

— учебно-опытные хозяйства, выступающие базой практического обучения и проведения научно-исследовательской работы;

— опытные станции, предназначенные для решения научных и прикладных вопросов в ходе производства опытов;

— организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное, а также информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.

Общим для данных организаций является то, что они должны осуществлять обеспечение образовательной деятельности и являться элементом системы образования в числе входящих в нее организаций.

2. Также комментируемой статьей предусматривается создание в системе образования учебно-методических объединений. Это обусловлено целесообразностью участия педагогических, научных работников, а также представителей работодателей:

— в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ (см. ст. ст. 11, 12 комментируемого Закона);

— в координации (обеспечении согласованности) действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

— в обеспечении качества и развития содержания образования.

Вуз, на базе которого создается учебно-методическое объединение (базовый вуз), должен располагать высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, современной учебной базой, и в нем должны реализовываться образовательные программы по большинству направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования, которые отнесены федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием к компетенции данного объединения (п. 1.3 Типового положения об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации, утв. Приказом Минобразования РФ от 17 апреля 2001 г. N 1742).

В состав учебно-методических объединений входят педагогические, научные и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая представителей работодателей как участников отношений в сфере образования. Их участие в подобных объединениях предусматривается только на добровольных началах.

3. Учебно-методические объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, создавшими такие объединения.

Приказом Минобразования РФ от 17 апреля 2001 г. N 1742 утверждено Типовое положение об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации.

Установлено, в частности, что для решения поставленных задач по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) высшего и послевузовского профессионального образования учебно-методическое объединение участвует в разработке проектов государственных образовательных стандартов, требований к уровню подготовки выпускников, содержанию основных и дополнительных образовательных программ, в разработке перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования (п. п. 2.3 — 2.5 Типового положения об учебно-методическом объединении высших учебных заведений РФ).

Руководство деятельностью учебно-методического объединения осуществляет выборный коллегиальный орган — совет учебно-методического объединения, а в перерывах между заседаниями совета — президиум, председатель и заместитель председателя совета учебно-методического объединения (п. 3.1 Типового положения об учебно-методическом объединении высших учебных заведений РФ).

4. В настоящее время ведут свою деятельность, в частности, Учебно-методическое объединение по образованию в области подготовки педагогических кадров (Московский педагогический государственный университет), Учебно-методическое объединение по профессионально-педагогическому образованию (Российский государственный профессионально-педагогический университет), Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по товароведению (Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова).

Также действует Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобразования России, Положение о котором утверждено Приказом Минобразования РФ от 28 июля 1997 г. N 1670.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code