Статья 22. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 22

Комментируемая норма является отсылочной. В связи с тем, что деятельность по иммунопрофилактике инфекционных заболеваний сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан, и поскольку при этом могут затрагиваться национальные интересы государства, в целях дополнительной защиты общественных интересов законодатель предусматривает общие нормы об ответственности, отсылающие ко всему массиву действующего законодательства. Санкции за нарушение норм комментируемого Закона устанавливаются законодательством РФ о гражданско-правовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

  1. «Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права» <106>.

———————————

<106> Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. С. 543.

 

Юридическая ответственность является одной из важных сторон взаимной связи государства и институтов гражданского общества. Она служит важнейшей гарантией конституционности, законности и правопорядка, реализации прав и свобод человека и гражданина. В ст. 2 Конституции РФ провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В качестве конституционного принципа закреплено положение о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ) <107>.

———————————

<107> Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009. 432 с.

 

Юридическая ответственность выступает в качестве определенных видов. В соответствии с видами правонарушений различают следующие основные виды юридической ответственности:

— уголовная ответственность за преступления;

— административная ответственность за административные правонарушения;

— гражданско-правовая ответственность за нарушение договорных обязательств или за причинение ущерба;

— дисциплинарная ответственность за совершение дисциплинарных проступков;

— материальная ответственность за ущерб, причиненный работодателю работниками при исполнении ими трудовых обязанностей.

Вид и мера юридической ответственности, которые могут быть возложены на правонарушителя, содержатся в санкции правовой нормы. Санкция служит для того, чтобы предупредить возможность нарушения нормы права, а в случае совершения правонарушения — наказать виновного, а также восстановить, если это возможно, нарушенные права.

  1. Самой строгой для нарушителя установленных государством норм является уголовная ответственность. Она наступает за совершение преступлений, только наличие в действиях лица состава уголовного преступления является основанием для ее возникновения. Все составы преступлений и предусмотренные за их совершение санкции содержатся в УК РФ.

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, на необходимость соблюдения которых указывается в комментируемом Законе, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 236 УК РФ, за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — ч. 2 ст. 236 УК РФ.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554, к санитарно-эпидемиологическим правилам относятся в том числе санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранения и укрепления его здоровья.

Нарушение санитарных правил может выражаться в форме действия (использование при вакцинации ИБЛП, не прошедших регистрацию, нарушение температурного режима хранения ИБЛП) или бездействия (например, необорудование прививочного кабинета средствами неотложной и противошоковой терапии).

Обязательным для квалификации деяния по ст. 236 УК РФ является наступление последствий: массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека при квалифицированном составе. Относительно комментируемого Закона речь идет о массовых инфекционных заболеваниях.

В рамках рассматриваемых составов субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом по отношению к деянию и неосторожностью по отношению к последствиям. Лицо осознанно нарушает санитарные правила, но не желает наступления опасных последствий, хотя и предвидит их, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит, но должно было и могло предвидеть.

Также ст. 293 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства или другие, более тяжелые последствия: причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человека; причинение по неосторожности смерти двух и более лиц. Под должностными лицами здесь понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. «К ответственности по данной статье могут привлекаться должностные лица учреждений здравоохранения, халатно относящиеся к выполнению своих организационно-распорядительных, административных функций, если подобные действия или бездействия повлекли за собой причинение тяжкого вреда здоровью пациента или его смерть. В подобных ситуациях важное значение имеет оценка тех обязанностей должностного лица, которые отражены в должностных инструкциях, имеющихся во всех ЛПУ» <108>.

———————————

<108> Колоколов Г.Р. Комментарий законодательства о медицинском обслуживании населения. Москва, 2005.

 

3. Административная ответственность следует за совершение административных правонарушений. Их составы содержатся в КоАП РФ.

Основной статьей, по которой происходит привлечение к ответственности нарушителей комментируемого Закона, является ст. 6.3 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В отличие от ст. 236 УК РФ для наступления административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ не требуется наступление определенных последствий вследствие названных нарушений — это формальный состав.

Например, согласно п. 3.11 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации» при закупке и продаже МИБП отечественного производства необходимо проверять наличие:

— сертификата производства МИБП установленного образца (копии);

— паспорта отделения биотехнологического контроля (ОБТК) организации-изготовителя на реализуемую серию МИБП;

— лицензии на право производства и реализации МИБП (копии) или лицензии на фармацевтическую деятельность.

При закупке и продаже вакцин импортного производства необходимо проверять наличие:

— регистрационного удостоверения установленного образца на МИБП (копии);

— сертификата соответствия на реализуемую серию препарата (копии);

— лицензии на фармацевтическую деятельность дистрибьютора медицинских иммунобиологических препаратов (копии).

