Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

Комментарий к статье 8 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Данной статьей определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования, обусловленные п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, относящиеся к предмету совместного ведения с РФ и не являющиеся переданными полномочиями, о которых идет речь в ст. 7 комментируемого Закона.

Перечень таких полномочий дублирует ряд положений, содержащихся в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которые определяют полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе — п. п. 13, 13.2, 14.1, 14.1-1, 20, 62, 63 ч. 2 ст. 26.3 данного Закона. При этом ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ устанавливает, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, могут определяться, в частности, федеральными законами.

Таким образом, в комментируемой статье законодатель определил круг полномочий органов государственной власти субъектов РФ применительно к сфере образования, охарактеризовав тем самым деятельность, которую они обязаны осуществлять. Также деятельность органов государственной власти субъектов РФ достаточно подробно освещена в п. 4 приложения «Разграничение компетенции и полномочий в сфере образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к письму Минобрнауки РФ от 1 апреля 2013 г. N ИР-170/17.

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, в частности:

— разработка и реализация региональных программ развития образования. Так, например, распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10 сентября 2013 г. N 66-рп была утверждена Программа «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013 — 2020 годы». Программы в данном случае должны учитывать региональные социально-экономические, экологические, демографические, этнокультурные и иные особенности субъекта РФ. В п. 20 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ идет речь также о поддержке органами государственной власти субъектов РФ изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности, что, соответственно, может быть предусмотрено в региональных программах развития образования;

— создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов РФ, а также осуществление функций и полномочий учредителей таких организаций. При этом органы государственной власти субъектов РФ, как установлено ч. 3 комментируемой статьи, вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в таких образовательных организациях соответствующего уровня;

— обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

В этой связи, как указано в разд. I Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, содержащихся в письме Минобрнауки РФ от 1 октября 2013 г. N 08-1408, в субъектах РФ рекомендуется принятие нормативных правовых актов, определяющих порядки расчетов объемов требуемого финансового обеспечения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в том числе методики расчета нормативов затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях).

Также органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех уровней в муниципальных общеобразовательных организациях, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (создание необходимого количества мест, обеспечение наличия необходимых ресурсов и др.).

В данном случае необходимо предоставление субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, на приобретение учебников и учебных пособий, игр, игрушек и средств обучения (при этом расходы на содержание зданий муниципальных общеобразовательных организаций и оплату коммунальных услуг субвенциями не предусматриваются), в соответствии с нормативами, которые определяются органами государственной власти субъектов РФ. Недостаточность финансирования, так или иначе, негативно влияет на права обучающихся.

Пример: в Апелляционном определении Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 ноября 2013 г. по делу N 33-5001/2013 указывается на случай несоблюдения требований к укомплектованности библиотек муниципальных школ в результате недофинансирования, повлекший нарушение конституционных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования;

— организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов РФ и др.

Всего ч. 1 комментируемой статьи указывает на 13 видов деятельности органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования, причем этот перечень является открытым. Иные полномочия могут предусматриваться комментируемым Законом.

На уровне субъектов РФ целесообразно принятие нормативных правовых актов, конкретизирующих полномочия в сфере образования. Так, ст. ст. 10, 11 Закона Московской области от 27 июля 2013 г. N 94/2013-ОЗ «Об образовании» выделяют полномочия в данной сфере законодательного органа субъекта — Московской областной Думы и полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области, причем выделяется в общей сложности 62 позиции, детально определяющие таких полномочия (перечни их остаются открытыми).

При этом нужно учитывать, что все вопросы осуществления полномочий органов государственной власти субъектов РФ, определенные комментируемым Законом, следует рассматривать во взаимосвязи с общими положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Так, например, ст. 1 данного Закона устанавливает принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ, ст. 7 определяет порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов и т.д.

3. Также ч. 3 комментируемой статьи установлено, что органы государственной власти субъектов РФ имеют право (но не обязаны):

1) предоставлять дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания:

— обучающихся в муниципальных образовательных организациях;

— обучающихся по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам в частных общеобразовательных организациях.

Так, например, Порядком организации бесплатного питания обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, в том числе в частных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию по основным общеобразовательным программам, и образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, расположенных на территории Ленинградской области, утв. Постановлением правительства Ленинградской области от 24 октября 2006 г. N 295, предусмотрено обеспечение бесплатным питанием детей из указанных категорий.

Однако согласно ч. 1 ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 30 июня 2006 г. N 46-оз «Об организации питания обучающихся в отдельных образовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области» это возможно только при установлении определенного неблагополучия ребенка (инвалидность, трудная жизненная ситуация и др.);

2) предоставлять государственную поддержку дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (по дополнительным общеразвивающим, дополнительным предпрофессиональным программам).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code