Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментарий к статье 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 2 закрепляет на правовом уровне основные понятия, используемые в целях регулирования образовательных отношений комментируемым Законом.

1. Образование представляет собой:

1) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства;

2) совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Раскрытие понятия сводится к перечислению двух основных составляющих образования: оно одновременно является и процессом, и результатом данного процесса в виде совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, а также обозначению цели процесса воспитания и обучения.

Образование представляет собой сложную и взаимосвязанную систему, включающую в себя множество участников и разнообразных отношений, складывающихся между ними, основанных на государственной регламентации. Система образования включает в себя:

— федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

— организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

— федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

— организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

2. Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Несколько иное понятие воспитания дано Модельным законом о воспитании детей и молодежи, принятым в г. Санкт-Петербурге 14 мая 2009 г. Постановлением N 32-5 на 32-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Указанный Закон определяет воспитание как систематический процесс формирования и развития личности в соответствии с принятыми в государстве — участнике СНГ нормами в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни.

Считаем, что понятие воспитания в последнем случае раскрыто более полно, нежели в комментируемой статье. Воспитание как психологический и педагогический процесс нельзя сводить к деятельности. Деятельность — осуществление определенных действий субъектом правоотношений. Воспитание личности — это процесс ее формирования, который зависит от многих социальных, психологических, общественных факторов. Личность формируется как под влиянием целенаправленных действий членов социума (родителей, воспитателей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов, государственных служащих, законодателей и пр.), так и под влиянием окружающей среды (друзья, семья, социум, экономическое и политическое положение, уровень духовности, развития и морали окружающих людей и общества в целом). Таким образом, воспитательный процесс представляет собой не деятельность, направленную на развитие личности, а создание условий для ее формирования — материальных, духовных, организационных и пр.

Воспитание, в зависимости от его направленности, можно подразделить на социальное, эстетическое, духовное, физическое и пр.

3. Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Обучение осуществляется как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне данных организаций в форме семейного образования и самообразования. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В зависимости от уровня знаний и направленности обучения оно подразделяется также на формы: по основным образовательным программам, дополнительным образовательным программам и профессиональным образовательным программам. Формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено комментируемым Законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Допускается сочетание различных форм обучения.

4. Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Общее образование и профессиональное образование реализуются по следующим уровням образования:

— уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование;

— уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат, высшее образование — специалитет, магистратура, высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

5. Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация приобретается в результате профессионального обучения, направленного на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами. В зависимости от уровня приобретенных знаний, умений, навыков и компетенции указанные лица получают квалификационные разряды, классы, категории по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Кроме того, в целях повышения квалификации рабочих и служащих осуществляется профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ, преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. Они включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования. При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».

Минобрнауки РФ обеспечивает разработку проектов стандартов и вносимых в стандарты изменений с привлечением учебно-методических объединений в системе образования, образовательных, научных и иных организаций, представителей работодателей, а также органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц, разработку по согласованию с Министерством культуры РФ проектов стандартов ассистентуры-стажировки и по согласованию с Минздравом России проектов стандартов ординатуры.

7. Образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными комментируемым Законом или Указом Президента РФ.

В отличие от федеральных государственных обязательных стандартов, образовательные стандарты являются нормативными актами локального уровня и распространяются в пределах одной образовательной организации.

Такие образовательные организации высшего образования утверждены Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 г. N 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования». В Перечень входят: ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», ГОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана», ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», ФГБОУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел РФ», ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ».

8. Федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с комментируемым Законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Федеральные государственные требования призваны наряду с федеральными государственными обязательными стандартами обеспечить единство образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования.

При этом, как и федеральные государственные обязательные стандарты и образовательные стандарты, они, в сущности, представляют собой совокупность нормативно установленных требований, различаются объекты, к которым эти требования предъявляются.

Федеральные государственные требования принимаются в отношении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры и спорта к минимуму их содержания, структур, условиям реализации и срокам обучения по этим программам. Они устанавливаются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Федеральные государственные требования в области физической культуры и спорта при этом разрабатываются с учетом федеральных стандартов спортивной подготовки.

