Статья 18. Право граждан на социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений

Комментарий к статье 18

Нормы комментируемой статьи регламентируют виды социальной поддержки граждан в случае возникновения у них поствакцинальных осложнений, а также порядок их финансирования.

  1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет виды социальной поддержки, оказываемой государством при возникновении поствакцинальных осложнений. К ним относятся:

— государственные единовременные пособия;

— ежемесячные денежные компенсации;

— пособия по временной нетрудоспособности.

Государственное пособие — это безвозмездная денежная выплата, производимая из средств государственного бюджета или фонда государственного социального страхования.

Компенсационные выплаты — это выплаты, призванные компенсировать ущерб, понесенный лицом, признаваемым государством нуждающимся в социальном обеспечении, в денежной форме либо в форме различных социальных услуг.

Пособия по временной нетрудоспособности — компенсационные выплаты застрахованным гражданам в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи; карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет; осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения (ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

  1. Финансирование выплат государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций является расходным обязательством Российской Федерации.

БК РФ определяет расходное обязательство как обусловленную законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанность публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Данное понятие было введено в БК РФ в 2004 г. и в первоначальной редакции формулировалось как обязанность публично-правового образования предоставить средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда).

Согласно п. 1 ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают, в частности, в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Российская Федерация делегирует своим субъектам полномочия по реализации прав граждан на социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений. Средства на реализацию передаваемых полномочий передаются на региональный уровень в виде субвенций.

Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами РФ по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах РФ. В рамках комментируемой статьи объем средств, предусмотренный бюджету субъекта РФ, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки (численности населения), и конкретных денежных сумм, необходимых для выполнения указанной функции. По данному вопросу действует Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на реализацию некоторых полномочий, передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 677. К факторам, которые учитываются при расчете размера субсидии, относятся:

— численность граждан, подвергшихся поствакцинальным осложнениям в субъекте РФ;

— размер государственного единовременного пособия, установленный п. 1 ст. 19 комментируемого Закона;

— число смертельных случаев, причиной которых явилось поствакцинальное осложнение, в субъекте РФ;

— размер государственного единовременного пособия, установленный п. 2 ст. 19 комментируемого Закона;

— численность граждан, признанных инвалидами вследствие поствакцинального осложнения, в субъекте РФ;

— размер ежемесячной денежной компенсации, установленный ст. 20 комментируемого Закона.

Рассчитываемый в соответствии с названной Методикой размер выделяемой субъекту РФ субвенции на выплату государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений может уточняться в связи с изменениями, вносимыми в национальный календарь профилактических прививок, с учетом фактической численности получателей указанных государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций за отчетный период.

Распределение субвенций бюджетам субъектов РФ на 2014 г. на выплату единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений в соответствии с комментируемым Законом закреплено в таблице 18 приложения 34 к Федеральному закону от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Размеры предоставляемых субвенций по регионам колеблются в пределах от 824,2 тыс. руб. для Краснодарского края до 22 тыс. руб. для Еврейской автономной области. Всего на эти цели предусмотрено 12 012,9 тыс. руб.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2005 г. N 579 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию полномочий по соответствующим выплатам гражданам.

Выплаты гражданам государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год.

Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Минздраву РФ, который осуществляет перечисление субвенций в бюджеты субъектов РФ на основании сведений и отчетов, полученных от органов исполнительной власти субъектов РФ.

Перечисление субвенций осуществляется на счета, открытые территориальным органам федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ.

Указанные федеральные субвенции носят строго целевой характер. Согласно теории финансового права, «субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается» <105>. В связи с этим органы государственной власти субъектов РФ ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей, а также с указанием объема произведенных расходов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» таковым органом является Министерство финансов РФ.

———————————

<105> Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2007. 376 с.

 

В случае необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Контроль за осуществлением расходов бюджета субъекта РФ в рамках целевого использования предоставленных субвенций осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральной службой по труду и занятости, а также Счетной палатой.

В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств. В соответствии с нормами БК РФ нецелевое использование бюджетных средств — это выразившееся в направлении и использовании предоставленных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Приказом Минфина России от 26 декабря 2007 г. N 152н утвержден Порядок удержания средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет в соответствии с п. 2 ст. 93.4 БК РФ.

При нарушении сроков возврата, а также в случаях использования не по целевому назначению средств, предоставленных из федерального бюджета, а также при нарушении сроков исполнения обязательств по государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам суммы средств, подлежащие возврату (перечислению, взысканию) в федеральный бюджет, удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты должников, в соответствии с Приказом Минфина России от 26 декабря 2007 г. N 152н. Решения о применении в отношении должников мер принуждения принимаются Министерством финансов РФ и оформляются в виде приказов Министерства.

Удержание средств в счет погашения задолженности осуществляется территориальным органом федерального казначейства на основании Приказа Министерства финансов РФ. Территориальный орган федерального казначейства не позднее трех рабочих дней со дня получения Приказа начинает осуществлять перечисление удержанных сумм в федеральный бюджет в пределах сумм доходов, подлежащих зачислению в бюджет должника. В случае недостаточности доходов, подлежащих зачислению в бюджет должника, взыскание осуществляется в последующие дни в пределах доходов, подлежащих зачислению в бюджет должника.

  1. В соответствии с нормами комментируемой статьи органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять законами субъектов РФ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в настоящем пункте.

Согласно Конституции РФ и действующему законодательству субъекты РФ осуществляют как собственные полномочия (по предметам исключительного ведения субъектов РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ), так и делегированные им федеральные полномочия. При этом субъектам РФ могут передаваться государственные полномочия как по предметам исключительного ведения РФ, так и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 26.1, 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ).

Возможность передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусмотрена ст. 132 Конституции РФ, ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ установлено, что полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта РФ, могут передаваться законами субъекта РФ органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ. Это значит, что возможность передачи субъектами РФ делегированных им федеральных полномочий должна быть прямо и недвусмысленно закреплена в федеральном законе, как это сделано в нормах комментируемого Закона.

Данная возможность по передаче определенных государственных полномочий органам местного самоуправления закреплена в законодательстве не так давно. Изменения вступили в силу со дня официального опубликования Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован 29 декабря 2008 г. в «Собрании законодательства Российской Федерации»), фактически они закрепили практику, которая уже имелась в регионах.

Пример: в 2008 г., до вступления в силу указанных изменений, судом были признаны недействующими нормы абз. 2 п. 4, п. 5 — 6 Порядка расходования в Республике Калмыкия средств, получаемых в виде субвенций из федерального бюджета на выплату гражданам государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений, утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 июня 2006 г. N 239, на основании того, что указанные в оспариваемых нормах полномочия без специальных предписаний об этом федерального законодательства не могли быть переданы субъектами РФ органам местного самоуправления. Ни один федеральный закон о передаче Российской Федерацией полномочий по выплате гражданам государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений, в том числе и комментируемый Закон, на тот момент не предусматривал возможности их последующей передачи органам местного самоуправления (см. Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 42-Г08-9).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code