Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

Комментарий к статье 6 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья определяет полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования, иными словами, совокупность предоставленных таким органам прав и обязанностей применительно к образованию.

Здесь нужно отметить, что государственная власть представляет собой вид управления, регулирования и контроля и служит средством упорядочения социальных отношений путем руководства обществом с помощью государственного аппарата. Соответственно, реализация ее происходит путем государственного управления — целенаправленного воздействия определенных органов государства на различные сферы жизнедеятельности общества, в том числе на сферу образования.

Как разъясняется в ч. ч. 6, 7 приложения «Полномочия отдельных федеральных государственных органов в сфере образования» к рекомендациям субъектам РФ по подготовке к реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (письмо Минобрнауки РФ от 1 апреля 2013 г. N ИР-170/17), Президент РФ устанавливает перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Правительство РФ, в частности, устанавливает порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утверждает программы развития федеральных университетов, устанавливает нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, определяет продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска педагогических работников и др.

К государственным органам относятся также федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и другие исполнительные органы, деятельность которых обеспечивается Президентом РФ и Правительством РФ.

2. В комментируемой статье установлено, что федеральные органы государственной власти обладают такими полномочиями, как разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования.

В первую очередь это касается Минобрнауки РФ, которое выступает федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466).

Установлено в том числе, что Минобрнауки РФ проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п. 5.4 Положения). Возглавляющий Минобрнауки РФ министр несет персональную ответственность за выполнение соответствующих полномочий и реализацию государственной политики в сфере образования (п. 8 Положения).

Вопросы совершенствования государственной политики в образовательной сфере находят свое отражение в указах Президента РФ. Так, в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» необходимы, в частности, достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.

На Правительство РФ возложена обязанность ежегодно представлять Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования с опубликованием его на официальном сайте Правительства РФ (ч. 2 ст. 3 комментируемого Закона). В конечном итоге направления единой государственной политики, осуществляемой федеральными органами государственной власти, конкретизируются в утверждаемых Правительством РФ государственных, федеральных целевых программах в сфере образования.

Выработка единой государственной политики должна осуществляться в соответствии с принципами, определенными ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона (признание приоритетности образования, гуманистический характер образования, автономия образовательных организаций и иные). Ориентир такой политики наиболее емко был определен во введении к Национальной доктрине образования в РФ (Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751). Это утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования.

3. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится также организация предоставления высшего образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 комментируемого Закона высшее образование имеет целью, с одной стороны, обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, а с другой — удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Нужно отметить, что сфера высшего образования в последние годы претерпела существенные изменения в связи с присоединением России к странам — участницам Болонского процесса (2003 г.). Болонская декларация предусматривает принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования, введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл согласно Болонской декларации длится не менее трех лет (законодательство РФ в настоящее время относит уровень бакалавриата к полноценному высшему образованию). Второй цикл должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

В результате коренным образом изменилось российское законодательство в части высшего образования, усложнились образовательные программы и, соответственно, потребовалась перестройка на новый лад деятельности федеральных органов государственной власти в сфере образования. Предоставленные этим органам полномочия по организации получения высшего образования должны быть использованы для максимально эффективного внедрения и действия новых правил в системе российского образования.

4. Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи содержит указание на то, что федеральные органы государственной власти в сфере образования обеспечивают государственные гарантии реализации права на получение на конкурсной основе высшего образования бесплатно, что соответствует ч. 3 ст. 43 Конституции РФ.

Здесь нужно отметить, что в настоящее время организациям, ведущим образовательную деятельность, дан «зеленый свет» на привлечение учащихся на платной основе. Подобная политика, обеспечивая деятельность таких организаций, в большинстве случаев оставляет лишь символическую возможность получения на конкурсной основе бесплатного высшего образования. К сожалению, она становится для молодежи лишь простой декларацией.

5. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится также организация предоставления дополнительного профессионального образования, которое осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (п. 6 Приказа Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»).

Сказанное относится только к деятельности федеральных государственных образовательных организаций (организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, согласно п. 9 ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Также полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования предусматривают осуществление ими такой масштабной деятельности, как:

— разработка, утверждение и реализация государственных программ РФ. Так, распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р была утверждена Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы, ответственным исполнителем которой является Минобрнауки РФ. Целью ее выступает обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики, а также повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны;

— разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программ. В том числе Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 была принята Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы, государственным заказчиком-координатором которой, а также основным разработчиком (совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки) выступает Минобрнауки РФ.

