МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ (ст. 178 УК РФ)[1]

Построение экономики основанной на рыночных отношениях невозможно без конкуренции, которая выполняет ряд важнейших регулирующих функций и объективно обеспечивает развитие рынка. Государство вполне оправданно устанавливает необходимые меры юридической поддержки и охраны конкуренции, в том числе и с использованием уголовно-правовых средств государственного принуждения.

Законодатель, включив в УК РФ статью 178 «Монополистические действия и ограничение конкуренции», подчеркивает тем самым особую значимость правовой охраны конкурентных отношений и соблюдения антимонопольных правил экономической деятельности. Указанное положение Уголовного кодекса о наказуемости монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции действует не обособленно, а включено в единую систему государственного антимонопольного регулирования, основанную на общих целях и конституционном принципе недопустимости противоправного монополизма и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство  регулирует отношения, влияющие на кон­куренцию и связанные с защитой конкуренции, определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлено на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынка. Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года № 948-1, Федерального закона РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ[2], издаваемых в соответствии с ними федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федерального антимонопольного органа[3], нормативных правовых актов Центрального банка Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих в пределах своей компетенции регулирование на рынке.

Вместе с тем, анализ деятельности антимонопольных и других государственных органов (в том числе правоохранительных) показывает, что данная норма УК РФ крайне редко используется для пресечения монополистических действий и нарушений правил конкуренции. Опрос работников правоохранительных органов, изучение уголовных дел и иных материалов, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, свидетельствует о наличии ряда объективных причин:

— несовершенством как антимонопольного, так и уголовного законодательства, разночтением в установлении оснований для привлечения к уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

— недостаточной подготовкой специалистов, применяющих уголовно-право­вые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства;

— отсутствием соответствующих методических разработок[4].

Указанные выводы подтверждаются и данными статистики о количестве преступлений по которым возбуждались уголовные дела:

Так, в 1998 году в целом по Российской Федерации было возбуждено по ст. 178 УК РФ 23 уголовных дела, всего расследовалось – 27, из них окончено расследованием 16 уголовных дел.

В 1999 году всего по России возбуждено по ст. 178 УК РФ 36 (+ 56,5 % к АППГ) уголовных дел, всего расследовалось – 39 (+ 44,4 %), из них окончено расследованием 27 (+ 68,8 %) уголовных дел.

За 12 месяцев 2000 года было возбуждено по ст. 178 УК РФ 42 (+ 10,5 % к АППГ) уголовных дел, всего расследовалось – 49 (+ 2,1 %), из них окончено расследованием 24 (- 41,5 %) уголовных дела[5].

 

Уголовно-правовая характеристика монополистических действий и ограничения конкуренции[6]

Диспозиция рассматриваемой статьи состоит из двух самостоятельных составов преступлений:

— монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен;

— ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

Анализ диспозиции ст. 178 УК РФ[7] в контексте действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод, что используемое в данной статье понятие «рынок» подразумевает как товарный рынок, так и рынок финансовых услуг. Статья сформулирована с учетом положения ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации, запрещающего в целом, независимо от вида рынка, экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (здесь и далее выделено нами). Кроме того, указанный подход законодателя оправдан с точки зрения правил юридической техники: нет необходимости включать в УК РФ две отдельных статьи об ответственности за монополистическую деятельность: на товарных рынках и на финансовых рынках.

Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;

Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям;

Таким образом, под действие ст. 178 УК РФ попадают субъекты товарного и финансового рынков. В соответствии с законодательством таковыми являются:

— на товарных рынках – российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации (за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью), сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также индивидуальные предприниматели, то есть хозяйствующие субъекты;

— на финансовых рынках – российские и иностранные юридические лица, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственные пенсионные фонды, их управляющие компании, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, лизинговые компании, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг, индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг, то есть финансовые организации.

Исходя из сферы применения антимонопольного законодательства, объектом монополистических действий и ограничения конкуренции являются общественные отношения, обеспечивающие добросовестную конкуренцию на товарном рынке и рынке финансовых услуг. В структуру объекта уголовно-правовой охраны в сфере конкуренции включаются следующие отношения:

— между отдельными хозяйствующими субъектами, либо между отдельными финансовыми организациями;

— между хозяйствующими субъектами или финансовыми организациями и государством в лице уполномоченных органов;

— между хозяйствующими субъектами или финансовыми организациями и потребителями.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 178 УК РФ, охватывает два вида деяний:

— монополистические действия;

— ограничение конкуренции.

