Статья 12. Образовательные программы

Комментарий к статье 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. В соответствии с комментируемой статьей образовательные программы определяют содержание образования. Согласно определению они включают основные характеристики образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, — формы аттестации. Часть 1 комментируемой статьи определяет основную гуманистическую направленность образовательных программ:


— содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами;

— отражение разнообразия мировоззренческих подходов;

— предоставление обучающимся права на свободный выбор мнений и убеждений;

— обеспечение развития способностей человека, формирования и развития его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Важным здесь представляется первоначальное указание на роль семьи и семейных ценностей в определении направленности развития личности, по сравнению с ценностями общества, однако они должны учитываться в совокупности и дополнять друг друга.

Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации обучающимся, поскольку это является целью получения образования.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если комментируемым Законом не установлено иное, в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности учащихся и формы их промежуточной аттестации.

2. Образовательные программы подразделяются по уровням и видам образования:

1) по уровням общего и профессионального образования и по профессиональному обучению выделяются основные образовательные программы;

2) по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

Основные образовательные программы делятся еще на три вида, которые подразделяются по подвидам:

1.1) основные общеобразовательные программы:

а) образовательные программы дошкольного образования. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Образовательная деятельность по программе дошкольного образования осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями, а также родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования;

б) образовательные программы начального общего образования. Образовательные программы начального общего образования определяют содержание начального общего образования. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Сроки получения начального общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;

в) образовательные программы основного общего образования. Данные программы определяют содержание основного общего образования. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося. Сроки получения основного общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Освоение учащимися основных образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией;

г) образовательные программы среднего общего образования. Данные программы определяют содержание среднего общего образования. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, а также, в частности, продолжение образования и начало профессиональной деятельности. Сроки получения среднего общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Освоение учащимися основных образовательных программ среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015. Он регулирует в том числе и особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, на основе которых такие программы разрабатываются и утверждаются самостоятельно образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по данным программам (в установленных случаях — с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ).

При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Может быть использована сетевая форма их реализации. При ее использовании несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, совместно разрабатываются и утверждаются образовательные программы, а также определяются вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (части программы), реализуемой с использованием сетевой формы реализации общеобразовательных программ. При реализации общеобразовательных программ также может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются образовательной организацией самостоятельно;

1.2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена. Они определяют содержание среднего профессионального образования по каждой профессии.

К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, за исключением образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, допускаются лица, имеющие начальное общее образование.

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно. Также не является им и получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена лицами, имеющими диплом о начальном профессиональном образовании согласно ранее действовавшему законодательству об образовании.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования регламентирован Приказом Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. N 464, он регулирует в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, на основании которых образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями (в установленных случаях с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ). Аналогичны рассмотренным ранее и правила, регулирующие возможность реализации образовательных программ среднего профессионального образования посредством сетевых форм их реализации, модульного принципа.

Особенностью является то, что образовательная программа среднего профессионального образования предусматривает проведение практики обучающихся, являющейся непременной составляющей профессиональных образовательных программ.

Образовательные организации обязаны ежегодно обновлять образовательные программы среднего профессионального образования с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся, формы, периодичность и порядок проведения которых определяются самостоятельно образовательной организацией;

б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Образовательные программы высшего образования определяют содержание высшего образования. Целью их является подготовка высококвалифицированных кадров по основным направлениям общественно полезной деятельности и удовлетворение потребностей личности в развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, а также ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено комментируемым Законом.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно;

1.3) основные программы профессионального обучения:

а) программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

б) программы переподготовки рабочих, служащих;

в) программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292.

Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), если иное не установлено законодательством РФ. При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Лица в возрасте до восемнадцати лет допускаются к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих при условии их обучения по основным общеобразовательным программам или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования. К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или среднего общего образования.

Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Дополнительные образовательные программы классифицируются следующим образом:

2.1) дополнительные общеобразовательные программы:

а) дополнительные общеразвивающие программы;

б) дополнительные предпрофессиональные программы.

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются только для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями, которые разрабатываются исключительно в отношении данного вида образовательных программ.

Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с ч. ч. 3 — 7 ст. 83 и ч. ч. 4 — 5 ст. 84 комментируемого Закона;

2.2) дополнительные профессиональные программы:

а) программы повышения квалификации;

б) программы профессиональной переподготовки.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, программа профессиональной переподготовки — на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное прямо не установлено законом, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, и лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании. Также дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой самостоятельно организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по итогам которой выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

3. Комментируемой статьей установлено также, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования, имеющими на это право, самостоятельно), разрабатывают образовательные программы:

1) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

2) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Примерная основная образовательная программа является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Она закрепляется в виде примерного учебного плана, примерного календарного учебного графика, примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов. На ее основе разрабатывается основная образовательная программа по соответствующему уровню образования образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, с учетом типа и вида этой образовательной организации, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено комментируемым Законом. В обязательном порядке они проходят экспертизу, к которой привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, призванные учесть региональные, национальные и этнокультурные особенности. По результатам экспертизы они включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной (http://fgosreestr.ru/).

На настоящий момент реестр содержит два документа:

1) примерная основная образовательная программа начального общего образования (пока еще недоступна для общественного обсуждения);

2) примерная основная образовательная программа основного общего образования.

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются Минобрнауки РФ. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки — Министерство культуры РФ, примерных программ ординатуры — Минздрав РФ.

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных комментируемым Законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы или программы профессионального обучения.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code