Указанные программы находятся в определенной взаимосвязи, в частности, со Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, Стратегией государственной молодежной политики, разработанной на период до 2016 года, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N 1760-р;

— реализация международных программ в сфере образования (см. комментарий к ст. 105).

6. Федеральные органы государственной власти в сфере образования, кроме того, наделены полномочиями на создание, реорганизацию, ликвидацию федеральных государственных образовательных организаций, на осуществление функций и полномочий их учредителя.

Например, Минобрнауки РФ является учредителем ФГБОУ «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)». Устав МАИ утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 19 мая 2011 г. N 1669.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает также, что федеральные государственные органы могут в рамках деятельности таких образовательных организаций обеспечивать предоставление общего и среднего профессионального образования — общедоступного и бесплатного.

7. Федеральные органы государственной власти в сфере образования утверждают федеральные государственные образовательные стандарты, устанавливают федеральные государственные требования.

Федеральные государственные образовательные стандарты исходя из ч. 6 ст. 2 комментируемого Закона представляют собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки и утверждаются Минобрнауки РФ. Нужно отметить, что с 2009 г. в России разрабатываются так называемые «стандарты третьего поколения», согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.

Данные стандарты достаточно подробно структурируют образовательные программы и определяют требования к ним.

В соответствии с ч. 9 ст. 12 комментируемого Закона на основе федеральных государственных образовательных стандартов по общему правилу с учетом их уровня и направленности разрабатываются примерные основные образовательные программы. Перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которые самостоятельно устанавливают образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования, утвержден Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 г. N 1332.

В свою очередь, федеральные государственные требования представляют собой обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам и также утверждаются Минобрнауки РФ.

8. Федеральным органам государственной власти в сфере образования, а именно Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, предоставлены полномочия на лицензирование образовательной деятельности ряда организаций согласно перечню, приведенному в ч. 7 комментируемой статьи (в частности, к ним относятся организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования). Лицензирование организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, не входящих в указанный перечень, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (п. 2 ч. 1 ст. 7 комментируемого Закона).

Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966.

Также Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проводится государственная аккредитация образовательной деятельности:

— организаций, указанных в ч. 7 комментируемой статьи, в отношении которых также проводится лицензирование;

— дополнительно — иностранных образовательных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации.

Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1039.

Кроме того, предусмотрено осуществление Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственного контроля (надзора) в сфере образования:

— за деятельностью организаций, указанных в ч. 7 настоящей статьи;

— дополнительно — за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют государственное управление в сфере образования.

Предметом государственного контроля является установление соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (государственных образовательных стандартов — до завершения их реализации в образовательных учреждениях) или федеральным государственным требованиям в процессе осуществления образовательными учреждениями и научными организациями образовательной деятельности, а также выполнение предписаний Рособрнадзора (п. 5 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 2 мая 2012 г. N 370).

Предметом государственного надзора является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными учреждениями и научными организациями, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных законодательством Российской Федерации в области образования (ч. 5 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 2 мая 2012 г. N 367).

Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164.

Следует отметить, что ст. 19.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), ст. 19.4.1 КоАП РФ — за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), ст. 19.5 КоАП РФ — за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

9. Федеральные органы государственной власти в сфере образования формируют и ведут федеральные информационные системы, федеральные базы данных в сфере образования, одновременно обеспечивая конфиденциальность персональных данных, содержащихся в них, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

В данной сфере действуют, в частности, федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (Правила формирования и ведения данного реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 729), федеральная информационная система «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации» (Правила формирования и ведения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2013 г. N 797).

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесено также установление и присвоение (назначение) государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования.

В данном случае нужно отметить, что государственные награды являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги, в том числе в области науки и просвещения (п. 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099).

Также установлено, в частности, что почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присваивается высокопрофессиональным учителям и преподавателям общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, гимназий, учреждений начального образования и институтов подготовки и повышения квалификации работников образования за личные заслуги, в том числе в подготовке победителей региональных, всероссийских и международных олимпиад (п. 1 Положения о почетном звании «Заслуженный учитель Российской Федерации», утв. Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099).

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2013 г. N 744 «О премиях Правительства Российской Федерации в области образования» утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области образования.

10. Установлено, что федеральными органами государственной власти в сфере образования осуществляется разработка прогнозов подготовки кадров и требований к их подготовке на основе прогноза потребностей рынка труда, обеспечение на федеральном уровне мониторинга в системе образования (см. ст. 97 комментируемого Закона и Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»).

Приведенный в комментируемой статье перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования является открытым. Они также могут осуществлять другие полномочия в сфере образования, которые исходят из комментируемого Закона.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code