Эти деяния объединены в одну статью, поскольку они связаны с экономической и властной деятельностью соответственно хозяйствующих субъектов или финансовых организаций и органов исполнительной власти (местного самоуправления) и прямо посягают на добросовестные конкурентные отношения. Кроме того, следует особо подчеркнуть, что уголовно наказуемыми являются не любые проявления монополистических действий и ограничения конкуренции, а лишь совершенные указанными в ст. 178  УК РФ способами.

Способы совершения монополистических действий:

а) установление монопольно высоких цен;

б) установление монопольно низких цен.

К способам ограничения конкуренции относятся:

а) раздел рынка;

б) ограничение доступа на рынок;

в) устранение с него других субъектов экономической деятельности;

г) установление единых цен;

д) поддержание цен.

В основе разграничения монополистических действий и ограничения конкуренции лежит критерий численности субъектов рынка, осуществляющих деяния. При монополистических действиях эти деяния касаются односторонних манипуляций с монопольными ценами, в другом случае (ограничение конкуренции) — это коллективные деяния, ограничивающие конкуренцию.

Поскольку диспозиция ст. 178 УК РФ является бланкетной, рассмотрим подробнее основные понятия, необходимые для характеристики способов совершения монополистических действий и ограничения конкуренции.

I. Совершение монополистических действий.

Монополистическая деятельность — противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, финансовых орга­низаций или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

Согласно ст. 4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»:

монопольно высокая цена — цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;

монопольно низкая цена — цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» – Запрещаются действия финансовой организации, занимающей доминирующее положение на рынке финансовых услуг, затрудняющие доступ на рынок финансовых услуг другим финансовым организациям и (или) оказывающие негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг, в том числе такие, как установление при заключении договора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую финансовую услугу.

Как явствует из приведенных определений монопольно высокие (низкие) цены — это цены, которые могут устанавливаться только хозяйствующими субъектами или финансовыми организациями, занимающими доминирующее положение соответственно на товарном рынке и рынке финансовых услуг. Поэтому действие ст. 178 УК РФ в части установления монопольных цен распространяется исключительно на деятельность тех субъектов, положение которых в соответствии с антимонопольным законодательством квалифицируется как доминирующее на соответствующем рынке. Под доминирующим положением понимается:

1) на товарном рынке — исключительное положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее — определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 % и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 %, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %. Подробнее вопросы, касающиеся установления предельной величины доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке для квалификации доминирующего положения, рассматривается в Приказе МАП России от 03.06.1994 г. № 66.

2) на рынке финансовых услуг — доминирующее положение финансовой организации определяется МАП России в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» в порядке, утверждаемом МАП России по каждому виду рынка финансовых услуг по согласованию:

на рынке ценных бумаг — с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, осуществляющей регулирование на рынке ценных бумаг. Приказом МАП России от 21.06.2000 № 66 утвержден Порядок определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами.

 

на рынке банковских услуг — с Центральным банком Российской Федерации. Приказом МАП России от 02.10.2000 № 730 утверждена Методика определения оборота банковских услуг.

 

на рынке страховых услуг — с Минфином РФ, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг. Приказом МАП России от 06.05.2000 № 340а утвержден Порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг.

на рынке иных финансовых услуг — с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих финансовых услуг (Минэкономразвития РФ).

Приказом МАП России от 06.05.2000 № 342 по согласованию с Минэкономики РФ утвержден Порядок определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг.

Приказом МАП России от 06.05.2000 № 337а по согласованию с Минтруда РФ утвержден Порядок определения доминирующего положения негосударственных пенсионных фондов.

Доля финансовой организации на рынке финансовых услуг определяется исходя из отношения суммы ее оборота по определенному виду финансовых услуг к общей сумме оборота финансовых организаций в установленных границах рынка финансовых услуг. Методика определения оборота финансовых услуг финансовых организаций и границ рынка финансовых услуг устанавливается Правительством Российской Федерации[8].

Установление монопольно высоких (низких) цен противоречит публичным интересам в том случае, если эти действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других предпринимателей или граждан.

II. Ограничение конкуренции — это второй вид деяний, охватываемых ч. 1 ст. 178 УК РФ. При анализе объективной стороны ограничения конкуренции важно обратить внимание на способы такого ограничения, перечень которых согласно ст. 178 УК РФ является исчерпывающим: раздел рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление единых цен, поддержание цен.

