Статья 10. Структура системы образования

Комментарий к статье 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Комментируемая статья определяет систему образования в целом как совокупность составляющих ее элементов. Отметим, что комментируемый Закон не содержит дефиниций «система образования», «структура системы образования», вывести их из приведенного в ст. 2 определения термина «образование» довольно сложно. Комментируемая статья определяет, из каких частей состоит система образования и как они соотносятся между собой.


1. Комментируемая статья определяет систему образования в целом как совокупность составляющих ее элементов. Отметим, что комментируемый Закон не содержит дефиниций «система образования», «структура системы образования», вывести их из приведенного в ст. 2 определения термина «образование» довольно сложно. Комментируемая статья определяет, из каких частей состоит система образования и как они соотносятся между собой.

Комментируемая статья включает в систему образования следующие элементы:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности — элемент, на основании которого строится образовательный процесс, осуществляются контроль и оценка уровня освоения и качества образования;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся — участники образовательных отношений, субъекты правоотношений в сфере образования, имеющие характерные для них права и обязанности, в общем регламентированные комментируемым Законом;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы — субъекты правоотношений в сфере образования, наделенные соответствующими полномочиями и функциями, в общем регламентированными комментируемым Законом;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования, — субъекты правоотношений в сфере образования, наделенные функциями по обеспечению и оценке образовательной деятельности.

До этого в комментарии данные организации отдельно не выделялись, поэтому мы обратимся к их субъектному составу более подробно: к организациям, осуществляющим обеспечение образовательной деятельности, относятся научно-исследовательские организации, проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования (ст. 19 комментируемого Закона).

Организация, осуществляющая оценку качества образования, — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют независимую оценку качества образования (ч. 2 ст. 95 комментируемого Закона);

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования, — иные субъекты правоотношений в сфере образования, целью которых является защита трудовых и иных прав и свобод участников образовательных отношений.

2. Комментируемой статьей определены основные ступени образования и закреплен принцип непрерывности образования. Обучающийся переходит с одной ступени на другую, осваивая общие образовательные и профессиональные программы и повышая в дальнейшем свою квалификацию без отрыва от трудовой деятельности. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования:

1) уровни общего образования:

а) дошкольное образование.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся;

б) начальное общее образование.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни);

в) основное общее образование.

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком РФ, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению);

г) среднее общее образование.

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности;

2) уровни профессионального образования:

а) среднее профессиональное образование.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено комментируемым Законом.

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования;

б) высшее образование — бакалавриат.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование. Прием на обучение по программам бакалавриата проводится на основании результатов ЕГЭ, если иное не предусмотрено комментируемым Законом;

в) высшее образование — специалитет, магистратура.

К освоению программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, на конкурсной основе, если иное не предусмотрено комментируемым Законом;

г) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется на конкурсной основе, если иное не предусмотрено комментируемым Законом.

Анализируя данные положения и положения действовавших ранее Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», можно сделать вывод, что регулирование уровней общего образования принципиальных изменений не претерпело, однако предстало более структурированной и логичной системой.

Дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование комментируемый Закон объединил под общим понятием «общее образование». Их особенностям посвящена глава 7 комментируемого Закона. В данном блоке основной новеллой стало указание дошкольного образования в качестве одного из уровней образования, из чего следует необходимость разработки соответствующего федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Дискуссия по данному вопросу была вызвана в основном тем, что «стандарт предполагает стандартизированные требования к результатам освоения образовательной программы, а предъявление требований к результату на уровне дошкольного образования не соответствует принципам и особенностям этого уровня образования» . В связи с этим была признана нецелесообразной индивидуальная аттестация обучающихся по программам дошкольного образования. Комментируемым Законом для обучающихся на этой ступени образования не предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации (ст. ст. 58, 59, 64).

———————————

Вавилов А.И. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и общее образование // Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://273-фз.рф/publikatsii/novyy-federalnyy-zakon-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federacii-i-obshchee-obrazovanie (дата обращения: 24.02.2014).

Заметнее изменения, которые коснулись системы профессионального образования.

Во-первых, комментируемым Законом упразднено начальное профессиональное образование. Согласно ч. 1 ст. 108 комментируемого Закона образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации ранее, приравниваются к уровням образования, установленным комментируемым Законом, при этом начальное профессиональное образование, предусматривавшееся Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1, приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Во-вторых, предусмотренный комментируемым Законом уровень образования «высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации» не включает интернатуру и докторантуру, как предусматривал Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ в отношении послевузовского профессионального образования.

Часть 4 ст. 108 комментируемого Закона содержит положения, определяющие, что прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 г. Таким образом, интернатура будет ликвидирована. Сейчас прохождение интернатуры регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно данному Закону обучение в интернатуре обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников. Продолжительность обучения в интернатуре не может превышать один год. Лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование и обучающиеся в интернатуре, являются интернами и на них распространяются права, обязанности, меры социальной поддержки и стимулирования ординаторов, установленные комментируемым Законом, а к осуществлению образовательной деятельности по программам интернатуры применяются правила, установленные для осуществления образовательной деятельности по программам ординатуры (ч. ч. 4 и 4.1 ст. 100). Данные положения применяются до истечения нормативных сроков освоения образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения. С 1 сентября 2017 г. они не применяются (ч. 9 ст. 101).

Согласно новому правовому регулированию подготовка в докторантуре осуществляется в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», согласно которой к соисканию ученой степени доктора наук допускаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук и подготовившие диссертацию на соискание ученой степени доктора наук на основе результатов проведенных ими научных исследований. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук научными и педагогическими работниками может быть подготовлена в докторантуре организаций, в которых созданы советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

При этом следует отметить, что ч. 3 ст. 163 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены некоторые переходные положения:

1) прием в докторантуру в соответствии с порядком приема, действовавшим до 1 сентября 2013 г. (дата вступления в силу комментируемого Закона), осуществлялся до 1 января 2014 г.;

2) подготовка лиц, принятых в докторантуру до 1 января 2014 г., осуществляется до истечения срока их подготовки, но не позднее 1 января 2018 г. В этот срок не включается защита диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

3. Комментируемым Законом регламентируется также реализация дополнительного образования. Дополнительное образование включает в себя следующие подвиды:

1) дополнительное образование детей и взрослых.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

2) дополнительное профессиональное образование.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, и лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. N 499, а также в связи с многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки РФ направило разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования (письмо Минобрнауки РФ от 9 октября 2013 г. N 06-735). В частности, министерство разъяснило, что согласно комментируемому Закону можно однозначно утверждать о принадлежности дополнительного профессионального образования к непрерывному образованию.

4. Непрерывность образования обеспечивается посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code