Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

Комментарий к статье 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. В данной статье определяются также полномочия в сфере образования органов местного самоуправления двух типов муниципальных образований, а именно:

— муниципальных районов. Под муниципальным районом понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

— городских округов. К ним относятся городские поселения, которые не входят в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Нужно отметить, что исходя из ст. 12 Конституции РФ предусматривается как самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий, так и самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления (п. п. «ж», «з» ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

2. Данной статьей установлено 6 соответствующих полномочий муниципальных районов и городских округов (данный перечень является открытым, иные полномочия могут быть установлены комментируемым Законом). При этом в ч. 2 комментируемой статьи говорится о внутригородских муниципальных образованиях в субъектах РФ — городах федерального значения Москве (муниципальное образование Ивановское, муниципальное образование Гагаринское и др.), Санкт-Петербурге (муниципальный округ Полюстрово, муниципальный округ Юго-Запад и др.) и Севастополе. В данном случае полномочия органов местного самоуправления в сфере образования (в том числе в части закрепления образовательных организаций субъектов РФ за конкретными территориями) должны устанавливаться соответственно законами Москвы, Санкт-Петербурга. Нужно учитывать, что в данном случае может учитываться специфика внутригородских муниципальных образований, но в вопросах определения объема полномочий такое законодательство субъектов РФ не должно противоречить комментируемому Закону.

Что касается города Севастополя, то согласно договору со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого регулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономической, финансовой, кредитной и правовой системе Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы выполнения воинского долга и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

11 апреля 2014 года Постановлением N 1 Законодательного Собрания города Севастополя принят Устав города, согласно которому территория города Севастополя является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. Территория города Севастополя определяется границами, существовавшими на день образования нового субъекта Российской Федерации — города федерального значения Севастополь.

Территория города Севастополя делится на административно-территориальные единицы в соответствии с законом города Севастополя. Границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются законом города Севастополя. Изменение границы города Севастополя с другими субъектами Российской Федерации производится по их взаимному согласию в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Местное самоуправление в городе Севастополе осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований города Севастополя исходя из интересов населения соответствующих внутригородских муниципальных образований города Севастополя.

В настоящее время в целях реализации Закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Министерство регионального развития России проводит работу по подготовке плана мероприятий («дорожной карты») и модельных правовых актов по переходу органов власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя на российскую систему регионального государственного и муниципального управления.

«Дорожная карта» в том числе предусматривает подготовку таких нормативных правовых актов, как: проект Конституции Республики Крым; проект Устава города федерального значения Севастополя; проекты законов об административно-территориальном устройстве Республики Крым и города федерального значения Севастополя; проект закона о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя; проекты законов о местном самоуправлении на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя; проект закона о статусе и границах муниципальных образований. В данный момент «дорожная карта» уже подготовлена Минрегионом России и проходит процедуру согласования с органами власти Республики Крым и города Севастополя.

3. К полномочиям органов местного самоуправления указанных муниципальных образований по решению вопросов местного значения отнесены, в частности:

— организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования любого уровня по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

Данные полномочия не предусматривают лишь финансового обеспечения реализации основных общеобразовательных программ в таких организациях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, как относящегося к полномочиям соответствующего субъекта РФ (см. п. 3 ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона). Так, ст. 1 Закона Московской области от 30 декабря 2013 г. N 172/2013-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2014 году» установлено, что финансовое обеспечение реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области производится за счет средств бюджета Московской области в части финансового обеспечения расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг);

— организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях. В этом случае полномочия муниципальных образований не распространяются на дополнительное образование детей, финансовое обеспечение которого закреплено за органами государственной власти субъекта РФ;

— создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (в том числе для приобретения продуктов питания, расходных материалов, используемых для обеспечения личной гигиены);

— создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций с осуществлением функций и полномочий учредителей таких организаций. При этом для органов местного самоуправления муниципальных районов не предусмотрено возможности создания муниципальных образовательных организаций высшего образования. Также согласно ч. 3 комментируемой статьи органы местного самоуправления муниципальных районов вправе осуществлять функции учредителей только в отношении муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г. Городских округов данное ограничение не касается. Кроме того, ч. 4 комментируемой статьи содержит прямое указание на то, что органы местного самоуправления городских округов имеют право обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.

Также органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов осуществляют иные полномочия в сфере образования, предусмотренные комментируемой статьей.

О соответствующей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов также идет речь в п. 5 приложения «Разграничение компетенции и полномочий в сфере образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к письму Минобрнауки РФ от 1 апреля 2013 г. N ИР-170/17.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code