Указанные способы монополистической деятельности представляют собой методы коллективных действий реальных или потенциальных конкурентов на рынке. В законодательстве о конкуренции они именуются соглашениями (согласованными действиями) хозяйствующих субъектов или финансовых организаций, ограничивающими конкуренцию:

на товарном рынке – запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции;

на финансовом рынке – не допускаются и в установленном порядке признаются полностью или частично недействительными достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой либо с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и с любыми юридическими лицами, за исключением соглашений или согласованных действий финансовых организаций с Центральным банком Российской Федерации, если такие соглашения или согласованные действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг.

Кроме того, вышеуказанные соглашения или согласованные действия не допускаются и в установленном порядке признаются полностью или частично недействительными, если они прямо или косвенно направлены на:

1.) Раздел рынка:

для товарного рынка – это раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

для финансового рынка – это раздел рынка финансовых услуг по территориальному принципу, по видам предоставляемых финансовых услуг либо по потребителям финансовых услуг.

2.) Ограничение доступа на рынок — деяние (действие или бездействие) виновного лица, создающее любые неправомерные препятствия для входа на рынок того или иного хозяйствующего субъекта или финансовой организации и ущемляющее свободу их экономической деятельности. Ограничение свободы экономической деятельности может осуществляться как субъектами, действующими на рынке, так и органами исполнительной власти (местного самоуправления) путем установления противоправных сборов за право заниматься определенным видом деятельности на территории региона, неправомерный отказ в регистрации или выдачи лицензии хозяйствующему субъекту по мотивам нецелесообразности его предпринимательской деятельности и т.п. Ограничение доступа на рынок включает и действия по физическому воспрепятствованию деятельности конкурентов на рынке.

3.) Устранение с рынка других субъектов экономической деятельности — действия виновных лиц, принуждающие хозяйствующие субъекты, уже работающие на данном рынке, полностью или частично прекратить экономическую деятельность на соответствующем рынке. Они могут выражаться, например, в распространении среди клиентов хозяйствующего субъекта (финансовой организации) ложной, неточной или искаженной информации, способной причинить убытки или нанести ущерб его деловой репутации, с помощью принуждения к отказу от совершения сделок, заключения иных договоров, а также действий по физическому воспрепятствованию законной экономической деятельности, принуждению их к отказу от экономической деятельности на данном рынке. Последствиями таких действий является прекращение или приостановление деятельности хозяйствующего субъекта (финансовой организации).

4.) Установление или поддержание единых цен — это целенаправленное соглашение двух или более хозяйствующих субъектов (финансовых организаций) об общих ценах (тарифах) на конкретном рынке, применяемых всеми участниками такого сговора. Указанные действия также могут быть связаны с физическим воздействием на конкурентов, принуждением их к установлению необходимой цены и ее дальнейшего поддержания.

Хотя в результате монополистических действий и ограничения конкуренции может быть причинен вред либо создана угроза причинения вреда личности, обществу или государству, однако, поскольку состав преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ является формальным, наступления таких последствий не требуется. Преступление считается оконченным с момента совершения действий (бездействия), составляющих объективную сторону данного преступления.

Состав субъектов правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 178 УК РФ, достаточно типичен для преступлений в сфере экономической деятельности и определяется исходя из того, что согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного уголовным законом.

Субъектный состав можно подразделить на три группы в зависимости от правового статуса лиц, совершивших преступление.

Во-первых, это собственно субъекты предпринимательской деятельности: индивидуальные предприниматели — граждане, которые в соответствии со ст. 23 ГК занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (с момента государственной регистрации). К данной группе относятся также участники юридического лица (полного товарищества и товарищества на вере (кроме коммандитистов), посредством которых согласно ст. 53, 72 и 84 ГК юридическое лицо может приобретать права и обязанности в хозяйственном обороте. Физические лица — полные товарищи в полном товариществе и в товариществе на вере должны пройти регистрацию в качестве предпринимателей.

Во-вторых, субъектом преступления по ст. 178 УК РФ могут выступать руководители хозяйствующих субъектов, финансовых организаций, их объединений (союзов или ассоциаций), а также некоммерческих организаций (за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью), независимо от того, являются ли они российскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства. Руководители ведут текущие дела организации и представляют ее в хозяйственном обороте. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения и избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (в зависимости от организационно-правовой формы).

В-третьих, это должностные лица федеральных органов исполнительной власти, Центрального Банка России, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, поскольку в силу своих полномочий по регулированию рыночных отношений они могут прямым или косвенным образом влиять на состояние конкурентной среды на рынке.

