Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Комментарий к статье 17 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Данная статья содержит большей частью декларативные положения.

В том числе, устанавливается, что в России образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (то есть в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение):

с учетом потребностей и возможностей личности. Собственно, это условие, предполагающее осознанную оценку лицом своих качеств, скорее, относится к получению профессионального образования. Как предусматривает ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование обязательно, и необходимость обучения несовершеннолетнего в общеобразовательной организации предполагается;

в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, то есть от предусмотренных образовательной программой для изучения конкретного предмета (дисциплины) часов. В конечном итоге их объем и содержание способствуют определению для обучающегося формы получения образования и формы обучения.

Образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, может быть получено:

— в очной форме (наиболее распространенной). Очная форма обучения построена на непосредственном, личном общении с преподавателем на лекциях и семинарах в максимальном объеме, с обязательным посещением аудиторных занятий (как правило, 5 — 6 раз в неделю);

— в очно-заочной форме (ранее она называлась вечерней). В данном случае осуществляется профессиональное обучение без отрыва от трудовой деятельности, занятия чаще всего проводятся несколько раз в неделю в вечернее время, при этом объем аудиторных занятий является меньшим относительно очной формы;

— в заочной форме, которая предполагает достаточно большую степень самообучения в сочетании с элементами очной формы профессионального образования.

Гарантии и компенсации работающим лицам, совмещающим работу с получением образования, установлены главой 26 ТК РФ.

  1. Образование может быть получено и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (при условии следования образовательным программам и успешной аттестации). Последнее возможно в том числе в форме семейного образования, которое представляет собой целенаправленный процесс получения образования в семье, организованный родителями.

В данном случае необходимо учитывать следующие законодательные положения.

Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). Они имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. При этом родители (законные представители) вправе выбирать форму получения ребенком образования (ч. 1 ст. 44 комментируемого Закона).

Родители (законные представители) вправе осуществлять выбор формы семейного образования:

1) с учетом мнения детей (ч. 2 ст. 63 комментируемого Закона). Выполнение данного условия необходимо;

2) при наличии у ребенка обоих родителей — при совместном решении супругами вопроса об образовании детей исходя из принципа равенства супругов (ч. 2 ст. 31 СК РФ);

3) с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (п. 1 ч. 3 ст. 44 комментируемого Закона). Таким образом, наличие показаний специалистов для выбора родителями семейной формы обучения не является обязательным. Однако рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии могут указывать на необходимость для ребенка именно формы семейного образования;

4) вплоть до завершения получения ребенком основного общего образования (п. 1 ч. 3 ст. 44 комментируемого Закона). При этом выбор формы образования родителями возможен только в отношении несовершеннолетнего ребенка (учитывая формулировку «дети»);

5) только применительно к дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему общему образованию (п. 3 ч. 3 ст. 44 комментируемого Закона) с учетом преемственности этих уровней. О получении среднего профессионального, высшего образования в данном случае речи идти не может. По сути, получение семейного образования связано с возможностью для ребенка не посещать:

— дошкольную образовательную организацию. При этом родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы (ч. 3 ст. 64 комментируемого Закона);

— общеобразовательную организацию (школу, гимназию и другие ее виды).

В целях учета при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования они обязаны информировать о том орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых проживают (ч. 5 ст. 63 комментируемого Закона).

Важно, что при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают многочисленные обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни (письмо Минобрнауки РФ от 15 ноября 2013 г. N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»).

При выявлении случаев ненадлежащего выполнения родителями своих обязанностей (в том числе применительно к образованию) защита прав и законных интересов ребенка осуществляется органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Также при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд (ст. 56 СК РФ).

Установлено также, что лица, осваивающие основную образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию. Лица, не имеющие основного общего образования (к которым, соответственно, относятся дети в случае семейной формы образования), вправе пройти экстерном такую аттестацию бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе (ч. 3 ст. 34 комментируемого Закона).

Как разъясняется в письме Минобрнауки РФ от 15 ноября 2013 г. N НТ-1139/08, основаниями возникновения образовательных отношений между ребенком и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (ч. 1 ст. 53 комментируемого Закона).

Исходя из ч. 3 ст. 34 комментируемого Закона, ребенок в данном случае является экстерном, то есть лицом, зачисленным в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, только для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

В письме Минобрнауки РФ от 15 ноября 2013 г. N НТ-1139/08 обращается внимание на то, что экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 42 комментируемого Закона), но образовательная организация в этом случае несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося, а не за качество его обучения.

При наличии у ребенка академической задолженности образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия для ее ликвидации и обеспечить контроль за своевременностью такой ликвидации. Нужно учитывать, что обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (ч. ч. 4, 10 ст. 58 комментируемого Закона).

Кроме того, ребенок, получающий образование в семье, на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации по решению его родителей (законных представителей) и с учетом мнения ребенка (п. 2 ч. 3 ст. 44 комментируемого Закона).

  1. Также образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме самообразования. Как следует из его названия, это образование, получаемое самостоятельно.

В данном случае ч. 2 ст. 63 комментируемого Закона предусматривает, что в форме самообразования может быть получено среднее общее образование (то есть завершающая ступень общего образования). Нужно отметить, что получение среднего общего образования возможно также и в форме семейного образования. Очевидно, самообразование здесь касается случаев, когда лицо достигает совершеннолетия и форма семейного образования, предусматривающая соответствующие обязательства родителей по отношению к ребенку, становится неуместной.

Так же как и при семейной форме образования, лицо, занимающееся самообразованием, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, при отсутствии среднего общего образования — бесплатно (ч. 3 ст. 34 комментируемого Закона), со всеми правами, предоставляемыми экстерну.

  1. Что касается реальной возможности получения образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то нужно учитывать следующее.

В ч. 5 комментируемой статьи речь идет об основной образовательной программе, то есть основной общеобразовательной программе, основной профессиональной образовательной программе, образовательной программе среднего профессионального образования, образовательной программе высшего образования и основной программе профессионального обучения (ч. 3 ст. 12 комментируемого Закона).

В рамках данных программ по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки возможные формы получения образования (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования) и формы обучения (очная, очно-заочная, заочная) должны определяться федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами в том случае, если иное не предусмотрено комментируемым Законом.

Также нужно учитывать, что в ряде случаев, исходя из специфики обучения, экстернат не допускается в принципе.

Например, в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 823, это оказывается невозможным для профессии лаборанта-аналитика, машиниста крана (крановщика), электромеханика по лифтам и др. В Перечне направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473, идет речь о запрете экстерната по таким направлениям подготовки специалистов, как лечебное дело, судебная экспертиза, сурдопедагогика и др.; в Перечне специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 463, — об акушерском деле, сестринском деле и т.д.

Что касается дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, то формы обучения по ним (очная, очно-заочная, заочная) самостоятельно определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Иное может быть установлено федеральным законодательством.

5. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Например, изначально родителями ребенка могла быть выбрана форма семейного образования для его дошкольного образования. В дальнейшем, получив общее образование в организации, осуществляющей обучение, он может обучаться в профессиональной образовательной организации заочно, а затем — в образовательной организации высшего образования очно.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code