Если лечебно-профилактическое учреждение, которое является покупателем вакцин, осуществляет их приобретение и реализацию без предъявления одного из указанных документов, это является нарушением ст. 6.3 КоАП РФ и может повлечь соответствующие последствия для юридического лица: наложение штрафа от 10 000 руб. до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Физические лица также могут нести ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ. Например, это могут быть уполномоченные должностные лица медицинских организаций, осуществляющие проведение профилактических прививок.

Пример: в суде было установлено, что должностным лицом — районным педиатром ГБУЗ «Тамалинская ЦРБ» были нарушены санитарно-эпидемиологические требования при следующих обстоятельствах: на 1-ом участке ГБУЗ «Тамалинская ЦРБ» в отношении детей до 24 месяцев второй ревакцинацией против полиомиелита не было охвачено 2 ребенка. Процент охвата составляет 87,5%, что не соответствует п. 8.16 СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита». В медицинской карте ребенка А. записей о противопоказаниях либо вызове на очередную вакцинацию против полиомиелита нет; выявлено сокращение интервала между R1 и R2 полиомиелита с 2-х месяцев, предусмотренных национальным календарем, до 1 месяца и 4-х дней. Выявленные обстоятельства являются нарушениями приложения N 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. N 51н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», п. 8.1, 8.3, 8.4 СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита» и ст. 9 комментируемого Закона. Согласно медицинской карте ребенка Б. выявлено аналогичное сокращение интервала между R1 и R2 полиомиелита с 2-х месяцев, предусмотренных национальным календарем, до 1 месяца и 4 дней. Районный педиатр ГБУЗ «Тамалинская ЦРБ» была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 500 (пятисот) рублей (см. Постановление Тамалинского районного суда (Пензенская область) от 25 июня 2012 г. по делу N 5-6/2012).

4. Гражданско-правовая ответственность в рамках рассматриваемой статьи наступает за причинение ущерба при нарушении положений комментируемого Закона. Независимо от того, наступает ли вследствие такого нарушения уголовная либо административная ответственность, виновное лицо (медицинская организация, должностное лицо) обязано возместить причиненный вред пострадавшему лицу. Гражданско-правовая ответственность в форме возмещения имущественного и компенсации неимущественного вреда возникает при противоправности поведения лечебно-профилактического учреждения в виде нарушения санитарно-гигиенических норм и правил, наличии поствакцинального осложнения у гражданина или возникновении у него нового заболевания, причинной связи между противоправным поведением учреждения и возникшим у гражданина вредом, вины учреждения <109>.

———————————

<109> См.: Малеина М.Н. Правовое регулирование иммунопрофилактики инфекционных болезней // Lawmed.ru. URL: http://lawmed.narod.ru/arcticles/st01.html (дата обращения: 21.02.2014).

 

Согласно ГК РФ вред, причиненный личности, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

Виды и размер гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью граждан, предусматриваются ст. 1084 — 1094 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1085 ГК РФ в связи с причинением гражданину увечья или иного повреждения его здоровья компенсации подлежит, прежде всего, утраченный потерпевшим заработок или иной доход, который он имел или мог иметь до увечья. Компенсация утраченного потерпевшим заработка или иного дохода осуществляется исходя из их фактического размера. Однако при этом учитывается заработок или доход, который потерпевший хотя и не получил, но определенно мог иметь после причинения вреда его здоровью.

Важно отметить, что данные выплаты не зависят от назначенных потерпевшему в связи с повреждением здоровья пенсий, пособий и иных выплат, в частности предусмотренных главой V комментируемого Закона. Они не должны засчитываться в счет возмещения вреда. Согласно п. 2 ст. 1085 ГК РФ не засчитывается в счет такого возмещения и заработок или доход, получаемый потерпевшим после повреждения его здоровья.

Гражданское законодательство позволяет увеличить объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему (п. 3 ст. 1085 ГК РФ).

В случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья. По достижении малолетним потерпевшим 14 лет, а также в случае причинения вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющему заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить потерпевшему помимо расходов, вызванных повреждением здоровья, также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

При причинении вреда здоровью гражданина компенсации, наряду с утраченным заработком (доходом), подлежат также вызванные повреждением здоровья дополнительно понесенные расходы потерпевшего, в частности, на:

— лечение и приобретение лекарств;

— дополнительное питание;

— протезирование;

— посторонний уход;

— санаторно-курортное лечение;

— приобретение специальных транспортных средств;

— подготовку к работе по другой профессии.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ). В последнее время иски по возмещению морального вреда, причиненного некачественно оказанной медицинской помощью, имеют тенденцию к увеличению взыскиваемых сумм.

Порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Относительно ответственности, возникающей вследствие неисполнения одной из сторон своих обязательств по договору, действуют нормы ГК РФ и Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги, а лечебно-профилактическое учреждение соответственно обязано предоставить эту информацию. Медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории РФ, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, в свою очередь вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда <110>.

———————————

<110> Подробнее о гражданско-правовой ответственности при нарушении прав пациентов см.: Колоколов Г.Р. Защита прав пациентов. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2009. 192 с.

 

Кроме названного, возможно предъявление гражданских исков органами санитарно-эпидемиологического надзора к нарушителям санитарного законодательства — гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам о возмещении дополнительно понесенных расходов на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. В соответствии с п. 1 — 4 Положения о порядке возмещения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами дополнительно понесенных органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ расходов на проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утв. Приказом Минздрава РФ от 24 декабря 1999 г. N 452, к дополнительным могут быть отнесены расходы, связанные с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний, в том числе вспышек и эпидемий, пищевых и иных отравлений людей.

Данные заболевания, зарегистрированные в установленном порядке, подлежат расследованию в учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, в ходе которого выясняются причины, источник и условия возникновения и распространения заболеваний; устанавливается их связь с употреблением (использованием) населением товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, питьевой воды, а также с загрязнением производственных помещений, среды обитания; устанавливаются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, допустившие нарушение санитарного законодательства РФ, повлекшее за собой возникновение заболеваний людей; определяются затраты на проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая стоимость лабораторных исследований, санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, карантинных мероприятий, дезинфекции, дезинсекции и дератизации, обследования лиц, находящихся в контакте с инфекционными больными, профилактических прививок, других работ и затрат в соответствии с конкретными условиями.

На основании материалов проведенного расследования заболеваний людей и расчетов дополнительных расходов главный государственный санитарный врач соответствующей территории готовит предложение о возмещении дополнительно понесенных расходов органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства РФ. Предусмотренные настоящим Положением дополнительные расходы санитарно-профилактических учреждений, связанные с ликвидацией последствий нарушения санитарного законодательства РФ, возмещаются гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в добровольном порядке, а в случае отказа от добровольного возмещения — в установленном порядке.

Примеры: в 2006 г. у детей, отдыхающих в детском оздоровительно-образовательном лагере, было выявлено массовое инфекционное заболевание, что повлекло проведение внеплановых мероприятий по контролю в рамках расследования вспышки острой кишечной инфекции органами Роспотребнадзора, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Территориальным управлением Роспотребнадзора лагерю было направлено предложение о возмещении дополнительно понесенных расходов на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и выставлен соответствующий счет. Соответствующий иск был удовлетворен арбитражным судом первой инстанции, правомерность этого решения подтверждена в апелляционной инстанции (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2007 г. N 17АП-2403/2007-ГК по делу N А60-33482/2006-С4).

Решением арбитражного суда первой инстанции удовлетворены требования Территориального управления Роспотребнадзора о взыскании с МДОУ, в котором в 2006 г. было зарегистрировано 4 случая инфекционных заболеваний (острых кишечных инфекций) среди детей, дополнительно понесенных расходов, связанных с проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации заболеваний (подробнее см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2007 г. N 17АП-417/2007-ГК по делу N А60-30319/2006-С4).

Иски о возмещении материального ущерба могут подаваться к нарушителям санитарно-эпидемиологического законодательства и другими организациями, понесшими соответствующий ущерб. При этом необходимо доказать наличие причинно-следственной связи между виновным нарушением санитарно-эпидемиологических правил и нанесенным ущербом.

Пример: в арбитражном суде рассматривалось дело о возмещении убытков, связанных с приобретением вакцины против гепатита A, в размере 6 229 575 руб. в пользу МО «Нерюнгринский район» ООО «Краснодартрансстройгаз-Восток». Исковые требования были мотивированы тем, что допущенные обществом нарушения санитарного законодательства при размещении и эксплуатации временных поселков проживания строителей, расположенных по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, в районе ст. Нагорная, явились причиной возникновения повышенной заболеваемости гепатитом A.

Поскольку представленные постановления о привлечении ответчика к административной ответственности являются доказательством нарушения санитарно-эпидемиологических норм, но не устанавливают вину ООО «Краснодарстройтрансгаз-Восток» во вспышке заболевания вирусным гепатитом A, в удовлетворении исковых требований МО «Нерюнгринский район» судом было отказано, правомерность чего была подтверждена судами апелляционной и кассационной инстанций (подробнее см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 октября 2008 г. N Ф04-6197/2008(13273-А70-30) по делу N А70-7104/2007).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code