Характеризуя субъективную сторону рассматриваемого преступления, отметим его умышленный характер (прямой умысел) – виновное лицо, сознавая общественную опасность своего деяния, стремится не допустить, ограничить или устранить конкуренцию на соответствующем рынке.

 

Особенности расследования монополистических действий и ограничения конкуренции

Основаниями и поводами к возбуждению уголовных дел данной категории в основном являются:

— материалы, собранные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;

— материалы, собранные в процессе разбирательства по иным правонарушениям либо расследования иных преступлений;

— заявления от граждан, сообщения от хозяйствующих субъектов, работающих на рынке, о нарушении правил добросовестной конкуренции;

— сообщения поступившие из антимонопольного органа.

Как показывает изучение уголовных дел и судебной практики, преступления совершаются, в основном, в отношении лиц, реализующих плодоовощную продукцию на рынках, либо осуществляющих ее закупку у населения. Именно такие преступления составляют основную массу уголовных дел, возбуждаемых по ст. 178 УК РФ. Преступные посягательства, связанные с закупкой и реализацией сельхозпродукции, выявляются, как правило, в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий путем документирования преступной деятельности.

Так, например, в августе 2000 г. в ОБЭП Ногинского УВД Московской области поступила оперативная информация о том, что на территории рынка 000 «Октябрьский» преступная группа из числа уроженцев республик Закавказья под­держивает монопольно высокие цены на сельхозпродукцию.

С целью документирования преступной деятельности данной группы лиц было организовано проведение оперативного эксперимента и на указанном рынке была вы­ставлена «контрольная точка» по торговле арбузами. Продавцами контрольной точки являлись представители общественности и арбузы реализовывались ими по цене 4 рубля за килограмм, тогда как на рынке цена на них составляла 5-6 рублей. В процес­се торговли к «контролируемой» точке неоднократно подходили лица из числа адми­нистрации рынка и продавцов арбузами — уроженцев республик Закавказья с требо­ванием поднять цену на арбузы до 6 рублей или прекратить торговлю и покинуть рынок. Вышеуказанные лица с целью устранения других субъектов экономической деятельности и поддержания единых высоких цен на арбузы неоднократно угрожали применить насилие к продавцам «контролируемой» точки. Все действия со стороны вышеуказанных лиц документировались с использованием аудио и видеозаписи.

За неправомерные действия по ст. 122 УПК РСФСР были задержаны директор рынка, охранник и два продавца кавказской национальности. Возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 178 УК РФ.

Основными  оперативными мероприятиями, осуществляемыми сотрудниками подразделений ОБЭП по данной категории дел, являются наблюдение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент, порядок проведения которых регламентируется ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

При проведении оперативно-розыскных мероприятий используется видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также иные технические средства, применение которых обусловлено необходимостью четкой фиксации обстоятельств совершения преступления, выявлением всех участвующих в нем лиц.

Реализация результатов оперативно-розыскной деятельности и проверочных материалов должна осуществляться оперативными работниками во взаимодействии со следователями органов внутренних дел, к подследственности которых, согласно ст. 126 УПК РСФСР, относится производство предварительного следствия по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 178 УК РФ. Порядок предоставления следователю оперативно-розыскных материалов определяется Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд[9].

При изучении материалов доследственной проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела следователям  необходимо особое внимание обращать на следующие обстоятельства:

— законность проведения оперативно-розыскных мероприятий,[10] соблюдение установленного Законом об ОРД и Инструкцией порядка проведения отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий (утверждение начальником оперативного подразделения ОВД-УВД постановления о проведении оперативного мероприятия, наличие мотивированного рапорта на имя начальника отдела об использовании аудио- и видеосъемки);

— наличие у субъектов, действующих на рынке, документов о праве на торговлю или иной вид деятельности ( в том числе лицензий), документов о происхождении товаров, а также  трудового договора (соглашения);

— согласие представителей общественности и иных лиц на участие в оперативно-технических мероприятиях;

— наличие объяснений лиц, подозреваемых в совершении преступления, потерпевших.

По делам, связанным с куплей-продажей сельхозпродукции, оперативные работники должны по возможности  производить изъятие ценников с указанием стоимости товара. Изъятию подлежат как ценники на товары потерпевшего, так и ценники на аналогичную продукцию, реализуемую преступниками.

