Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Комментарий к статье 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Понятия федерального государственного образовательного стандарта, федерального государственного требования и образовательного стандарта даны в ст. 2 комментируемого Закона.

Их основу составляет комплекс обязательных требований, характеризуемых различными объектами и субъектами нормативного регулирования.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит совокупность обязательных требований, предъявляемых к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки. Образовательный стандарт имеет более узкий предмет — он представляет собой совокупность обязательных требований исключительно к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки. Федеральные государственные требования регулируют минимум содержания, структуру дополнительных предпрофессиональных программ, условия их реализации и сроки обучения по этим программам.

Федеральный государственный стандарт и федеральные государственные требования принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, поэтому характеризуются как федеральные государственные и утверждаются подзаконным нормативно-правовым актом федерального уровня, следовательно, распространяют свое действие на всех субъектов образовательной деятельности, в которой подлежат применению согласно комментируемому Закону. Образовательный стандарт является актом локального уровня и утверждается образовательными организациями высшего образования, наделенными соответствующим правом комментируемым Законом или указом Президента РФ. Он обязателен для исполнения только в рамках принявшей его образовательной организации.

2. В ч. 1 комментируемой статьи закреплены основные цели и задачи создания федеральных государственных образовательных стандартов и требований, порядок их разработки и утверждения, содержание и требования к ним.

Основными целями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований является:

1) обеспечение единства образовательного пространства РФ. Учитывая особенности федеративного устройства государства, его многонациональность, разобщенность территорий, сложность построения образовательного процесса в отдаленных районах и сельских населенных пунктах, единство образовательного пространства позволяет исключить дискриминацию по уровню образования в зависимости от места его получения;

2) обеспечение преемственности основных образовательных программ. Образовательные программы представляют собой комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и форм аттестации. Они разделяются по уровням образования (общее (дошкольное, начальное, основное, среднее) и профессиональное (среднее и высшее)). Уровни общего образования, обязательные для каждого гражданина РФ в соответствии с Конституцией РФ, проходят непрерывным процессом, с одного уровня на другой. Поскольку имеется жизненная необходимость в получении профессионального образования, этот процесс, как правило, не заканчивается получением общего среднего образования. Преемственность основных образовательных программ помогает обучающему легко войти на новый уровень образования, который является в данном случае очередной ступенью к получению знаний, а не отдельным элементом образовательного процесса, который не только сложен по уровню, но и не основан на каких-либо начальных знаниях. Преемственность организационно-педагогических условий при этом обеспечивает быструю адаптацию обучающихся при переходе на следующую ступень образования, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие препятствий в осуществлении образовательного процесса и обеспечивает высокий уровень обучаемости;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Вариативность содержания образовательных программ представляет собой совокупность нескольких вариантов, различных по уровню сложности и восприятия. По сути, будучи заключенной во множественности, вариативность содержания образовательных программ направлена на индивидуальность. Образовательный процесс не только не должен отрицать психологического аспекта, но должен строиться на нем. Учитывая, что обучение рассчитано на группу (класс) в среднем из двадцати обучающихся, имеющих свои индивидуальные особенности (характер восприятия информации (аудиальное, визуальное, кинестетическое), характер мышления (образное, логическое и др.), темперамент, оказывающий влияние на скорость восприятия, уровень интеллекта, склонности, способности и многое другое), вариативность содержания образовательных программ призвана довести информацию до каждого обучающегося, обучить и привить определенные навыки, развить способности. Это обеспечивает индивидуальный подход в отношении обучающихся в условиях работы с группой;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Данная цель направлена на обеспечение гарантированности со стороны государства в достижении субъектами правоотношений в сфере образования предыдущих целей. Государством создан орган исполнительной власти в сфере образования, который призван не только оказывать содействие образовательным организациям в осуществлении образовательного процесса, но и контролировать деятельность этих организаций. Контроль направлен на образовательный процесс, условия его осуществления, материальную и интеллектуальную базу, а также на его результаты — уровень освоения учащимися образовательных программ.

3. Часть 2 комментируемой статьи определяет федеральные государственные образовательные стандарты (за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) и образовательные стандарты как основу для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. Это своеобразный ориентир, которого придерживается педагог при оценке степени, уровня освоения учащимися образовательной программы. С другой стороны, это основа для оценки качества подготовки обучающихся. Таким образом, образовательные стандарты способствуют проверке уровня образовательной деятельности как в отношении отдельного педагога и образовательной организации, так и в отношении учащихся. По сути, это текущие, контрольные и итоговые оценки, проставляемые обучающимся в процессе обучения, по проверке знаний, по результатам определенного периода (четверть, год) и пр.

4. Комментируемая статья закрепляет основные требования к содержанию и разработке федеральных государственных образовательных стандартов:

1) ФГОС должны включать в себя требования к:

— структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

— условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

— результатам освоения основных образовательных программ;

2) в ФГОС должны быть установлены сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся;

3) ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования: дошкольное, начальное, основное, среднее;

4) ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат, высшее образование — специалитет, магистратура, высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации;

5) в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются ФГОС образования указанных лиц или в ФГОС включаются специальные требования;

6) при формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов в соответствии со ст. 195.1 ТК РФ, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ.

5. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются Минобрнауки РФ, осуществляющим полномочия в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466. На сегодняшний день утверждены и действуют:

— Приказ Минобрнауки РФ от 28 сентября 2009 г. N 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования»;

— Приказ Минобрнауки РФ от 28 сентября 2009 г. N 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования»;

— Приказ Минобрнауки РФ от 17 сентября 2009 г. N 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования»;

— Приказ Минобрнауки РФ от 12 января 2005 г. N 4 «Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования».

Их следует применять с учетом новой системы профессионального образования, предусмотренной комментируемым Законом.

При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки Минобрнауки РФ может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки. На сегодняшний день утверждены и действуют:

— Приказ Минобрнауки РФ от 21 декабря 2009 г. N 740 «Об установлении соответствия профессий начального профессионального образования, Перечень которых утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 28 сентября 2009 г. N 354, профессиям начального профессионального образования, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 1999 г. N 1362»;

— Приказ Минобрнауки РФ от 28 декабря 2009 г. N 835 «Об установлении соответствия специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 28 сентября 2009 г. N 355, специальностям среднего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст»;

— Приказ Минобрнауки РФ от 17 февраля 2011 г. N 201 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 17 сентября 2009 г. N 337, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1136, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст».

6. Высшими учебными заведениями, указанными комментируемой статьей, могут разрабатываться и утверждаться образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. При этом требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных обязательных стандартов. Правом утверждать и разрабатывать такие образовательные стандарты обладают:

1) Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;

2) Санкт-Петербургский государственный университет;

3) образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет»;

4) федеральные государственные образовательные организации высшего образования, Перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 г. N 1332 «Об утверждении Перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code