9. Образовательная программа представляет собой совокупность:

1) основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты);

2) организационно-педагогических условий;

3) форм аттестации в предусмотренных комментируемым Законом случаях.

Этот комплекс документально выражается в различных формах: в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Более общее понятие образовательной программе по сравнению с представленным в комментируемом Законе дано Соглашением о сотрудничестве государств — членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ), заключенным решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. N 483, — образовательная программа — это совокупность основных целей, задач и содержания образования определенного уровня и/или направленности, а также перечня и последовательности образовательных мероприятий, необходимых для достижения целей и задач, установленных образовательным стандартом. Считаем, комментируемым Законом дано более полное определение.

Образовательные программы определяют содержание образования. Предыдущий действовавший в России Закон об образовании — Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» — декларировал, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

В России по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; основные профессиональные образовательные программы (образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена и образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки); основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы) и дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки).

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

10. Примерная основная образовательная программа — это учебно-методическая документация, определяющая:

— рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности;

— планируемые результаты освоения образовательной программы;

— примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Она может быть выражена в виде примерного учебного плана, примерного календарного учебного графика, примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов.

Примерные основные образовательные программы должны учитываться при разработке конкретной образовательной программы организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Они разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов. По результатам экспертизы примерные основные образовательные программы включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в данном реестре, является общедоступной.

Примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование.

Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 12 комментируемого Закона.

11. Общее образование — один из видов образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Общее образование включает в себя образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, которые являются преемственными.

Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.

Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При этом должно учитываться мнение ребенка.

Получение детьми общего образования находится под контролем органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов: они ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы семейного образования они должны проинформировать об этом соответствующий орган местного самоуправления.

12. Профессиональное образование — это один из видов образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Профессиональное образование включает в себя среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации).

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена, а высшее — высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

13. Профессиональное обучение также является одним из видов образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Профессиональное обучение может проводиться:

— по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих — в отношении лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего;

— по программам переподготовки рабочих и служащих — в отношении лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности;

— по программам повышения квалификации рабочих и служащих — в отношении лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации, утверждается Приказом Минобрнауки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».

14. Дополнительное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы: первые реализуются как для детей, так и для взрослых, вторые — только для детей.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Их содержание определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Оно осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

15. Обучающийся — это физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

В ст. 33 комментируемого Закона перечислены основные категории лиц, которые относятся к обучающимся, в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации: воспитанники, учащиеся, студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры, слушатели, экстерны (подробнее см. комментарий к ст. 33).

В уставах общеобразовательных организаций, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, могут предусматриваться специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы.

16. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Следует отметить, что в данном определении не имеется указания на то, что данное лицо осваивает образовательную программу, что и делает его обучающимся согласно вышеприведенному общему определению. При этом указанные лица получают образование по адаптированной основной общеобразовательной программе. Данное допущение законодателя следует иметь в виду при толковании отдельных положений комментируемого Закона.

В приведенном определении указывается специальный статус таких обучающихся: по установленным законом основаниям, подтвержденным надлежащим образом, они имеют право на получение образования в специальных условиях.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в комментируемом Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (подробнее см. комментарий к ст. 79).

17. Образовательная деятельность понимается как деятельность по реализации образовательных программ.

Более узкое понятие образовательной деятельности дано Модельным законом о статусе работника образования (принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. Постановлением N 27-13 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) — это совокупность последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, педагогическими и иными работниками образования для достижения результатов, предусмотренных социальными целями образования и его задачами.

Образовательная деятельность осуществляется специальными субъектами, обладающими правом на занятие педагогической деятельностью: образовательными организациями и организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. Она подлежит обязательной государственной регламентации. Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований, и включает в себя лицензирование образовательной деятельности, государственную аккредитацию образовательной деятельности и государственный контроль (надзор) в сфере образования.