Для преступлений, связанных с куплей-продажей сельхозпродукции, характерно совершение следующих действий, образующих объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ:

ограничение доступа на товарный рынок путем физического воспрепятствования деятельности конкурентов;

устранение с рынка других субъектов экономической деятельности путем физического воспрепятствования законной экономической деятельности конкурентов, принуждению их к отказу от экономической деятельности на данном рынке;

установление единых цен также связано с физическим (моральным) воздействием на конкурентов, угрозой такого воздействия, принуждением их к установлению необходимой цены.

Именно доказывание указанных действий является основной задачей следователя по делам, связанным с куплей-продажей сельскохозяйственной  продукции[11].

Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по уголовным делам, возбуждаемым по ст. 178 УК РФ, условно можно подразделить на две группы в зависимости от вида преступного деяния.

Поскольку рассматриваемые преступные деяния связаны с конкуренцией на товарном или финансовом рынке необходимо:

1. Установить наличие конкурентных отношений между субъектами, действующими на рынке.

— собрать документы о регистрации субъектов экономической деятельности, получении ими соответствующих разрешений и лицензий, свидетельствующие о работе на одном сегменте рынка, занятии аналогичными видами деятельности, оказании однородных услуг и т.п.;

— собрать документы (информацию) о наличии трудовых отношений лиц, проходящих по делу, с соответствующими субъектами экономической деятельности, конкурировавшими между собой

— получить заключение территориального антимонопольного органа о наличии конкурентных отношений между субъектами, действовавшими на рынке.

2. При доказывании факта установления монопольно высоких (низких) цен:

Установление монопольно высоких (низких) цен необходимо трактовать с позиции Законов о конкуренции, где дано определение монопольно высокой и монопольно низкой цены. Чтобы вести речь о монопольно высоких (низких) ценах, необходимо сначала доказать факт наличия доминирующего положения организации на рынке, который устанавливается МАП России.

1) установить доминирующее положение хозяйствующего субъекта, финансовой организации на соответствующем сегменте рынка:

— получить (экспертное) заключение антимонопольного органа о возможности отнесения субъекта к монополистам на рынке;

— получить экспертное заключение, либо заключение о доле (удельном весе) продаж, оказываемых услуг от специалистов профильного подразделения (организации) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регулирование на соответствующем сегменте рынка на определенной территории;

— установить условия и порядок обращения товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров на рынке

— получить заключение территориального подразделения ЦБ России об отнесении кредитного учреждения к монополистам на рынке банковских услуг;

— получить выписку из реестра, если организация включена в реестр предприятий-монополистов.

2) фиксация факта установления монопольно высоких (низких) цен:

Выявление монопольных цен должно опираться на изучение реальной динамики цен с учетом инфляции, а также на исследование изменений объемов производства в натуральном выражении. В то же время формальные обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков монопольной цены, могут быть следствием рыночной конъюнктуры, а не противоправного поведения хозяйствующих субъектов.

Без проведения глубокого экономического анализа с привлечением экспертов выявить такие монополистические действия весьма сложно, поэтому необходимо:

— получить документальное подтверждение установленного уровня цен;

— собрать необходимые документы по динамике цен, объемов реализации товара, предоставленных услуг;

— собрать документы по особенностям производства (издержкам, непроизводственным расходам и т.п.), предоставления услуг и уровне рентабельности на аналогичных субъектах рынка;

— на основании собранных документов получить заключение о возможности отнесения цен к монопольно высоким или низким.

3. При доказывании факта ограничения конкуренции:

— зафиксировать наличие соглашения либо фактов согласованных действий субъектов определенного сегмента рынка, создания союзов, ассоциаций для чего собрать документы приказы и распоряжения руководителей соответствующих организаций, иные документы, свидетельствующие о проведении согласованных операций, сделок, допросить лиц, причастных к принятию указанных решений и совершению таких действий и т.п.

— собрать документы, свидетельствующие о контроле указанными субъектами более 35 % рынка;

— в территориальном антимонопольном органе получить заключение об ограничении добросовестной конкуренции в результате создания союзов, ассоциаций, заключения соглашений либо проведения согласованных операций на рынке;

— собрать документы, свидетельствующие о наличии соглашения между субъектом рынка и органами исполнительной власти, допросить лиц, причастных к принятию указанных решений и совершению таких действий.

В зависимости от способа ограничения конкуренции необходимо дополнительно доказать, что указанные соглашения прямо или косвенно направлены:

1) на раздел рынка, для чего необходимо провести анализ активности субъектов, действующих на рынке, в различных регионах; соотнести объемы продаж или закупок, видов предоставляемых финансовых услуг возможными участниками соглашения, а также проанализировать их деятельность по кругу продавцов, покупателей (заказчиков), потребителей финансовых услуг с целью определения дискриминируемых контрагентов, либо получающих преимущества при заключении договоров. Путем проведения оперативно-розыскных мероприятий установить факты достижения негласных договоренностей о разделе рынка, закрепить полученную информацию проведением допросов и иных следственных действий.

