Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Комментарий к статье 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Данная статья не является новеллой в законодательстве об образовании. Примечательно, что в ранее действовавшем Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» гарантии граждан на получение образования также раскрывались в ст. 5.

1. Право на образование признается в Российской Федерации за каждым человеком. Использование термина «человек» означает, что Россия как правовое и социальное государство признает названное право не только за своими гражданами, но и за иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые проживают на территории РФ. Право на образование не просто признается, но гарантируется. Это означает обязанность государства создавать условия для реализации права, всячески побуждать к получению образования, по крайней мере своих граждан.

Россия в соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции РФ — федеративное государство, а следовательно, обязанность по обеспечению возможности реализации права на образование для человека и гражданина лежит не только на федеральном центре (Российской Федерации), но и на субъектах РФ. В частности, это закреплено в п. п. «б» и «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, которая к совместному ведению РФ и субъектов РФ относит защиту прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

Федеральный центр и субъекты РФ, таким образом, должны создавать условия для реализации права граждан на образование.

Россия признает право человека на образование в числе естественных прав и свобод человека и гражданина, присущих ему от рождения только в силу самого статуса «человек». В Конституции РФ право на образование закреплено в ст. 43, в соответствии с ч. 1 которой «каждый имеет право на образование». Право на образование возникает у человека с рождения и прекращается со смертью.

Слово «каждый», которое применяется в Конституции РФ наравне с положениями ст. 19 Конституции РФ, нашло воплощение в ч. 2 комментируемой статьи. Право на образование не должно быть связано с какими-либо условиями по национальной, расовой, половой, социальной принадлежности, иным критериям. Недопустима дискриминация по любому признаку, т.к. согласно ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом, и если право на образование гарантируется одному, то оно должно быть гарантировано и другому, всем остальным. Перечень в ч. 2 комментируемой статьи является открытым, чтобы не допустить возможность применения дискриминирующих признаков с целью обойти закон.

При этом отметим, что комментируемая статья не содержит в себе положение, которое было закреплено в ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1, а именно в ч. 1: «ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом». Комментируемая статья намеренно не содержит такое ограничение, т.к. оно противоречит недопустимости дискриминации по какому-либо признаку.

Между тем в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплена возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная возможность, конечно, может быть применима и к ограничению права на образование, но сложно представить, как право на образование может вести к нарушению прав и законных интересов других лиц, вредить основам конституционного строя, нравственности, безопасности государства и т.п. применительно к правовому демократическому государству, которым и провозглашается Россия. Поэтому правило, ранее содержавшиеся в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1, выглядит несообразным. Нельзя ограничивать право человека на образование, независимо от его уровня. Тем более нельзя превращать право на образование в поощрение и лишать человека права получить профессиональное образование в качестве наказания за противоправные деяния, которые привели к судимости.

2. Образование — важное качество в современном мире. Человек без образования во многом обречен на плачевное существование, поэтому государство стремится обеспечить своим гражданам минимально гарантированное базовое образование, умение читать, писать, ориентироваться в основах научного знания, получение начальных профессиональных навыков. Именно поэтому в ч. 2 ст. 43 Конституции РФ и ч. 3 комментируемой статьи устанавливаются гарантии получения бесплатного дошкольного, общего и среднего профессионального образования. При этом гарантируется не просто бесплатность, но общедоступность образования.

Отметим, что в ч. 2 ст. 43 Конституции РФ при перечислении ступеней образования, которые гарантируются на принципах бесплатности и общедоступности, не указано начального общего образования. Между тем получение основного и среднего общего образования, а также профессионального образования без основ, заложенных при получении начального общего образования, невозможно. Поэтому в комментируемой статье упоминается начальное общее образование.

Таким образом, гарантируется получение полного цикла общего образования и начальной ступени профессионального образования — среднего профессионального образования.

Гарантии получения образования основываются на двух принципах:

— общедоступность;

— бесплатность.

Общедоступность означает создание условий, при которых человек может получить образование в различных условиях, независимо от места его проживания. Государство должно создать сеть образовательных организаций по принципу максимального охвата населенной территории России, а также создать условия получения образования дистанционно, когда невозможно посещение образовательной организации, либо обеспечить возможность доставки человека до образовательной организации или условия для проживания при образовательной организации (школы-интернаты, общежития).

Бесплатность образования тесно связана с общедоступностью, т.к., по сути, входит в состав принципа общедоступности. Невозможно образование сделать общедоступным, если у человека нет возможности оплатить его получение. Потому государство гарантирует бесплатность получения общего и среднего профессионального образования.

Общедоступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования, как уже упоминалось, гарантируются в Конституции РФ в ч. 2 ст. 43. Однако в Конституции РФ содержится положение о гарантированности бесплатного обучения только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Комментируемая статья не содержит такого положения. Это не означает, что теперь бесплатное образование государство гарантирует независимо от формы собственности образовательной организации. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Отсюда следует, что положения комментируемой статьи могут применяться в части, не противоречащей Конституции РФ. Следовательно, бесплатность образования гарантируется только в государственных и муниципальных образовательных организациях. При этом отсутствие такого указания в комментируемой статье делает возможным, если это будет предусмотрено законом, обеспечение бесплатности получения образования и в частных образовательных организациях.

Важными представляются гарантии получения бесплатного высшего профессионального образования. Однако при этом выдвигается несколько условий:

— во-первых, образование получается впервые, т.е. второе и последующие высшие образования являются платными (оплачивает либо сам обучающийся, либо третье лицо за него);

— во-вторых, бесплатность гарантируется не каждому, а на конкурсной основе, т.е. только тем, кто пройдет конкурсный отбор, преодолеет успешно установленный порог вступительных испытаний.

Таким образом, уже не каждый может претендовать на оплату государством получения высшего образования. Кроме того, не гарантируется общедоступность высшего образования.

Не совсем понятна формулировка ч. 3 комментируемой статьи в этой части: «…бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами…». Если речь идет о том, что федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают бесплатность образования, то это неверно, т.к. гарантии бесплатного образования установлены в Конституции РФ и, следовательно, бесплатность гарантируется в соответствии со ст. 43 Конституции РФ. Если же речь идет о том, что государство гарантирует получение образования, которое соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, то тогда формулировка статьи должна быть иной, например такой: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые». В этом плане формулировка ст. 5 РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 более удачна.

Кроме того, справедливой представлялась формулировка ч. 3.1 ст. 5 ФЗ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 об обязанности государства оказывать содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Комментируемая статья не содержит такого положения.

Отметим также, что право на получение образования коррелирует с обязанностью получения гражданином РФ общего образования трех ступеней — начального, основного и среднего образования. Обязанность получения такого образования закреплена в ч. 5 ст. 66 комментируемого Закона (см. подробнее комментарий к ст. 66). При этом обязанность получения общего образования остается до достижения человеком восемнадцатилетнего возраста.

3. В ч. ч. 45 комментируемой статьи устанавливаются гарантии реализации права на образование каждого человека через возложение обязанности на федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать социально-экономические условия для получения образования.

Возложение обязанности обеспечивать реализацию права на образование не только на федеральные государственные органы связано с положениями ст. 72 Конституции РФ, которая относит вопросы образования и воспитания к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Кроме того, привлекаются и органы местного самоуправления.

К сожалению, формулировка ч. 4 комментируемой статьи весьма размыта и не содержит конкретных требований, какие именно условия имеются в виду.

Речь, скорее всего, идет прежде всего об обязанности:

— создавать сеть государственных и муниципальных образовательных организацией, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования;

— обеспечивать финансирование получения образования в вышеназванных организациях;

— создавать возможность получения образования различными слоями населения, в т.ч. людьми с ограниченными возможностями здоровья;

— создавать условия для заинтересованности в получении образования, в т.ч. путем установления финансовой поддержки лиц, получающих образование.

Одним из важнейших направлений обеспечения права человека на образование является особая поддержка отдельных категорий лиц, прежде всего лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, проявивших выдающиеся способности в определенных областях науки, культуры, спорта. Здесь ни в коем случае не идет речь об установлении приоритета или дискриминационных условий для других лиц. Поддержка лиц, указанных в ч. 5 комментируемой статьи, направлена, наоборот, на обеспечение общедоступности образования, равных возможностей всех граждан на получение образования.

Лица с ограниченными возможностями здоровья и лица, нуждающиеся в социальной поддержке, при равных «обычных» условиях с другими лицами, как правило, не могут получить качественное образование, потому что требуется создание особых условий, применение специальных методов, способов и технологий обучения, применение специальных технических средств. Государство обязано создать возможность получения такими лицами образования в условиях, необходимых для этого, обеспечить всеми необходимыми средствами.

Также особое внимание должно уделяться лицам, проявившим выдающие достижения в определенной области науки, культуры, спорта. Им необходимо обеспечить условия для развития своих способностей, в т.ч. путем создания специальных образовательных организаций, установления мер социальной поддержки.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code