18. Образовательная организация — это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Из этого определения следуют следующие выводы:

1) образовательная организация является некоммерческой организацией, то есть не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

2) образовательная организация осуществляет в качестве основного вида своей деятельности образовательную деятельность;

3) для осуществления образовательной организацией образовательной деятельности она должна получить соответствующую лицензию;

4) цели, для достижения которых создается образовательная организация, должны соответствовать законодательству о некоммерческих организациях и определяются в ее уставе.

Образовательная организация может быть создана только в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. При этом в зависимости от того, кем она создана, она может быть государственной, муниципальной или частной:

— государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом РФ;

— муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом);

— частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности:

— дошкольная образовательная организация;

— общеобразовательная организация;

— профессиональная образовательная организация;

— образовательная организация высшего образования;

— организация дополнительного образования;

— организация дополнительного профессионального образования (подробнее см. комментарий к ст. 23).

Наименование образовательной организации в обязательном порядке должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

19. Организация, осуществляющая обучение, — это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Из этого определения можно сделать следующие выводы:

1) организация, осуществляющая обучение, не обязательно является некоммерческой, то есть она может извлекать прибыль в качестве основной цели своей деятельности;

2) организация, осуществляющая обучение, осуществляет образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, в качестве основного она может осуществлять любую другую деятельность;

3) для осуществления организацией, осуществляющей обучение, образовательной деятельности она должна получить соответствующую лицензию.

К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам. В зависимости от вида и деятельности таких организаций различаются образовательные программы, по которым они имеют право осуществлять образовательную деятельность (подробнее см. комментарий к ст. 31).

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

20. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, — это сводное понятие, включающее образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (то есть некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность в качестве основной, и организации, осуществляющие ее в качестве дополнительного вида деятельности). В целях комментируемого Закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не предусмотрено отдельно. Таким образом, данное понятие обозначает субъектов образовательных отношений, которые непосредственно осуществляют образовательную деятельность.

21. Педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Понятие педагогического работника также дано Модельным образовательным кодексом для государств — участников Содружества Независимых Государств (общая часть) (принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. Постановлением N 27-12 на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) — это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся. На наш взгляд, более точное определение дано комментируемой статьей.

Педагогический работник прежде всего связан трудовыми отношениями с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и его правовой статус регулируется в том числе положениями ТК РФ. Особенностям регулирования труда педагогических работников посвящена гл. 52 ТК РФ.

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Определению этого статуса, а также прав и свобод педагогических работников, гарантий их реализации посвящена ст. 47 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 47).

Признание в России особого статуса педагогических работников означает, что им создаются условия для осуществления профессиональной деятельности, предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки. Условно предоставляемые педагогическим работникам права и свободы можно подразделить на академические права (свободы), права на создание условий труда, которые обеспечивали бы высокое качество педагогической деятельности, и права на защиту установленного законодательством статуса педагогического работника <2>.

———————————

<2> См. подробнее: Права и обязанности работников общеобразовательных организаций в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ // Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/obshcheobrazovatelnye-organizacii/9-01 (дата обращения: 24.02.2014).

22. Учебный план — это документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено комментируемым Законом, формы промежуточной аттестации обучающихся. Этот документ имеет локальный характер и действует в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Учебные планы разрабатываются на основании базисных учебных планов, которые, в свою очередь, разрабатываются по уровням образования на федеральном уровне. В частности, базовый учебный план общеобразовательных организаций, согласно Модельному закону о среднем общем образовании, принятому в г. Санкт-Петербурге 17 апреля 2004 г. Постановлением N 23-13 на 23-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, определяет структуру и содержание среднего общего образования через инвариантную и вариативную составляющие, которые устанавливают почасовое и смысловое соотношение между образовательными областями (циклами учебных предметов), предельно допустимую учебную нагрузку учащихся и общегодовое количество учебных часов.

23. Индивидуальный учебный план — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы является правом обучающихся, предоставленным комментируемым Законом. Переход на обучение по индивидуальным учебным планам бывает востребован для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; активно занимающихся спортом, в связи с чем нуждающихся в особой организации учебного времени и др. Обучение по индивидуальному учебному плану обычно влечет составление для обучающегося индивидуального расписания занятий (посещения занятий).

