Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В комментируемой статье определены предмет регулирования законодательства об образовании, а также структура Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Предмет правового регулирования представляет собой фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании <1>. Такие отношения будут признаваться предметом правового регулирования в том случае, если они будут отвечать следующим признакам: быть жизненно важными для общества, иметь волевой и направленный характер, обладать определенной степенью устойчивости.

———————————

<1> Теория государства и права / Отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. М.: Норма, 2006. С. 461.

Предметом любой отрасли права являются отношения, регулируемые соответствующими нормами права. В нашем случае это общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Поскольку под регулированием принято понимать функцию управления, воздействие на что-либо с целью организации, упорядочения, то процесс регулирования деятельности в сфере образования будет представлять собой налаживание, упорядочивание, направление и развитие процессов, отношений, возникающих по факту предоставления, получения, оказания образовательных услуг.

С точки зрения ч. 1 рассматриваемой статьи можно констатировать, что при определении предмета правового регулирования законодатель пошел по пути простого перечисления тех или иных сфер общественных отношений, входящих в целевую направленность комментируемого Закона.

Забегая вперед, сразу можно отметить, что круг регулируемых отношений определен чрезвычайно широко, что позволит в будущем произвести качественное наполнение комментируемого Закона адекватными правовыми нормами, регулирующими правоотношения в сфере образовательного процесса. Вместе с тем включение большого круга норм, относящихся фактически к разным сферам правового регулирования, в один правовой акт позволяет констатировать, что фактически комментируемый Закон носит кодифицирующий характер, в нем систематизируются ключевые нормы различных отраслей законодательства, регламентирующие деятельность образовательных учреждений в частности и всего образовательного процесса в целом.

Предметом правового регулирования обусловлена и структура комментируемого Закона. Он состоит из пятнадцати глав, содержащих положения об основных задачах и организации образовательной деятельности, правовом статусе образовательных учреждений и иных участников образовательного процесса. Отдельная глава комментируемого Закона посвящена международному сотрудничеству в сфере образования.

  1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи к предмету правового регулирования комментируемого Закона относятся общественные отношения, возникающие в связи с образованием. Образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Таким образом, правоотношения, входящие в предмет правового регулирования комментируемого Закона, предполагаются возникающими в сфере образования в связи с:

1) реализацией права на образование, т.е. осуществлением реальной деятельности, направленной на получение субъектами соответствующих правоотношений качественных образовательных услуг;

2) обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования. Как представляется, в круг данных правоотношений входят отношения по установлению (закреплению) таких гарантий и их практической реализации;

3) созданием условий для реализации права на образование, т.е. определением оптимальных моделей и механизмов, а также их практической реализацией в целях соблюдения гарантий реализации конституционного права на образование.

  1. В рамках ч. 2 комментируемой статьи фактически определены основные направления правового регулирования комментируемого Закона. Итак, комментируемый правовой акт направлен на установление следующих аспектов образовательного процесса:

1) установление правовых основ образования в Российской Федерации. Данная норма означает, что комментируемый Закон фактически выступает основой всех правовых (нормативных) источников российской системы образования. Как указывает ст. 4 комментируемого Закона, отношения в сфере образования регулируются, помимо него самого, Конституцией РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. При этом целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования;

2) установление организационных основ образования в Российской Федерации, что предполагает закрепление правил и порядка осуществления управления образовательной организацией в частности и образовательной системой в целом;

3) установление экономических основ образования в Российской Федерации: в частности, это происходит путем закрепления в комментируемом Законе норм об экономической деятельности и финансовом обеспечении системы образования (см. комментарий к главе 13);

4) установление основных принципов государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Общий перечень принципов государственной политики в сфере образования представлен в ст. 3 комментируемого Закона (см. комментарий к статье 3);

5) установление общих правил функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, в том числе правил создания образовательных организаций, организации образовательного процесса в рамках общеобязательных стандартов и правил;

6) определение правового положения участников отношений в сфере образования: в рамках комментируемого Закона представлены подробные перечни, отражающие особенности правового статуса каждого из участников сложного образовательного правоотношения, а именно образовательной организации, педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, а также государственных органов и организаций, осуществляющих специальный контроль за деятельностью образовательных учреждений.

