Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

Комментарий к статье 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. В данной статье идет речь об обеспечении организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

— печатными образовательными и информационные ресурсами;

— электронными образовательными и информационными ресурсами.

Установлено, что в таких организациях должны формироваться библиотеки. Согласно ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле» к библиотекам относятся в том числе структурные подразделения организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Библиотеки в традиционном понимании укомплектовываются печатными книгами. Однако в ч. 1 комментируемой статьи речь идет также о создании цифровых (электронных) библиотек, дающих возможность доступа к профессиональным базам данных, информационным справочным, поисковым системам и другим информационным ресурсам. Соответственно указывается на необходимость для организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществить подбор, приобретение, разработку, систематизацию и обеспечение возможности пользования такими ресурсами обучающимися и преподавателями.

Целью создания таких библиотек является обеспечение реализации образовательных программ, применяемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Соответственно, библиотечный фонд должен быть укомплектован по всем без исключения учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), которые входят в реализуемые организацией основные образовательные программы:

1) печатными и (или) электронными учебными изданиями, к которым относятся в том числе:

учебники — основной и ведущий вид учебной литературы, в котором систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры;

учебные пособия — печатные учебные издания, дополняющие или заменяющие частично или полностью учебник (п. 3 Порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 18 марта 2009 г. N 88).

Минобрнауки РФ обращает особое внимание, что учебные пособия допускаются к использованию в образовательном процессе наравне с учебниками федеральных перечней (письмо Минобрнауки РФ от 26 ноября 2012 г. N ИР-1068/08 «О недопущении на региональном уровне сокращения выбора наименований учебников из федеральных перечней учебников»);

2) методическими изданиями, определяющими процедуры для достижения целей, решения задач обучения, закономерности обучения определенному учебному предмету и т.д.;

3) периодическими изданиями. Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Нужно отметить, что необходимость обеспечения наличия печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам согласно комментируемой статье встает перед организацией уже на стадии ее лицензирования (подп. «е» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966).

Обеспечение учебниками и учебными пособиями, учебно-методическими материалами организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ч. 2 ст. 35 комментируемого Закона).

  1. Установлено, что конкретные нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями из расчета на одного обучающегося по основной образовательной программе должны устанавливаться федеральными государственными образовательными стандартами.

Такие стандарты утверждены для начального общего образования — Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, для основного общего образования — Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897, для среднего общего образования — Приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. N 413.

Также организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, помимо федеральных государственных образовательных стандартов, должны учитываться требования примерных образовательных программ дошкольного образования и в определенной мере примерных образовательных программ начального общего образования.

  1. Применительно к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, установлено требование: для реализации указанных программ они выбирают:

1) учебники — только из числа входящих в федеральный перечень учебников, которые в данном случае рекомендуются к использованию.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2012 г. N 1067.

В данном Перечне содержатся показатели, позволяющие идентифицировать учебник, — указаны авторы, наименование, издательство, выпустившее учебник, с разбивкой в том числе по классам, в которых тот или иной учебник должен применяться.

Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 5 сентября 2013 г. N 1047. В нем, в частности, определяются критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня.

Установлено, что в федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Минобрнауки РФ, на основании положительных экспертных заключений, получаемых последовательно по результатам научной и педагогической экспертизы, а затем — общественной, этнокультурной и региональной экспертизы (п. 8 указанного Порядка).

Учебники должны отвечать таким требованиям, как построение учебника на единой методической и дидактической основе с единым художественно-эстетическим оформлением, печатная форма, наличие электронного приложения, являющегося составной частью учебников, и др. (п. 3 Порядка).

Федеральный перечень учебников утверждается Приказом Минобрнауки РФ до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников не реже чем один раз в три года (п. 24 Порядка).

Часть 5 комментируемой статьи содержит условие о том, что данный Перечень должен учитывать региональные и этнокультурные особенностей субъектов РФ, а также реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов России, изучение родного языка и литературы народов России на родном языке (см. ст. 14 комментируемого Закона). Это обусловливает необходимость этнокультурной и региональной экспертиз. В проведении экспертизы учебников в данном случае должны участвовать уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ;

2) учебные пособия — только из числа тех, которые выпущены организациями, включенными в соответствующий перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Порядок отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 18 марта 2009 г. N 88. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает, что в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов России, литературе народов России на родном языке, должны участвовать уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.

  1. Комментируемой статьей подробно регламентированы вопросы, связанные с применением учебников, учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательными организациями образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Однако здесь нужно учитывать и то, что помимо учебных изданий, исходя из п. 27 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, в библиотеке общеобразовательной организации фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

Согласно п. 26 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897, фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся. Такие же требования содержатся в п. 27 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. N 413.

5. Что касается профессиональных образовательных программ, то, как указывается в ч. 9 комментируемой статьи, при их реализации используются те учебные издания, включая электронные, которые определяются самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code