Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Комментарий к статье 7 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Согласно п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет ряд полномочий органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). В том числе это организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов РФ, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов РФ, организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования (полный перечень полномочий определен ст. 8 комментируемого Закона).

Одновременно ч. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ устанавливает, что полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, не предусмотренные ч. 2 ст. 26.3 данного Закона, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами.

В соответствии с указанными выше положениями ч. 1 комментируемой статьи относит к переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ полномочия Российской Федерации в сфере образования (в комментируемом Законе им дано условное обозначение «переданные полномочия»).

2. К переданным полномочиям относится государственный контроль (надзор) в сфере образования. Исходя из п. п. 3, 4 Положения о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164, обязанность его осуществления возлагается на соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

Государственный контроль (надзор) в данном случае осуществляется за деятельностью:

— организаций, которые осуществляют образовательную деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, исключая организации, входящие в перечень п. 7 ч. 1 ст. 6 комментируемого Закона;

— органов местного самоуправления, на соответствующей территории осуществляющих управление в сфере образования.

Кроме того, переданными полномочиями выступают лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, которые осуществляют образовательную деятельность на территории субъекта РФ, также с исключением организаций, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 6 комментируемого Закона.

Лицензирующими органами в данном случае являются органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (подп. «б» п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966).

Также к переданным полномочиям отнесено подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации. Такое подтверждение осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации. Результатом подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации является проставление на них апостиля (п. 2 Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2013 г. N 611).

3. В связи с передачей полномочий встает вопрос о финансовом обеспечении их осуществления. Установлено, что финансирование в данном случае осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета согласно ч. 1 ст. 133 БК РФ понимаются межбюджетные трансферты, которые предоставляются бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

При этом общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ определяется исходя из количественных показателей, установленных ч. 3 комментируемой статьи, согласно Методике, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1116 (этим же Постановлением Правительства РФ утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий).

Кроме того, определено, что финансовое обеспечение производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на данные цели, не менее чем в размере планируемых поступлений в данный бюджет.

Такие поступления обусловлены переданными органам государственной власти субъектов РФ полномочиями в связи с необходимостью уплаты заинтересованными лицами государственной пошлины за их осуществление. В данном случае ч. 2 ст. 56 БК РФ предусматривает, что в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежит зачислению государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 процентов за действия органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования, связанные с лицензированием образовательной деятельности, с государственной аккредитацией образовательных учреждений и за действия по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Нужно подчеркнуть, что согласно ч. ч. 2, 10 комментируемой статьи предоставление субвенций применительно к переданным полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации не предусмотрено. Финансовое обеспечение полномочий, связанное с проставлением апостиля, осуществляется лишь в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели.

Следует отметить, что 5 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которым внесены изменения в комментируемый Закон.

Так, в пункт 1 части 3 комментируемой статьи был добавлен еще один город федерального значения, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, — город Севастополь.

4. В ч. ч. 4, 5 комментируемой статьи указывается на строго целевой характер средств, выделенных на осуществление переданных полномочий.

Согласно ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете или иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Являясь бюджетным нарушением, нецелевое использование бюджетных средств влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). В соответствии с ч. 2 ст. 306.2 БК РФ это бюджетные меры принуждения.

Применение к получателю бюджетных средств бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 306.1 БК РФ). Так, ст. 15.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий, исходя из ч. 9 комментируемой статьи, осуществляется в пределах компетенции:

— Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

— Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки;

— Счетной палатой РФ, которая, согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», являясь постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), осуществляет внешний государственный аудит (контроль) порядка формирования, управления и распоряжения в том числе средствами федерального бюджета.

При этом, как следует из подп. «а» п. 4 ч. 8 комментируемой статьи, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обязано ежеквартально предоставлять в Минобрнауки РФ отчет о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей. Форма такого отчета и Порядок его предоставления утверждены Приказом Рособрнадзора от 13 июля 2009 г. N 1701.

5. Частью 6 комментируемой статьи определено, что Минобрнауки РФ принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий. Так, был издан Приказ Минобрнауки РФ от 13 июня 2012 г. N 483 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений», письмо Минобрнауки РФ от 1 октября 2013 г. N 08-1408 «О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Также Минобрнауки РФ устанавливает целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий, согласовывает назначение на должность руководителей тех органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия, по представлению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки вносит в Правительство РФ предложения об изъятии переданных указанным органам полномочий, подготавливает предложения о совершенствовании законодательства об образовании, исходя из результатов ежегодного доклада органов государственной власти субъектов Российской Федерации об осуществлении переданных полномочий.

В свою очередь, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обязана контролировать нормативно-правовое регулирование, которое осуществляется в части переданных полномочий органами государственной власти субъектов РФ, в случае необходимости — направлять им предписания об отмене или изменении нормативных правовых актов, осуществлять контроль и надзор в данной сфере, выполнять иные функции, предусмотренные ч. 7 комментируемой статьи.

6. В ч. 8 комментируемой статьи детально определены обусловленные передачей полномочий обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

В том числе такое лицо по согласованию с Минобрнауки РФ назначает на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ, которые осуществляют переданные полномочия, утверждает их структуру, организует деятельность, связанную с осуществлением переданных полномочий.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code