__________________

Одним из проявлений того, как осуществляется государственное управление в сфере образования, является правовое регулирование отношений, возникающих в этой сфере. Предмет правового регулирования позволяет установить круг общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе осуществления государственного управления.

Определение предмета правового регулирования позволяет не только более точно идентифицировать нормативно-правовой массив в сфере образования, но и установить границы между смежными отраслями российского законодательства.

Предмет правового регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и формируемого на его основе законодательства об образовании очерчивает спектр регулируемых общественных отношений. В конечном счете предмет регулирования Федерального закона об образовании позволяет установить применимость правовых норм, содержащихся в комментируемом Федеральном законе, для регулирования конкретных видов общественных отношений.

При определении предмета законодательства об образовании в целом и комментируемого Закона в частности законодателем используется понятие «отношения в сфере образования».

Важной особенностью подхода законодателя к регулированию отношений в сфере образования является то, что предмет Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и формируемого в соответствии с ним законодательства об образовании составляют не только собственно сами образовательные отношения (то есть общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ), но и общественные отношения, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Такой подход к определению предмета законодательства об образовании позволяет, наряду с определением правовых границ конституционного права каждого на образование, регламентировать весь комплекс отношений, возникающих в связи с реализацией права на образование, а также закрепить государственные гарантии прав и свобод человека в сфере образования и создания необходимых условий для реализации права на образование.

В этой связи следует отметить, что к определению понятия «отношения в сфере образования» законодатель в комментируемом Законе обращается фактически дважды — в ст. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и в ст. 2 этого же Закона, в которой дает определение основных понятий, используемых в законодательстве об образовании, в том числе «образование» (п. 1) и «отношения в сфере образования» (п. 30).

Расширительный подход к определению объекта правового регулирования, не ограничивающий предмет законодательства об образовании собственно образовательными отношениями, но включающий в него разнообразные отношения, целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование (экономические, трудовые, организационные и т.д.), повлиял на структуру Федерального закона об образовании и содержание всего законодательства об образовании.

Как это предусмотрено в части 2 комментируемой статьи, Федеральным законом об образовании установлены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации.

Устанавливая правовые основы образования, Федеральный закон об образовании формирует в соответствии к положениями Конституции РФ и международными договорами РФ нормативно-правовую базу для регулирования отношений в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В Законе определены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (ст. 3), а также зафиксированы (ст. 4) цели такого правового регулирования:

— установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;

— создание условий развития системы образования;

— защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Там же (ст. 4 Закона) закреплены и основные задачи правового регулирования отношений в сфере образования:

— обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

— создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

— создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

— определение правового положения участников отношений в сфере образования;

— создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

— разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Устанавливая организационные основы образования, Федеральный закон об образовании закрепляет порядок управления как отдельной образовательной организацией, так и всей образовательной системой (главы 1, 2 и 12 комментируемого Закона): полномочия в сфере образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственная регламентация образовательной деятельности, лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования и т.д.

Наконец, установление экономических основ образования в Федеральном законе об образовании осуществляется через предписания, содержащиеся в главе 13 «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования». Законодательство об образовании определяет особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования (ст. 99), использование в этих целях контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований (ст. 100), устанавливает порядок осуществления образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц (ст. 101), образовательного кредитования (ст. 104), создания образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности (ст. 103) и т.д.

Осуществляя регулятивную функцию, образовательное право определяет правовое положение участников отношений в сфере образования через закрепление их прав, обязанностей и ответственности: правовой статус лиц, осуществляющих образовательную деятельность, — в главе 3 Закона об образовании; обучающихся, их родителей и законных представителей — в главе 4; педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в главе 5; полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования — в главе 1 и т.д.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code