Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Комментарий к статье 16 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья определяет специфику реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.


Данные вопросы со временем приобретают все большую значимость. Как указывается в разд. VI Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61, в результате выполнения данной Программы в системе образования должно быть обеспечено, в частности, внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения. Минобрнауки РФ реализуется Федеральный проект «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями», основной целью которого является обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет массового использования электронных образовательных ресурсов.

Нужно отметить, что процесс глобализации и виртуализации образования в России является неизбежным. За последние десятилетия в связи со стремительной компьютеризацией всех сфер деятельности резко возросли количество, востребованность и интерес к информации. Создаются особые базы информации, используемые для решения многих задач, компьютеры используются для ее передачи, хранения, кодирования, декодирования и преобразования.

Также в настоящее время распространен обмен электронными документами. В данном случае электронное сообщение состоит из XML-документа установленной структуры и с заданным составом элементов и их атрибутов и, возможно, набора дополнительных файлов, являющихся неотъемлемой частью сообщения (п. п. 1, 4 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 53898-2010 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению», утв. Приказом Росстандарта от 26 октября 2010 г. N 327-ст).

С расширением использования информационного ресурса связывается переход общества в принципиально новую фазу своего развития — так называемое «информационное общество», предполагающее массовое использование информационных технологий. Как следствие, возникают электронные образовательные интернет-ресурсы, которые способствуют процессу непрерывного образования и оптимизируют обучение.

Иными словами, специфика информационного общества обусловливает такие нововведения в российском законодательстве об образовании, как применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2. Комментируемая статья содержит определения следующих основных понятий в данной сфере:

1) электронное обучение — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Исходя из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. При электронном обучении применяется информация, содержащаяся в электронных базах данных, используемая при реализации образовательных программ.

Также в ходе электронного обучения применяются обеспечивающие обработку такой информации:

— информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);

— технические средства, то есть приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители информации.

Наконец, применяются информационно-телекоммуникационные сети, то есть технологические системы, предназначенные для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ), которые обеспечивают передачу по линиям связи указанной выше информации и тем самым делают возможным взаимодействие как обучающихся, так и педагогических работников (в любом сочетании). Так, сеть Skype — бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом — позволяет осуществлять голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами, может применяться для обмена электронными сообщениями;

2) дистанционные образовательные технологии — такие образовательные технологии (методы создания, применения и определения учебного процесса преподавания и усвоения знаний), которые в основном реализуются:

— с применением информационно-телекоммуникационных сетей;

— при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. В данном случае обучающиеся не покидают место своего нахождения, что во многих отношениях признается удобным (в особенности для лиц с ограниченными возможностями).

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, может реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий через сеть своих обособленных подразделений (филиалов) (п. 6 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. N 137).

Использование дистанционных образовательных технологий возможно при всех предусмотренных законодательством формах получения образования или их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся (п. 4 Порядка использования дистанционных образовательных технологий).

При использовании дистанционных образовательных технологий соответствующая организация обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), который включает в себя учебный план образовательного учреждения и учебный план обучающегося, программу учебного курса, учебник по конкретному учебному предмету (дисциплине, курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы, учебные (дидактические) пособия и задачники, а также методические рекомендации для обучающегося (п. 8 Порядка использования дистанционных образовательных технологий).

При этом если электронное обучение рассматривается лишь как способ обучения в ходе освоения образовательной программы, как правило, не единственный, с сохранением личного контакта преподавателей и обучающихся, то дистанционное предполагает интенсивное использование информационно-телекоммуникационных сетей, с полным учетом такой специфики при построении процесса обучения, сводя такой контакт к минимуму. Так, предусмотрено, что использование дистанционных образовательных технологий не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся (п. 4 Порядка использования дистанционных образовательных технологий).

По своей форме дистанционное обучение относится к заочному.

3. Как электронное обучение, так и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение) предполагает наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность:

— электронных информационных и образовательных ресурсов;

— совокупности информационных технологий, телекоммуникационных технологий и необходимых технологических средств.

Также раздел 2 Рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации, утв. письмом Минобрнауки РФ от 30 сентября 2009 г. N 06-1254, предусматривает, что использование дистанционных образовательных технологий возможно лишь при наличии у организации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих необходимый уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий. Собственно, наличие этих условий предполагается во всех случаях организации дистанционного обучения, а не только применительно к детям-инвалидам, нуждающимся в обучении на дому в субъекте РФ.

В целом при электронном и дистанционном обучении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение всего объема образовательных программ обучающимися, где бы они ни находились в период обучения.

Также необходимо наличие у самих обучающихся компьютеров с обеспечением связи и доступа к электронным ресурсам.

4. Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливается Минобрнауки РФ.

Порядок применения электронного обучения в настоящее время не введен. Действует Порядок использования дистанционных образовательных технологий, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. N 137. В необходимых для того случаях применяются Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации, утв. письмом Минобрнауки РФ от 30 сентября 2009 г. N 06-1254, содержащие, в частности, примерный учебный план образовательной организации, использующей дистанционные образовательные технологии, и примерный индивидуальный учебный план.

Также Минобрнауки РФ должен утверждаться перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. В данном случае п. 4 Порядка использования дистанционных образовательных технологий установлено следующее ограничение: при подготовке по профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается, использование дистанционных образовательных технологий в очной форме возможно лишь при реализации профессиональных образовательных программ по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам.

5. В ходе обучения по образовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обучающийся может быть практически не связан посещениями организации, осуществляющей образовательную деятельность. В целях исключения споров, связанных с определением в этом случае места осуществления образовательной деятельности, ч. 4 комментируемой статьи устанавливает императивное правило: место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала признается местом осуществления образовательной деятельности независимо от места нахождения (то есть места жительства, места пребывания) обучающихся.

6. Часть 5 комментируемой статьи акцентирует внимание на том, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, связанных соответственно с применением информационно-телекоммуникационных сетей, организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну. Данный вид тайны представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»).

Также в процессе электронного, дистанционного обучения подлежат защите иные охраняемые законом тайны. В том числе это коммерческая тайна (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»), налоговая тайна (ч. 1 ст. 102 НК РФ), банковская тайна об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов (ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»), служебная тайна (п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утв. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188) и иные виды тайн.

Также нужно указать на то, что без письменного согласия физического лица по общему правилу не допускается передача его персональных данных, то есть любой информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилии, имени, отчества, года, месяца, даты и места рождения, адреса, семейного, социального, имущественного положения, образования, профессии, доходов, другой информации (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code