Порядок такого обучения устанавливается локальными нормативными актами образовательной организации. В разработке индивидуальных учебных планов могут принимать участие центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

24. Практика — это особый вид учебной деятельности, направленный на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием:

умение — это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно;

навык же — это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов <3>.

———————————

<3> Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. URL: http://www.bsu.ru/content/hec/aismontas/7.html (дата обращения: 24.02.2014).

Навыки — это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью <4>.

———————————

<4> Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 553 — 554.

В связи с этим практика представляет собой выполнение обучающимся определенных видов работ, позволяющее закрепить профессиональные навыки и сформировать соответствующую компетенцию.

Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся в виде учебной и производственной практики. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, проводят ее на основе договоров со специализированными организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются Минобрнауки РФ. На сегодняшний день в данной области действуют Приказ Минобрнауки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» и Приказ Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».

Учебная практика и производственная практика по основным профессиональным образовательным программам в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено соответствующей образовательной программой.

25. Направленность (профиль) образования — это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Как правило, профиль образования актуален для обучающихся по профессиональным образовательным программам. Тем не менее организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). В зависимости от профиля, соответствующий учебный предмет становится основным (общеобразовательные школы спортивного профиля, с углубленным изучением английского языка, гуманитарные, с математическим уклоном и пр.).

Образовательная программа организации, осуществляющей образовательную деятельность, может содержать региональные, национальные и этнокультурные особенности, она может быть ориентирована на конкретные области знания, а также содержать различные виды учебной деятельности. Далее на основе этой программы организация может провести работу по индивидуализации образовательной программы для конкретного обучающегося или группы обучающихся <5>.

———————————

<5> См. подробнее: Формирование содержания образования в общеобразовательной организации. Примерные образовательные программы. Разработка основной образовательной программы образовательной организации // Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/obshcheobrazovatelnye-organizacii/7-03 (дата обращения: 24.02.2014).

26. Средства обучения и воспитания — это материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Это могут быть приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и др.

Обеспечение средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Средства обучения и воспитания предоставляются обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований, в пользование на время получения образования бесплатно.

27. Инклюзивное образование подразумевает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Данное понятие было впервые введено на правовой уровень комментируемым Законом и вызвало на практике много вопросов. В частности, это было связано с его суженным толкованием: в понимании правоприменителей инклюзивное образование рассматривалось в том смысле, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны получать образование совместно с обычными детьми в одних и тех же классах. Способствовало такой позиции и указание Закона на то, что специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации (п. 1 ч. 5 ст. 108 комментируемого Закона). Однако рассмотренное толкование и применение данного понятия не являются верными.

Согласно ч. 4 ст. 79 комментируемого Закона образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование), так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, не устанавливается обязательность совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и иных лиц.

В то же время комментируемый Закон не содержит положений, предусматривающих ликвидацию специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Часть 5 ст. 79 при этом предусматривает создание органами государственной власти субъектов РФ отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья <6>.

———————————

<6> См.: Правда ли, что новый Закон об образовании предусматривает ликвидацию коррекционных школ и вводит обязательное инклюзивное образование? // Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://273-фз.рф/voprosy_i_otvety/pravda-li-chto-novyy-zakon-ob-obrazovanii-predusmatrivaet-likvidaciyu-korrekcionnyh (дата обращения: 24.02.2014).

В связи с указанным Минобрнауки РФ было издано письмо от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07, в котором отмечено, что часть субъектов РФ неоправданно сориентирована на сокращение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Также в данном письме обращается внимание на то, что инклюзивное (интегрированное) образование детей-инвалидов не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер — инклюзия (интеграция) ради самой инклюзии (интеграции). Для части детей более целесообразным является обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

28. Адаптированная образовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов РФ для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья также осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

29. Качество образования — это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Качество образования определяется на основании независимой оценки. Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

30. Отношения в сфере образования — это совокупность двух видов общественных отношений:

1) по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения);

2) связанных с образовательными отношениями, целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Таким образом, образовательные отношения являются более узким понятием по отношению к понятию отношений в сфере образования.