2) на ограничение доступа на рынок:

— доказывание ограничения свободы экономической деятельности субъектами, действующими на рынке путем физического воспрепятствования деятельности конкурента, причастности лиц, осуществлявших физическое воспрепятствование, к конкурирующей структуре;

— ограничение доступа на рынок со стороны органов исполнительной власти (их должностных лиц) – неправомерный отказ в создании, реорганизации или ликвидации хозяйствующего субъекта или в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом предпринимательской деятельности; неправомерное установление запретов для хозяйствующих субъектов (запрет на ввоз продукции и т.п.); неправомерное закрепление требований, обязанностей в отношении предпринимателей (установление для хозяйствующего субъекта обязанности в первоочередном порядке поставить товар).

3) на устранение с рынка других субъектов экономической деятельности:

— доказыванию подлежат обстоятельства, аналогичные вышеуказанным, повлекшие прекращение или приостановление деятельности хозяйствующего субъекта (финансовой организации) на рынке.

4) Установление или поддержание единых цен:

— доказывание соглашения или согласованных действий между хозяйствующими субъектами и иными органами по определению и предложению одинаковых цен на конкретные группы товаров или услуг;

— доказывание противоправного характера действий по обеспечению соблюдения единых цен хозяйствующими субъектами, созданию условий по поддержанию установленных цен путем ограничения предложения товаров (услуг) на рынке, ограничения доступа на рынок покупателей (потребителей).

4. Кроме того доказыванию подлежат:

— реальность осуществления высказанных в адрес потерпевшего угроз;

— фактическое уничтожение или повреждение чужого имущества и (или) распространение сведений, которые могут принести существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких;

— квалифицирующие признаки состава преступления (неоднократность, применение насилия, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, либо организованной группой);

— характер и размер вреда, причиненного потерпевшему;

— виновность лица, в совершении преступления, и обстоятельства, влияющие на степень его ответственности;

— круг соучастников, степень их виновности и ответственности в соответствии с уголовным законодательством;

и другие обстоятельства с учетом сложившейся по делу ситуации.

При производстве следственных действий устанавливаются и выявляются обстоятельства, подлежащие доказыванию по данной категории дел. Доказывание каждого из этих обстоятельств достигается путем проведения комплекса следственных действий, содержание которого зависит от сущности совершенного противоправного деяния и конкретных обстоятельств дела.

ВНИИ МВД России



[1] Подготовлены авторским коллективом: начальник отдела НИЛ-4 ВНИИ МВД России полковник милиции Улейчик В.В., старший научный сотрудник НИЛ-4 ВНИИ МВД России подполковник юстиции Ложкина Е.И., начальник отдела по делам о преступлениях в сфере экономики и компьютерной информации КМУ СК при МВД России подполковник юстиции Егоров Г.А., старший следователь отдела по делам о преступлениях в сфере экономики и компьютерной информации КМУ СК при МВД России майор юстиции Корсакова В.А.

[2] Приводимые термины и определения в соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в части касающейся товарного рынка, Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» — финансового рынка. Нормативная правовая база дается по состоянию на 15.06.2001 года.

[3] Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

[4] Имеющаяся методическая литература по вопросам квалификации и расследования монополистических действий и ограничения конкуренции подготовлена до принятия в 1999 году ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

[5] Приводимые статистические данные предоставлены ГИЦ МВД России.

[6] При подготовке раздела использовалась статья К. Тотьева Уголовная ответственность за монополистическую деятельность // «Хозяйство и право» № № 5, 6, 1998 г.

[7] Диспозиция статьи 178 УК РФ является бланкетной, специальные термины, содержащиеся в ней, раскрываются в законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих антимонопольное законодательство. При этом содержание и толкование понятий и терминов должно осуществляться в точном соответствии с их значением в законодательстве о конкуренции.

[8] Постановление Правительства РФ от 07.03.2000 № 194.

[9] Объявлена совместным Приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56.

[10] Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ст. 8 Закона об ОРД). Применительно к ст. 178 УК РФ таковыми являются только деяния предусмотренные ч. 3.

[11] Более подробно указанные вопросы рассмотрены в методических рекомендациях по расследованию принуждения к совершению сделки, отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code