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, а также федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (законодательство об образовании) и являются предметом регулирования комментируемого Закона. В частности, ст. 1 комментируемого Закона также определено, что предметом регулирования являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования). Таким образом, по сути, в комментируемом Законе данное понятие определено дважды, причем в первом случае сфера правоотношений очерчена более широко, так как в нее дополнительно включены отношения, связанные с обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования.

31. Участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Понятия «обучающиеся», «педагогические работники», «организации, осуществляющие образовательную деятельность» закреплены комментируемой статьей. Права и обязанности родителей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» порядке. Права и обязанности иных законных представителей (усыновителей, опекунов, попечителей) устанавливаются в соответствии с Семейным кодексом РФ и ГК РФ. Права и обязанности представителей педагогических работников могут регулироваться не только ГК РФ, но и ТК РФ в случае, если речь идет о защите их трудовых прав.

32. Участники отношений в сфере образования — это участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Участники образовательных отношений входят в данную совокупность, поскольку образовательные отношения являются подвидом отношений в сфере образования (см. предыдущее определение). Иные участники отношений в сфере образования, как правило, осуществляют управленческие и контрольные функции в сфере образования, не принимая непосредственного участия в образовательном процессе, в отличие от участников образовательных отношений. Их функции и полномочия в сфере образования определены комментируемым Законом.

33. Конфликт интересов педагогического работника — это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Под данное определение подпадает запрет, предусмотренный ч. 2 ст. 48 комментируемого Закона, согласно которому педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Данная норма направлена на предотвращение «репетиторства» и предполагает, что оказание платных образовательных услуг может повлиять на отношения между преподавателем и обучающимся во время основного образовательного процесса. Поскольку понятие «конфликт интересов» сформировано довольно расплывчато и включает в себя не только уже возникшие противоречия между интересами педагогического работника и обучающегося (его представителей), но и возможность такого возникновения, представляется, что в описанной ситуации вывести наличие конфликта интересов педагогического работника не составит труда. Конечно, здесь возникает вопрос доказательства данного факта на практике. Разобраться с ним призвана создаваемая комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

34. Присмотр и уход за детьми — это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Согласно ст. 65 комментируемого Закона присмотр и уход за детьми осуществляют дошкольные образовательные организации, однако иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, также вправе осуществлять присмотр и уход за детьми (напомним, что к ним приравниваются и индивидуальные предприниматели).

Таким образом, комментируемый Закон разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности, гувернерства, патроната, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах).

Как отмечает Минобрнауки (письмо Минобрнауки РФ от 5 августа 2013 г. N 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми с целью реализации права на доступное дошкольное образование»), наиболее востребованной и самой распространенной является форма присмотра и ухода за детьми в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В них присмотр и уход сочетаются с дошкольным образованием. В такой форме присмотр и уход получают 6,2 млн. детей в 56,4 тыс. учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Вторая форма — это семейные дошкольные группы, которые создаются, как правило, на дому у воспитателя государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Воспитатели семейных групп являются штатными сотрудниками дошкольных образовательных учреждений, часто — многодетными мамами. В 2013 г. дошкольное образование в семейных группах получают 10,7 тысяч детей (0,2% от общей численности детей, охваченных дошкольным образованием).

Третья форма предусматривает присмотр и уход за детьми в семье, при этом дети получают дошкольное образование в группах кратковременного пребывания. Сюда относятся, например, распространенные группы подготовки детей к школе и другие. По состоянию на январь 2013 г. 18,6 тыс. таких групп функционировало в 12 тыс. учреждений. В них воспитывалось около 270 тыс. детей дошкольного возраста (около 4,6% от всех детей, охваченных дошкольным образованием).

Четвертая форма связана с привлечением к присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность. В 2013 г. более 1 тыс. индивидуальных предпринимателей оказывали услуги в сфере дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (гувернерство, семейные клубы, детские центры, домашние детские сады и т.д.).

В настоящее время в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61) реализуется проект «Разработка и апробация механизмов применения различных форм организации присмотра и ухода за детьми в образовательных организациях и иных организациях, у индивидуальных предпринимателей и семьях, имеющих детей дошкольного возраста».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code